Хозяйка Медной горы
irina_sbor — 05.05.2019
Хозяйка Медной горы живет в нашей семье 68 лет.
Папа подарил её маме через несколько месяцев после
свадьбы.
Это был его первый подарок - Хозяйка прекрасно украшала
единственную комнату молодой семьи!
Но теперь, спустя столько лет, я вдруг подумала, а не было ли
это ещё и признанием маминой бесспорной власти в нашем
семействе?
Папа был ироничным человеком и, может быть, этим подарком он
признал полную «капитуляцию» перед молодой женой…
Хозяйка Медной горы - хозяйке большого дома.
Это свадебная фотография моих родителей.
Южно-Сахалинск, январь 1951 года.
А познакомились они в 1950 году. Юг острова, освобождённый от
японцев, активно заселялся гражданским населением, но
военных, на радость девушкам, было очень много.
Папа служил в Корсакове в Охране водного региона
Тихоокеанского флота.
Мама жила с родителями в Южно-Сахалинске, работала
бухгалтером в конторе кинопроката.
Вместе с подружками они приезжали на танцы в военно-морскую
часть, где служил папа. Там они и познакомились.
Ухажёров у маменьки было много. Одновременно с папенькой, за
мамой активно ухаживал Коля Авдеев, коммунист, человек с активной
жизненной позицией и с хорошим карьерным ростом.
Но мама отдала своё сердце Коле Усову, человеку беспартийному,
простому, потому что лучшего кавалера на танцах не было! Танго,
фокстрот, вальсы – папа танцевал безупречно!
Партийный билет в кармане Коли Авдеева тихо вздыхал, глядя, как
лихо Коля Усов выделывает ногами замысловатые кренделя!
И вот, мама полюбила папу.
А папа, как гласит семейная легенда, встретил маменьку в
грустную пору своей личной жизни - его бросила любимая девушка. И
вот назло изменщице коварной, папа стал обаять маму и всё
закончилось свадьбой в заснеженном новогоднем
Южно-Сахалинске.
Папа был невероятно лёгким человеком.
Несмотря на драматическую историю о несчастной любви, к маме
он относился очень уважительно и бережно.
Да он вообще ко всему миру относился уважительно и бережно.
Любил жизнь, любил её красоту…
Трудности переживал с юмором, поэтому я не помню его в
плохом настроении, в унынии, в гневе.
Он всегда находил поводы для радости.
И сам любил радовать других!
Прожив несколько лет после свадьбы в бараке, мои родители
купили роскошный деревянный дом на окраине города.
Хозяйку Медной горы в красном сарафане сразу поселили в
залу.
Кроме неё в самой большой и нарядной комнате дома
проживал юный фарфоровый Александр Пушкин, задумчиво сидящий в
поэтическом блаженстве за маленьким столиком, фарфоровая Балерина,
распластанная на полу в позе умирающего лебедя.
И бюст Петра Ильича Чайковского из силумина - тёмного и
тяжёлого сплава алюминия с кремнием.
Поэт, композитор и балерина украшали пианино «Приморье» –
орудие пытки моей старшей сестры.
Хозяйка украшала телевизор.
Клейма на Хозяйке нет, поэтому утверждать, что она прилетела к
нам прямо из Дулево я не могу.
Знаю, что в 50-х годах на фабрике "Дулево" начали выпускать
статуэтку "Хозяйка Медной горы" в красном сарафане.
"Автор Павел Михайлович Кожин, скульптор-анималист,
работавший в различных керамических материалах.
С 1938 года творчество П. М. Кожина связано с Дулевским
фарфоровым заводом. Созданию скульптур предшествовали рисунки с
натуры, в материале фигура компоновалась вместе с окружением
морского или речного дна: ракушками, водорослями, камнями. Кроме
того, П. М. Кожин работал в историческом, литературном и
фольклорном жанре ("Царевна-лягушка", "Сказка о глупом мышонке",
"Иванушка в полете", "Хозяйка Медной горы», "Баян").
