Холмс и Уотсон: попытка типирования

Книжного Шерлока Холмса часто почему-то считают штирлицем (ЛСЭ). Хотя, на мой взгляд, где Холмс, а где штирлиц?
Ну и поскольку их отношения, очевидно, дуальные, то Ватсон автоматически записывается в достоевские (ЭИИ). Хотя - опять же, на мой взгляд - в нём ничего такого специфически достовского нет. Гуманист и противник насилия, которого зачем-то понесло на войну добровольцем? впечатлительный ранимый интуит в качестве военного хирурга? наконец, рационал с недостатком энергии, радостно бегущий за Холмсом по первому зову в поисках приключений?
Но вернёмся к Холмсу. Во-первых, он, разумеется, ярко выраженный логик, во-вторых экстраверт. По этим пунктам как будто сомнений нет. А вот интуит или сенсорик?
С одной стороны, он обращает внимание на детали, из которых выводит логические цепочки рассуждений и восстанавливает картину целого.
Но с другой стороны, а попробуйте-ка повторить этот фокус ) Скорее всего, у вас ничего не выйдет, даже если вы ярко выраженный сенсорик и при этом логик. Потому что, попытавшись использовать его "метод дедукции", вы тут же столкнётесь с тем, что истолкование любой детали открывает перед вами веер возможностей, и как выбрать из них наиболее "правильную"? Сам Конан Дойл, кстати, прекрасно это осознавал - у него есть короткий пародийный рассказ на эту тему "Как Ватсон учился делать "фокусы".
И тут мы возвращаемся к интуиции. Без сильной многомерной интуиции гениального сыщика быть не может - получится карикатура. А сыщик с болевой интуицией - это вообще анекдот... причём грустный.
Поэтому всё-таки интуит. Сенсорику как наблюдение деталей можно и натренировать при необходимости, а вот интуицию - вряд ли получится.
Вообще тут, конечно, не мешает вспомнить ещё и тот фактор, что персонажи-то всё-таки придуманные, и сильному главному герою автор часто не скупится щедро досыпать недостающего аспекта для пущей эффектности ) И как раз сенсорики можно досыпать без ущерба для достоверности.
Тогда получается два варианта: или дон (ИЛЭ), или джек (ЛИЭ).
В сериале ВВС Шерлок - дон. Мощная базовая ЧИ, творческая БЛ (созданный им "метод дедукции" позволяет скорее пояснять изумлённой публике, как он добивается своих непревзойдённых результатов, чем использовать его с тем же или хотя бы сравнимым успехом), ролевая ЧС (вполне может выглядеть грозным или надавить, когда очень надо, хотя заметно, что это не его метод). Ну и болевая БЭ, куда уж нагляднее. И, похоже, иррационал: беспорядочный ритм жизни, чередование бурной активности с апатией и развлечением в виде наркотиков. В целом более ярко выраженным и менее противоречивым по многим факторам кажется вариант дон.
Я подозреваю, что и в оригинале АКД дон - тоже вполне вероятная версия. Нам, конечно, наша старая советская экранизация сильно фонит, по которой Холмса, наверное, действительно можно увидеть как штирлица. Но дело в том, что ливановский Холмс, скажем так, довольно сильно подрихтован в определённую сторону по сравнению с канонным. А вот если посмотреть британский сериал с Бреттом (который наиболее близок к канону АКД), то там будет куда больше сходства с новым Шерлоком - так что конандойлевского Холмса, на мой взгляд, тоже вполне можно типировать в дона.
А что Уотсон? Если принять за рабочую гипотезу, что у них с Холмсом дуальные отношения, то доктор должен быть дюма (СЭИ). Что куда больше отвечает книжному образу Уотсона, чем достоевский. Добродушный, мягкий, деликатный, незлопамятный и неконфликтный, любитель (и умелец!) рассказывать увлекательные истории, предпочитающий держаться в тени своего великого друга, канонный доктор - портрет идеального варианта дюма ) Такой Уотсон - просто подарок и награда для дона-Холмса.
Человек привычных удовольствий и простых житейских радостей. Очень считается с привычками и удобствами окружающих. Не нарушает чужой покой. Всегда заботится о здоровье и хорошем самочувствии своем и своих близких. В отношениях с людьми, которые ему нравятся и отвечают взаимностью, очень внимателен и услужлив. Свои симпатии демонстрирует не словом, а делом. Ему неудобно чего-то просить или добиваться для себя самого. По просьбе других людей может сделать гораздо больше. Отношения у него тесно переплетены с деловыми вопросами. Активизируется, если перед ним ставить четкую цель, объяснить направление движения. В общении неформального характера неизменно дружелюбен, демонстрирует оптимизм. В споры, разногласия, выяснения отношений не ввязывается, так как со всеми хочет жить в мире.
