Хорошее время было! Но хлопотное.

Разные были случаи. Девушке на Невском проспекте могли выбить зуб при автомобильной аварии, а потом привезти ей в коробочке отрезанные уши того, кто выбил зуб.

Знаменитый петербургский ресторатор Леонид Гарбар, строивший
такие заведения, как «Палкинъ», «Строганов Стейк Хаус», «Русская
Рюмочная №1» и многие другие, президент Федерации рестораторов и
отельеров Северо-Запад Леонид Гарбар рассказал «Новому проспекту» о
легендарных 90-х, о премии из рук Пьера Кардена и о меню «с того
света».
Леонид Петрович, как получилось, что из киномеханика вы стали
ресторатором?
— Я был старшим инженером кинотеатра «Титан», прошу прощения! Я
киноинженер и — да, киномеханик высшей категории при этом. Но, в
общем-то, случайно всё получилось. В 1995 году, после проведения
ремонта фойе кинотеатра «Титан», мне предложили стать директором
казино-клуба «Премьер», при котором был небольшой ресторан. Хорошее
время было! Но хлопотное. Время больших возможностей и большой
ответственности.
Знали весь «бандитский Петербург»?
— Частично знал, конечно. Но бандитский Петербург был на улице. За
пристальный взгляд тебе могли многое высказать. За ДТП — квартиру
отобрать.
А саму аварию — подстроить?
— Да нет, не до того было! (Смеется.) Знаете, почему братва быстро
ездила по городу? Адрес боялась забыть. Такая шутка тогда ходила.
Люди-то были не особо далекие, но… безбашенные. Разные были случаи.
Девушке на Невском проспекте могли выбить зуб при автомобильной
аварии, а потом привезти ей в коробочке отрезанные уши того, кто
выбил зуб. Такое тоже бывало! Поэтому — время большой
ответственности. Ты должен был вести себя нормально. Официант украл
что-то — уволили всю смену: такое бывало в некоторых
заведениях.
А что в то время было в казино?
— Это была эффективная, хорошо работающая инфраструктура,
охраняемая и безопасная, предполагающая длительное
времяпрепровождение, поэтому там должно было быть (и было)
комфортно и по качеству воздуха, вне зависимости от того, что
многие курили, и по качеству предлагаемых услуг: бары, рестораны,
развлекательная программа, чтобы приходили именно к тебе, а не к
конкурентам, — всё должно было быть на самом высоком уровне. Казино
развивалось, появлялись дополнительные площади, и в 2002 году
удалось осуществить мечту — возродить ресторан «Палкинъ».
ХОТЕЛОСЬ ВДОХНУТЬ ДУХ ТОГО ВРЕМЕНИ
Этот ресторан был возрожден из ресторана при казино?
— Нет, из квартиры Палкина, которая располагалась над частью фойе
кинотеатра «Титан», который, в свою очередь, был до этого частью
ресторана «Палкинъ» — его залами. Дело в том, что в 1925 году все
четыре зала ресторана, располагавшиеся во встроенном флигеле, были
уничтожены вместе с интерьером, а на их месте открыт кинотеатр — с
самым длинным и неудобным залом города. Его называли «ленинградским
трамваем». (Улыбается.) Объективы для него изготовили на
Ленинградском оптико-механическом объединении по спецзаказу, потому
что в зале было нестандартное фокусное расстояние: от объектива до
центра экрана по нормам должно быть до 45 метров, а в «Титане» было
48 метров. Но это так, лирическое отступление! (Смеется.)

С «ПАЛКИНЫМ» БЫЛО МНОГО МИСТИКИ
Чтобы возродить в ресторане кухню того времени, надо было найти
шеф-повара?
— Надо было сначала составить меню. Понятно, кто у тебя эти блюда
будет есть, понятны концепция и кухня. Такой ресторан нужно
начинать с меню.
И вы знали, какое меню было в «Палкине»?
— Нет. Тогда было мало документальных подтверждений, старых меню, и
опираться было не на что. Хотя в целом исторических справок было
множество, ответы на запросы в архив приходили отрицательные:
ничего с меню не находилось. Были воспоминания современников с
упоминаниями каких-то отдельных блюд и архивные воспоминания о том,
какой набор блюд был в ресторане из справочника по
Санкт-Петербургу, а найти непосредственно меню мне тогда не
удалось. Поэтому Валентин Комиссин, бывший тогда шеф-поваром,
составлял меню интуитивно, зная исторические блюда в целом и
предполагая, что там могло быть. И мы с ним очень много
спорили!
По какому поводу, например?
— Например, он предложил в меню и рыбу Sole (морской язык), и тюрбо
— позиции, которые я по своей наивности и незнанию считал
невозможными для России того времени. «Ну откуда это, Валь? —
спрашивал я его. — Откуда там тюрбо?» А он мне говорил: «Леонид
Петрович, я чувствую это, я знаю, что это должно быть». И когда
открыли ресторан с его меню, там было много изысканного. Я никогда
не думал, что буду открывать лучший ресторан города на то время! Но
так получилось.
Ресторан быстро стал известным?
— И не только в Петербурге. Нас приняли в Гильдию гастрономов
Chaîne des Rôtisseurs, и Эльмар Грайф, который тогда ее возглавлял
в России, сказал, что это большая честь для организации — принять в
свои ряды такой ресторан, как «Палкинъ», с такой историей. И
буквально через пару недель мне раздается звонок с ресепшен,
девочки говорят: «Леонид Петрович, тут просят директора, подойдите,
пожалуйста». Я спускаюсь, стоит какой-то мужик и предлагает мне
купить меню ресторана «Палкинъ». Я купил, не торгуясь!
(Смеется.)
А продолжение всей этой яркой истории - на сайте портала Новый проспект.