(Интернет)
Конечно, Хозяйку я любила больше задумчивого Пушкина,
тяжело-мрачного Чайковского и умирающей Балерины.
В Хозяйке я любила всё, особенно её лицо.
Оно до сих пор восхищает меня сказочной красотой и тонкостью
исполнения.
И почему-то только лицо сохранило абсолютно яркие краски! Всё
остальное убранство красавицы, как-то малость потускнело и
облезло…
В жизни нашей фарфоровой красавицы однажды случилась жестокая
драма – она упала с телевизора и разбилась. Этот момент я запомнила
на всю жизнь.
Трагедия произошла в самый разгар очередной гулянки – так в
нашем доме назывался приход гостей.
Гулянки проходили весело и шумно.
Сначала гости пили и закусывали в столовой. Дом у нас
был большой, с отдельной комнатой для застолий.
А потом начиналась культурная программа. Для этого из залы
выносились кресла, столик - освобождалось пространство для
танцев. Танцы проходили под пластинки.
«Рио-Рита», «Брызги шампанского» – эти волшебные названия я
слышала с детства.
Танцы были с «переодеванием» и с «выходом».
«Переодевание» состояло в … переодевании.
Гости набивались в родительскую спальню, вытаскивали из шкафа
всякую одежду и переодевались. Тётеньки в дяденек, а дяденьки в
тётенек. Потом весь этот маскарад вываливался в залу и под хохот
начинал вальсировать друг с другом.
Танец с «выходом» – это была "Цыганочка". Цыганочка шла под
живой аккомпанемент.
За пианино «Приморье» усаживалась моя старшая сестра и
начинала играть Цыганочку.
Стадию «выхода» особенно любил и со смаком исполнял дядя Вася.
Он так бил пятками об пол, появляясь из коридора в залу, так хлопал
в ладоши и вскрикивал: «Эть! Оба! Эть! Оба!», что остальные гости
уступали ему право «выхода» и полное пространство в зале.
И вот однажды дядя Вася с особым смаком сделал «выход».
А пол в нашем доме состоял из деревянных досок, которые, при
известных нагрузках начинали прогибаться.
А телевизор стоял на столике, сделанном папой собственноручно
и как две капли воды похожем на крутящиеся стулья для пианистов.
Небольшая столешница на одном винтовом креплении соединялась с
замысловато выгнутыми ножками. И было это очень красиво, но не
устойчиво.
И вот сестра Оля в экстазе бьёт по клавишам пианино, дядя Вася
в экстазе бьёт пятками пол, доски прогибаются, Хозяйка медленно
ползёт к краю телевизора, гости хлопают в ладоши и ничего не
замечают, кроме «выхода» дяди Васи…
Хозяйка падает на пол.
Немая сцена.
Мама в обмороке.
Было очень смешно!
Папа потом всё бережно склеил. У него были золотые руки.
И склеенная, но не побеждённая Хозяйка, совершив длинное
путешествие из Сахалина в Украину, из Украины в Сосновый Бор, живёт
теперь покойно на маминой тумбочке.
Раз в год я мою её тёплой мыльной водой.
Она по-прежнему молода и прекрасна!
Вместе с Хозяйкой, живет с нами в Сосновом Бору ещё один
папин подарок.
Это кувшин.
Ломоносовский фарфоровый завод. Год выпуска определить не
могу, вероятно, 60-й.
Я помню этот кувшин всегда.
Я часами рассматривала его диковинные цветы. Я очень любила их
рисовать.
В кувшине всегда жила кипячёная вода. Для меня. Потому что пить
сырую воду мне запрещали. Я пила воду прямо из кувшина, всякий раз
любуясь своим кривоватым отражением на дне кувшина...
Кувшин разбился, когда я уехала учиться в
Ленинград.
Папа склеил черепки, и он продолжал жить на нашем
столе.
Когда я забрала к себе маму, я хотела было кувшин
выбросить, считается плохой приметой держать в доме битую
посуду.
Но рука не поднялась.
Да и потом – какая это битая посуда?
Это - памятник, свидетель счастливой семейной жизни моих
родителей.
Свидетелей не убивают.