Тяжело переносит однообразие и монотонность. Ему нужны альтернативы скучной повседневности, возможности выбора. Его привлекает общение с необычными людьми, у которых много идей и смелых предложений. Терпимо относится к чудакам, изобретателям, вообще людям «не от мира сего». Относится к ним как к детям, заботясь о них и снисходительно прощая их выходки. Продуктивно работает, если от него ждут помощи. Для него очень убедительным является сознание, что он кому-то нужен, что без него не могут обойтись. Очень нуждается, чтобы его усилия замечали и ценили. Если его не похвалить, не отметить результаты работы положительным отношением, внутренне очень обидится, хотя этого и не покажет - ну прямо с канонного Уотсона же писали )
При этом своего лучшего друга и многолетнего соратника Холмса Уотсон понимает довольно плохо. Ну какой из него достоевский?
Вот его жена, Мэри Морстен, та - да, похожа. Про неё, конечно, в книге очень мало, но то, что есть, прямиком в том направлении и указывает. Тихая, приветливая, с лучистыми глазами: "выражение этого лица было милое и располагающее, а большие синие глаза светились одухотворенностью и добротой... никогда не доводилось мне видеть лица, которое так ясно свидетельствовало бы о благородстве и отзывчивости души". Однако её деликатность, скромность и даже застенчивость вовсе не свидетельствует о бесхарактерности и слабости - она, как истинный дост, встречает все невзгоды и удары судьбы в стоической и кроткой манере. Она всегда готова выслушать и поддержать других, а если понадобится, дать тихое утешение и вдохнуть надежду: "Это было обычным явлением. Люди, с которыми случалась беда, устремлялись к моей жене, как птицы к маяку". Помимо большого самообладания и сдержанности, мисс Морстен проявляет трезвый рациональный ум: она излагает подробности своего дела чётко и последовательно, без излишних эмоций, не упуская ничего важного, и сразу приносит с собой необходимые документы. Даже её одежда коррелирует с достовскими вкусами (считается, что они любят одеваться довольно скромно, как бы стараясь не привлекать к себе особого внимания): "На ней было платье из темно-серой шерсти, без всякой отделки, и маленькая шляпка того же серого тона, которую слегка оживляло белое перышко сбоку".
А что же в сериале?
Бедную Мэри Морстен просто вывернули наизнанку: вместо деликатного гуманиста доста мы видим, по всей вероятности, жукова, и отнюдь не лучшую его версию "железная командорша". Уотсон на первый взгляд пострадал не так сильно, но всё же в рамки дюма - даже очень депрессующего дюма - его запихнуть не удаётся. Зато драйзер (ЭСИ) на этот образ ложится как родной.
Конечно, в сериале это драй в раздрае, но тем не менее характерные черты Хранителя проявлены очень хорошо.
Принципиальность, выдержка, чувство долга, чёткие моральные установки, господствующие в обществе. Стремится создать ощущение порядочного и аккуратного человека, всегда собран, подтянут, не расслабляется; хорошая осанка; одежда подобрана со вкусом и сидит по фигуре. Хорошо чувствует недоброжелателей, резко деля людей на своих и чужих. Активно защищает от нападок себя и своих близких. Если уж он взял человека под защиту, то оказывает ему длительное покровительство: ходит за него договариваться, отстаивает его интересы. За словом в карман не лезет, на реплики в свой адрес всегда найдет, что ответить. Вступает в перепалки в очередях и транспорте, но не по своей инициативе, а как бы защищаясь от внешних оскорблений - ругается с кассовым аппаратом в универсаме! ))
В любом деле настроен критически, прежде всего указывает на крупные недостатки, активно борется с любыми отклонениями от нравственных и моральных норм, чем и снискал себе славу "воинствующего моралиста". Высокая требовательность и к себе, и к окружающим во всех аспектах его жизни: в дружбе, в любви, в деловых отношениях, в работе — во всём равные, часто завышенные, требования и к себе, и к другим. Принимая решение, внутренне взвешивает тяжесть проступка, руководствуется в своих оценках понятием долга. Готовность агрессивно защищать своё, целеустремленность, несгибаемость, бескомпромиссность, упрямство, жестокость. Не любит ситуаций неопределенности, либо начинает метаться, хватается за все сразу, либо зацикливается, всё время мучительно об этом думает. Внешне может выглядеть уравновешенным и безэмоциональным. На лице написана настороженность, готовность оказать сопротивление. Часто (если не постоянно) испытывает ощущение безысходности. Когда ему очень досаждают, активно переходит в контратаку, скандалит. Ему нравится участвовать в активных действиях, которые начинают другие. Он часто производит впечатление человека замкнутого и некоммуникабельного, поскольку лучше себя чувствует в привычном и проверенном окружении.. Так что "проблемы с доверием" это тоже драевское.
В общем, всё, что про драйзеров написано, Джону подходит, прямо как с него и писали (точно так же, как дюма с канонного Уотсона).
А может, и сам Мартин Фриман, играющий Уотсона - драйзер? Такой вариант мне кажется вполне возможным.
|
</> |