"Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий, я выпытать..."

топ 100 блогов vitaviktoria17.03.2021

Совсем недавно комментировала новость, где зеркало было одним из главных участников странной истории. В процессе написания и обсуждения поста почитала кое-что о зеркалах и заинтересовалась.

Сегодня хочу поделиться почерпнутыми знаниями. Строчка из стихотворения Марины Цветаевой в заголовке  — это, чтобы попытаться подчеркнуть небанальность темы, т.к. зеркала при всей их распространенности и кажущейся обыденности, одна из самых красивых и загадочных вещей на свете. С длинной историей и множеством тайн.

Ученые и исследователи, поле научных интересов которых связано с эзотерикой и непознанным, говоря о феномене зеркала, считают, что оно окружено неким невидимым полем, которое либо поглощает, либо отражает энергию находящихся вокруг него предметов. Конечно, суждение очень интересное, но ключевое слово в нем —  «считают», т.к. никому не удалось еще доказать существование такого поля научными методами. Зато наука может рассказать о природе зеркала.

1. Физические свойства. 

В принципе, зеркалом можно считать любую поверхность, способную отражать свет и получать изображения предмета.

 Милан. Музей Польди-Пеццоли.
Милан. Музей Польди-Пеццоли.

Для того, чтобы поверхность стала зеркалом необходимо, чтобы световые лучи отражались от неё, не рассеиваясь в разных направлениях. Этого можно достичь, сделав поверхность такой гладкой, чтобы неровности на ней были меньше длины волны света.

Другим необходимым условием является высокий коэффициент отражения вещества, из которого сделано зеркало. Встречаясь с границей раздела двух сред, свет частично отражается, а частично проникает в другую среду и поглощается в ней.  Для изготовления зеркала необходимо уменьшить долю поглощенного света и увеличить долю света, которая отразилась от поверхности.

2. Технология и материалы.

Эффективнее всего свет отражается от металлов, соответственно лучшие зеркала изготавливаются с  применением  серебра и алюминия. Обычно при изготовлении зеркал тонкий слой металла наносится на прозрачный стеклянный лист, и покрывается краской для предотвращения коррозии. Но современным технологиям изготовления зеркал предшествовала длинная история.

3. История. 

«Нарцисс у ручья» Караваджо, 1597—99 год, Palazzo Barbarini, Рим
«Нарцисс у ручья» Караваджо, 1597—99 год, Palazzo Barbarini, Рим

Самым первым зеркалом для хомо сапиенса служили зеркала естественные  —  поверхности водоемов, где человек впервые смог увидеть и идентифицировать собственную внешность. Не всем это, правда, пошло на пользу — если верить древнегреческим мифам  красавец Нарцисс, прогневив богов и влюбившись в собственное отражение, так и не смог от него оторваться и умер от голода и страданий прямо на берегу ручья.

Первые рукотворные зеркала, изготовленные из обсидиана, бронзы, меди или драгоценных металлов — платины, золота и серебра методом шлифовки, появились в эпоху бронзы примерно 8-10 тысяч лет назад. 

Тщательно отшлифованная металлическая поверхность со временем тускнела и теряла блеск и способность к качественному отражению. И, тем не менее, и сейчас мало какая женщина пройдет равнодушно мимо подобных зеркал, выставленных в музейной витрине — многие из них были подлинными шедеврами прикладного искусства.

Этрусские зеркала 4-3 век до н.э. Национальный археологический музей в Тарквинии.
Этрусские зеркала 4-3 век до н.э. Национальный археологический музей в Тарквинии.

Две с половиной тысячи лет назад два эти зеркала принадлежали знатным этрусским красавицам. Оба они украшены сюжетами, которые заимствованы из греческой мифологии, в частности, на правом на задней стенке изображена сцена Суда Париса, когда Парис из трех богинь выбрал Афродиту, вручив ей яблоко раздора, что привело к похищению Елены Прекрасной и развязало Троянскую войну.

