Хулиган и трижды Сталинский лауреат

топ 100 блогов maysuryan29.04.2025 Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Пётр Вильямс (1902–1947)

Речь о советском художнике Петре Вильямсе (1902–1947), чей день рождения — 30 апреля. Почему трижды Сталинский лауреат – понять нетрудно – потому что трижды был награждён Сталинской премией первой степени: в 1943-м, 1946-м и 1947-м. А почему хулиган? Потому что сам так подписал одну из своих фотографий — «Хулиган Вильямс Пётр». Взглянув на его фото с прилипшей к губе папироской, в это, пожалуй, поверишь! :) Однако среди предков художника были князья Голицыны, дома у него хранилась гражданская шпага отца, а фамилию свою он унаследовал от деда Роберта, американского инженера-технолога, приехавшего в Россию по приглашению, да так здесь и осевшего.
В 1920-е Вильямс стал одним из основателей группы ОСТ (Общества художников-станковистов), которые отрицали беспредметность, и в то же время увлекались революционной романтикой. Их характеризовали как «самую левую среди всех правых групп». :) Вот и поди разберись в этом. :)
Романтику мы видим на самой знаменитой картине Вильямса «Автопробег» (1930).

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Автопробег. 1930

По дороге стремительно мчатся куда-то — не иначе, как в светлое будущее! — автомашины невиданных в 1930-м, футуристических форм. К холсту так и просятся в качестве подписей строки из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» (1931): «Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями», или: «Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке!». Но роман написан позже картины, возможно, писатели даже ею вдохновлялись, тем более, что у них в нём тоже фигурирует некое «общество «Диалектический станковист»? Кстати, общество сравнительно консервативное, его участники пишут красками на холсте, когда передовой художник Феофан Мухин творит овсом... А можно в виде подписи к картине поставить и Есенина: «Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?». Это, конечно, о напуганном видом металлических коней и брыкающемся жеребёнке на переднем плане, которого еле-еле удерживает в узде мальчишка.
Другим эталонным произведением Вильямса ОСТовцы считали его портрет режиссёра-новатора Всеволода Мейерхольда на фоне конструктивистских декораций.

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Портрет Всеволода Мейерхольда. 1925

Пожалуй, не менее известна и картина «Акробатка» – портрет жены художника, актрисы Анны Амханицкой (1902—1988), которая играла в том числе и у Мейерхольда.

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Акробатка (Портрет жены художника). 1927

Вильямс хорошо передавал на портретах энергию и волёвой напор своих моделей.

А вот человека с этой фотографии вы наверняка хорошо знаете! На нём – грим и театральный костюм, сделанный по эскизу Вильямса, для роли Судьи в «Пиквикском клубе» Чарльза Диккенса.

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Фотография 1935 года

Попытайтесь угадать... :) Хотя даже сам Константин Станиславский, знавший прекрасно своего коллегу по театру, не смог понять, кто перед ним! :)

Если не догадаетесь, то вот на этой фотографии тот же самый человек без грима:

https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/2861670/2861670_600.jpg

Костюмы и декорации в «Пиквикском клубе» были сделаны с превосходным знанием истории и при этом явственно приправлены иронией. Так выглядела одна из декораций:

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Эскиз задника к пьесе «Пиквикский клуб» (МХАТ). 1934

Вильямс и Булгаков познакомились в ходе совместной работы над «Пиквикским клубом» и вскоре стали дружить семьями. Ходили друг к другу в гости, художник и его родные были среди первых читателей «Мастера и Маргариты» и «Записок покойника» («Театрального романа»). Вильямс оформлял во МХАТе спектакль «Мольер» (1936) по пьесе Булгакова «Кабала святош». Оформление было решено сделать максимально пышным, из парчи, «чтобы всё сияло, как солнце!». Вильямс с Булгаковым творили образ государства эпохи расцвета королевского абсолютизма, по выражению художника, «атмосферу тяжёлой пышной мощности эпохи». Позднее, когда Булгакова уже не стало, Вильямс работал над постановкой его пьесы «Последние дни» («Пушкин», 1943).
Жизнь самого художника оборвалась сравнительно рано, в 1947 году.
Вот ещё несколько его работ:

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Баррикада. 1926

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Женщина в красном на берегу моря

Романтическое и праздничное восприятие действительности, вообще свойственное для художников группы ОСТ, хорошо чувствуется в этой, например, картине Вильямса:

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Весна. Портрет А.С. Мартинсон и А.Д. Понсова. 1947

Довольно близкими по мироощущению Вильямсу можно назвать картины другого участника ОСТа Юрия Пименова, о творчестве которого я писал ранее.

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Эскиз декорации. Отчизна. Театрализованная программа Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. 1942

Хулиган и трижды Сталинский лауреат
Эскиз декорации. Польский бал. Эскиз декораций к опере М. Глинки «Иван Сусанин» в Большом театре. 1940

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Но мне иногда кажется - что я прекрасно понимаю тех чиновников, которые ни хера ничего не делают а только воруют. Достаточно почитать что пишут многие москвичи про Собянина, ну например - и задумываешься хотя бы на минуту о том, что лучший способ управления наши народом, это давать ...
  Орденоносная капитан ВВС СССР Коваленко в буржуазном магазине секретного дополнительного обмундирования. /Кэтрин Хэпбёрн, британский "The Iron Petticoat" ("Железная нижняя юбка"), 1956/ ...
Раз уж мне прислали эту ссылку - разберём . Валенсия - это вам не городок в Оренбургской области на берегу огромной дикой реки. Это, на минуточку, «зеленая столица Европы 2024», мировой туристический, исторический, культурный и еще какой-то центр. Там огромный порт, очень прибыльный, ...
На самом деле, я их обожаю) Нежные, пушистые, ароматные... И лучше на кустах, а не в букете) А мои  пионы цвета фуксии еще в бутонах стоят) Хорошего дня вам, друзья) ...