Хочу всего, и всего боюсь!
miumau — 04.05.2012 Добрый день, Яна!хочу попросить совета насчет художественной профессии -- ужасно длинное письмо получилось, прошу прощения
Мне 25, у меня есть неплохое гуманитарное образование и довольно скучная, но совсем неплохо оплачиваемая работа. На этой работе мне не слишком-то хочется развиваться, и я думаю о переходе в какие-то смежные области, но пока не конкретно. Я умная, люблю работать головой и получаю кайф от решения задач и интеллектуального удовлетворения. Это такая социально одобряемая сторона моей жизни.
Параллельно с этим меня очень давно мучает нереализованная сторона. Почти всю жизнь моим основным удовольствием помимо чтения книг было изготовление чего-то руками.
Я обожала лепить, шить, строгать, плести фенечки, валять из войлока, делать бумагу и месить тесто. Ну и рисовать тоже. Родителям учителя говорили всякое насчет художественных способностей, и я ходила в разные кружки по этому поводу, но не в художественную школу, она бы никак с моей крутой гимназией не совместилась. Ну и в общем-то никогда никому не приходило в голову, что это может быть серьезным занятием -- и мне в первую очередь, я и так единственный гуманитарий в большой семье математиков и физиков и достаточно проявила эксцентричность.
Но последние несколько лет я почти перестала этим заниматься, потому что несерьезные "домашние" хобби больше не приносят удовлетворения. Я все время мечтаю делать вещи, по-настоящему, с инструментами, взрослые. Я мучительно, до слез завидую стеклодувам с мурано, ювелирам, горшечникам, Эйдену из СексаВБольшомГороде - изготовителю мебели. Я во всех городах, где бываю, знаю все барахолки, секонд-хэнды и блошиные рынки, а также художников, которые сидят в мастерских и одновременно что-то продают -- и мечтаю быть ими. Осенью я несколько месяцев ходила учиться работе с металлом в одну славную художественную мастерскую, там были всякие молотки и муфельная печь, и это было в первый раз за долгое-долгое время, когда я с увлечением делала что-то 6 часов без малейшей усталости и раздражения. Правда, это было всего один-два раза в неделю. Короче говоря, от слова crafts у меня выделяются море эндорфинов. (Меня интересует именно не рисование, а изготовление вещей, но не радио паять или трубы чинить, а какую-то красоту создавать). Иногда я действительно плачу над программами каких-нибудь вузов или сайтами каких-нибудь ювелиров.
Ну так вот -- а почему же я ничего по этому поводу не делаю?
Я ужасно боюсь такого количества вещей, с этим связанных, что даже смешно перечислять.
Я боюсь, что мне уже поздно -- причем боюсь этого лет 5, каждый раз думая, что вот если б раньше-то! а теперь-то что
Я боюсь, что ничего не получится. Я боюсь, что на это занятие не прожить. Я боюсь, что не смогу заниматься этим 5 дней в неделю и буду так же мучиться без занятий для головы. На самом деле мне вообще тяжело заниматься чем-то одним, и гораздо приятней, когда есть несколько разных занятий. Я боюсь, что оставлю "нормальную" профессию, ничего не выйдет, и время уйдет впустую -- а если не оставлю, а попробую совмещать, то уж точно ничего не выйдет ни там, ни там, и что другие давно карьеры делают, и мне надо этим заняться, вместо того, чтобы маяться дурью.
Я боюсь, что раз я не умею как следует рисовать, то и думать об этом нечего, останусь простым ремесленником, делающим одно и то же -- к примеру, ювелиром, чинящим цепочки в палатке. Боюсь, что у меня слишком быстро меняются желания, и я не могу выбрать одну самую любимую область -- и вот, пойду, к примеру, учиться металлу, а через год захочу заниматься деревом, и тп. При этом я спринтер, легко и часто бросаю дела на длинных дистанциях, особенно без внешнего контроля -- и хотя борюсь с этим одна и с психотерапевтом, и успехи заметные есть, но бороться еще ооочень долго, может, всю жизнь. Так что у меня действительно будет много соблазнов бросить, и я боюсь их не преодолеть. И я понимаю, что, например, 2 года подготовки к строгановке, и потом 5 лет обучения, и потом выпуск с неясными финансовыми перспективами мне не потянуть. К тому же у меня довольно регулярные депрессии, правда, в легкой форме, но это все равно мешает построить какой-то план на 7 лет вперед и быть уверенной, что будешь его придерживаться. Идеальный вариант был бы пойти учиться непосредственно к какому-нибудь человеку-мастеру, но что-то не получается его найти.