В 1 веке до нашей эры  в производстве зеркал древнего мира была достигнута вершина - мастера додумались накладывать стеклянную пластину на слой свинца или олова. Отражение приобретало чистоту и как бы оживало.  Однако все языческие достижения были забыты на многие века, и раннее христианство считало зеркало дьявольским изобретением, а отражение в нем недостойным обсуждения. 

И лишь в начале 13 века, когда итальянский монах опять открыл и описал способ покрывать стекло в выдутом шаре тонким слоем олова, забытая технология изготовления зеркал начала возрождаться. Шар, покрытый оловом, разбивался, осколки наносились на поверхность будущего зеркала и шлифовались. Первыми этот метод освоили на севере Европы — в Голландии, Фландрии и немецком Нюрнберге. 

Со временем технология  изготовления усовершенствовалась, мастера на венецианском Мурано  в начале 16 века научились делать  листовое зеркальное полотно, нагревая, обрезая, разрезая и раскатывая выдутые стеклянные цилиндры. Изготовляемые по этой новой технологии зеркала отличались блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой.  

Свадебное зеркало Марии Медичи, изготовлено около 1600 года, Лувр. фото из сети
Свадебное зеркало Марии Медичи, изготовлено около 1600 года, Лувр. фото из сети

В венецианские зеркала добавляли золото и бронзу. В результате использования драгоценных материалов и очень трудоемкого процесса стоимость одного такого зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна (около 8 тыс. ливров), и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения. Хотя эти зеркала имели небольшие размеры. Например, зеркало, подаренное Венецианской правительством французской королеве Марии Медичи в качестве свадебного подарка (сейчас храниться в Лувре) было размером всего лишь 14 × 16 см, но стоило 150.000 ливров. Такая фантастическая цена была обусловлена еще и тем, что зеркало имело чрезвычайно ценную раму.

Европейские аристократы наперебой украшали зеркалами свои дворцы, а дамы — свои парадные наряды. Говорят, что когда французская королева Анна Австрийская появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал, она своим «царственным сиянием» затмила все канделябры, свет от которых многократно отражался в её наряде. 

Тогдашний министр финансов месье Кольбер, дабы окончательно не разорить страну на венецианских зеркалах, осуществил грандиозную операцию по подкупу и похищению четырех муранских мастеров. Венецианцы это дело так не оставили и двое из них вскорости были отравлены, но французы успели узнать все основные производственные секреты. Больше того — со временем они научились изготовлять стекло не выдуванием, а литьем, что позволило резко удешевить производство и увеличить размеры зеркал.

Окончательную точку в технологии их изготовления поставил немецкий химик Юстус фон Либих в 1835 году, начав применять серебро  для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология используется до сих пор практически без изменений.

Не менее интересна история зеркала и на Востоке, в Азии. В мусульманских княжествах Индии зеркала использовались при отделке дворцов и прочих парадных сооружений. Орнаментальные узоры щедро покрывали кусочками зеркал, создавая воистину феерические интерьеры.

А в Китае примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры появились т.н. «волшебные» бронзовые зеркала. Если такое зеркало направить на солнце, а отраженный "зайчик" - на белую стену или лист бумаги, то на них появится изображение, которого нет на полированной лицевой стороне зеркала. Например, в одном буддийском храме хранилось зеркало, на тыльной стороне которого изображена луна, сияющая над морем, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникала фигура Будды в цветке лотоса. В наше время в Китае, как-будто бы, смогли восстановить древнюю технологию изготовления «волшебных» зеркал, но для остального мира она остается загадкой.

В Японии бронзовое зеркало Ята-но кагами является  «священным сокровищем» и одной из регалий японских императоров, символизирующем мудрость.

4. Применение.

Шире всего зеркала применяются в быту. Первая и главная функция зеркала утилитарная и мы используем их, чтобы причесаться, побриться, накраситься, оценить свои внешние достоинства и насколько хорошо сидит на нас наш «костюмчик». Зеркала есть теперь в каждой доме — настольные, настенные, напольные, и карманные —  почти в каждой дамской сумочке.