Еще я боюсь "жизни художника" -- потому что все художники, которых я видела, живут жутко бедно и как-то неприякаянно в неуютных комнатах с отвалившимися паркетинами и сквозняками и питаются пельменями и алкоголем. И даже в этой славной мастерской были очень милые люди, но они питались хлебом и шоколадом, и курили повсюду, и выбирали, где булка дешевле, и все было так из другого мира, что я с огромной радостью возвращалась в свой теплый офис с белыми стенами к здоровой разнообразной еде, фруктам и походам в спортзал:) И меня ужасно ужасно пугала идея перейти насовсем в эту страшно неприкаянную нездоровую жизнь.
И еще, конечно, почему я не начну просто делать штуки и продавать на этси? Мне опять очень страшно, что ничего не выйдет и я ни к чему не способна, и слишком самонадеянна, и много о себе возомнила, и вообще не училась. Может быть, с этим связано то, что мне не хочется шить какие-нибудь мягкие игрушечки, а хочется только нечто по-настоящему применимое вроде ювелирных украшений -- для чего нужны инструменты и тп. И если я ими обзаведусь за кучу денег, и ничего не получится, или я брошу, то все скажут -- ну вот видишь, ты снова все бросила и всегда все бросаешь (и это правда), поэтому не майся дурью.
Причем такими страхами окружена именно эта область, идея, к, примеру, получить 2ое высшее по какой-нибудь другой окологуманитарной специальности меня вообще не пугает.
Короче, я ничего не делаю (помимо психотерапевта), и время идет, и кажется, что с таким количеством страхов не стоит и начинать. Но эта часть души по-настоящему болит, я никак не могу о ней забыть, и представляю, как буду жалеть в старости, что не прожила важную часть жизни. И мне кажется, что меня может ждать какая-то удивительная радость, и я ее предаю.
В общем, я бы очень хотела получить советы, идеи, комментарии и истории -- потому что вживую мне совершенно некому об этом рассказать и попросить поддержки и идей, все либо бесконечно далеки от мира художников, либо художники до мозга костей, рисуют, с профильным образованием и т.п. Может, какие-то есть похожие случаи из жизни или летние программы или мастера, которые берут учеников, или не знаю что еще. Или наоборот, это так трудоемко, как учеба на врача, так что лучше мне раз и навсегда об этом забыть.
Послараюсь ответить на все вопросы как-нибудь по порядку.
- Нет, не поздно. И вы 30 и в 40 и в 100 не поздно. Поверьте мне на слово.
- Что вам хочется делать все "по взрослому" - бывает. Одним людям хочется чего попроще - добиться симпатичных результатов с помощью простейших средств. Другим доставляет особое удовольствие именно изучать сложные техники, вникать в тонкости работы со сложными материалами, работать с какими-то специальными интсрументами. машинами и приспособлениями. Это так же как отношение к спорту бывает разное - про одних говорят "фетишисты" - они все время выбирают виды спорта, для которых непременно необходимо снарядение весом в 30 кг и стоимостью в тысячи долларов. Другие все время увлекаются какими-то вещами, которые, при наличии всего лишь коврика и пола, и может быть еще пары простейших вещей приносят феноменальные результаты.
Собственно - почему бы не делать, если нравится?
- Вы боитесь, что ничего не получится. Правильно. Ничего и не получится. У всех, кто этим когда-либо начал заниматься, сначала ничего не получалось, тоже мне - великое горе. Неужели вы думаете, что кто-нибудь из умельцев, живущих своим мастерством, родился со всеми своими навыками и умениями? Он отличается от всех остальных только тем, что у него было больше желание освоить данное дело, поэтому он плюнул на все неудачи, и пробовал, пока не вышло.
Это надо принять как данность - если вы хотите научиться что-то делать хорошо, вы должны пройти через сколько-то творческих неудач, выброшенных в помойку тонн материалов и, соотвественно, часов и денег. Способа обойти этот опыт - нету. Есть только возможность не драматизировать и не придавать этому такого значения.
- Вы боитесь, что "на это занятие не прожить". С одной стороны - мы ведь с вами знаем, что прожить можно почти на люьое занятие. И уж если вы его где-то увидели как бизнес, значит кто-то на это живет, и зхначит на это прожить можно. Другой вопрос - что надо сделать для того, чтобы на это прожить? И готовы ли вы сделать все-все, что необходимо, чтобы на это прожить? А для меня самый интересный вопрос вообще - а почему надо сразу на это прожить?
Почему нельзя (как все нормальные люди) попробовать что-то, сделать это своим хобби, посмотреть, как у вас с данным делом сложатся отношения, если получатся хорошие результаты - попробовать продавать их понемножку. А если окажется, что результаты продаются хорошо, и сколько вы этим не занимаетесь - все вам мало, и сколько бы вы этого не наделали, все вам удается сбыть - тогда можно и думать, как на это прожить. А если нет - то пусть оно останется любимым хобби? Это так ужасно?
- Вы боитесь, что не сможете заниматься этим 5 дней в неделю? Опять же - не понимаю, в чем драма. Я вот не могу 5 дней в неделю писать книги, но все равно я их периодически пишу и издаю. И так же я отношусь к футболкам, которые мне иногда нравится делать и печатать, и ко многим другим вещам. Пять дней в неделю - не могу и не хочу. Пять дней в месяц - с превеликим удовольствием!
- Вы пишете, что боитесь попробовать, потому что, если ничего не выйдет, то это будет время, потраченное впустую.
Это неправильно и неправда! Если вам очень хочется что-то изучить и попробовать, но нужно это только для того, чтобы окончательно понять, что это - не ваше, и никакие результаты этой деятельности особо вас не радуют и не привлекают - значит вам нужен был этот опыт!
Это миф, что каждое занятие всегда имеет смысл только, если вы из проекта выносите результат! Не вынести результат и понять, что никаких результатов вам не хочется, или вы не хотите делать то единственное, что к хорошим результатам приводит - тоже польза!
Я миллион вещей попробовала только для того, чтобы понять, что я их не хочу. Да, я потратила на это времч, силы и деньги. И не жалею. Мне это было важно.
- Еще вы пишете, что карьеру можно сделать только в одной области. Это тоже глупости. Почитайте Барбару Шер, которая грубо "рассортировала" людей на сканеров и дайверов, и объясняет, что добрая половина человечества не может заниматься одним делом всю жизнь. Она там полную книгу решений предлагает, как либо совместить 5 карьер, либо делать их по очереди, преспокойно бросая кажду, когда надоела.
- Если вас притягивают ремесла, требующие больших вложений, естественно бесполезно пробовать все это дома, покупая сразу все оборудование. Самое простое решение (хоть и не бесплатное) - ходить на курсы. Что вам мешает, например, для начала некоторое время тратить все накопленные деньги и отпуска не на какие-нибдуь путешествия, а на посещение интересных курсов, где вы прекрасно проведете время, многому научитесь, сделаете какие-то вещи, проверите ваши ощущения - насколько хочется этим заниматься вообще. Кстати, после абсолютного большинства курсов организаторы предлагают, что можно продолжать жаниматься этим делом, арендуя их помещение, технику и инструменты за умеренную плату. По крайней мере на всех курсах, которые мне доводилось посещать, было что-то такое: шелкографы разрешают арендовать их помещение со станками за какую-то плату в день, керамисты за небольшие деньги обожгут ваши вещи, сделанные дома, швейные ателье пускают пошить за их машинами и поутюжить их прессами. Так что, если понравится, можно еще какое-то время делать продукцию у них, прежде чем вкладываться в свое рабочее место.
Если вы хотите бесплатного решения, ищите матеров, которые берут подмастерьев. Не знаю, развито ли такое у вас, но во многих странах можно просто попроситься на учебу к какому-нибудь портному, сапожнику, ювелиру, плотнику и.т.д. У нас часто на таких мастерских висит табличка "мы берем учеников". Но если табличка не висит, можно зайти и спросить. Может быть возьмут поучиться. А может быть посоветуют кого-то, кому ученик нужен - коллеги друг друга знают.
- У художников бывает жизнь разная. Некоторые так дисциплинированно работают с 9 до 6, как не все менеджеры могут. И некоторые так богаты, что вам и не снилось. И заработали свои деньги своим искусством. И спортзал у них, и здоровый образ жизни, и выглядят они в 40 на 20, и у них семья, дети, домище с двумя котами и собакой, а так же домработница, садовник и все остальное, что там еще является признаком благополучной жизни.
- Почему вы просто не начнете делать штуки и продавать их на этси? Потому что вы не можете просто начать и продавать их. Мы сделали круг - все люди, котоые умеют делать крутую ювелирку, не один год потратили на то, чтобы так научиться. И вы не будете исключением - пока не пройдете весь опыт от неудач то продаваемого товара, вам продавать на этси попросту нечего.
- Что говорят другие - вас вообще не должно интересовать. Вы свое время и деньги тратите на свои эксперименты, опыт и вопросы? Имеете право хоть в окно выкидывать то и другое, хоть всю сознательную жизнь.
- Почему получить еще одно образование не пугает, а это все - пугает - тоже очень понятно. Потому что с получением образования все ясно: пошел, сдал какой-то там экзамен, и потом там будут 4 года командовать, что делать, и нао просто выполнять все задания. В случае с занятиями творческой деятельностью, и тем более с попыткой на это прожить, никакого плана нет, что делать - не ясно, с чего начинать - тоже не ясно, как на это вообще живут - не понятно (и не верится, что живут вообще). Сколько это должно стоить - не известно, а известно для начала только, что само производство жрет кучу денег - и так далее. Одни сплошные неизвестные! Конечно это страшно! Для того и существует образование, чтобы о какой-то профессии потихоньку все узнать.
Если вас интересуте конкретная область, ищите информацию. Не только о том, как сделать товар, но и о том, как считают такой бизнес, как произвести этот товар подешевле. Что вообще в этом деле "подешевле", что есть норма, что - слишком дорого. Ниже какой цены невозможно опуститься, не принеся в жертву качество. На какие инвестиции нужно расчитывать, чтобы сделать хоть что-то. Какой минимум нужен для старта. Какие есть варианты, при которых не надо сразу все покупать (см снова возможности снять в аренду все, от инструментов до рабочего места).
Все это кто-то знает. Многим из этого люди просто делятся в интернете - на тематических сайтах. в блогах, форумах. Все это можно выпытать у специалистов. некотороые из этих знаний, наконец, можно купить. Чем больше у вас будет знаний о каждом конкретном бизнесе, тем меньше вы будете ее бояться.
И вообще. Собирайте информацию. Ройтесь в интернете и в книгах, спрашивайте всех, кто мог бы знать, складывайте знания на диске в специальной директории, полезные бумажные статьи и книги - на полке, заведите мебе папки с рецептами, ответами, примерами расчетов и.т.д. В один прекрасный день вы почувствуете, что что-то из намеченного вы готовы попробовать - у вас все для этого есть. Есть время и деньги, чтобы сходить на очередной курс и воркшоп. Есть деньги и желание, чтобы сделать свой товар, хоть немножко. Есть желание выставить сделанное в интернет и попробовать продать. Пусть это не принесет сразу зарплату - но принесет какой-то опыт.
Про все, чего хочется, надо собирать информацию, пока не станет ясно, что вы для этого созрели. А когда созреете - пробовать все, до чего дотянетесь. Пусть это не будет сразу сменой профессии и вертикальной карьерой. Но будет еще один шаг от желания к делу.
|
</> |