Генуя. Зеркальный зал Королевского дворца (Palazzo Reale).
Генуя. Зеркальный зал Королевского дворца (Palazzo Reale).

Вторая важнейшая бытовая функция зеркала — для создания интерьеров. Зеркала визуально расширяют пространство и приподнимают потолки, служат дополнительным источником света и добавляют помещению роскоши и шика. Это относится в равной степени и к просторным бальным залам в дворцах прошлых веков и к современным интерьерам.

Мы уже привыкли к сплошным зеркальным стенам в ресторанах, концертных и тренажерных залах. А в последнее время зеркала все чаще используются в  архитектуре и как материал  для облицовки наружных стен зданий. Психологи утверждают, что отраженная глянцевой поверхностью видоизмененная  реальность пробуждает воображение  и  творческую фантазию людей.

Но зеркала издревле применялись не только в быту, но и в различных научных приборах и технических приспособлениях. Предания донесли до нас историю с «зеркалами Архимеда», когда великий древнегреческий ученый использовал зеркала, действующие вместе, как параболический отражатель солнечного света, чтобы сжечь корабли неприятеля, атакующие Сиракузы.

Киев. Отель Хаятт
Киев. Отель Хаятт

С развитием науки и технологий зеркала находят все большее применение в осветительных устройствах (фары, прожекторы) и сложных приборах, таких как телескопы, телевизоры, лазеры, объективы... Выпуклые зеркала позволяют расширить поле обзора и используются на транспорте и в видеонаблюдении. Зеркала являются неотъемлемой частью солнечных электростанций. 

Я привела далеко не полный перечень использования зеркал в современном мире, но он  расширяется с каждым днем, угнаться сложно. За кадром остались различные зеркальные развлечения наподобие комнат смеха, зеркальных лабиринтов и «бесконечных» залов. Медики и шпионы, художники, ученые и военные — кто только не использует зеркала в своей повседневной профессиональной деятельности.  Поэтому, предлагаю пока на этом остановиться и поговорить о зеркалах в культуре: в поверьях и мифах, в литературе и искусстве. И о зеркальной магии. 

5. Зеркальные тайны.

Зеркала окружают и сопровождают человека всю жизнь с рождения и до смерти и только перед порогом вечности их принято занавешивать, чтобы согласно поверью душа ушедшего не «застряла»  в зеркале на границе между земным и потусторонним миром...

Зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, в нём просто отражается всё, что находится перед ним. Зеркальная пустота равнодушного стекла во все времена пугала человека своей таинственной и магической силой. Зеркало отражало  не только предметы реального мира, но и их суть и секреты мироздания. Такие представления нашли отражение в сознании людей различных религий и верований. 

фото из сети
фото из сети

В народных представлениях зеркало - это символ «удвоения» действительности, граница между мирами. И если, например, светлое зеркало отождествляется со счастливым браком, то разбитое предрекает развод. Тёмное зеркало, в котором нельзя рассмотреть собственный образ, является предзнаменованием несчастья.

Не рекомендуется также пользоваться надтреснутыми и разбитыми зеркалами, а детям до годика вообще смотреться в зеркало — якобы ребенок может испугаться своего отражения, будет плохо спать, будут трудно резаться зубки, долго не заговорит или начнет заикаться.

Есть множество теорий и правил о том, где  и как размещать зеркала в доме и множество свидетельств о том, что если очень долго вглядываться в зеркало, то у человека могут появиться видения и развиться галлюцинации.

Гадалки, ворожеи, целительницы охотно пользуются зеркалами в своих практиках. А колдуны и шаманы всегда старались как можно реже смотреться в зеркало, чтобы не «зарядиться» плохой энергией. 

В испанских деревнях зеркала используют как оберег от сглаза —  к плечам детей прикрепляют крошечные зеркала, чтобы уберечь малышей от завистливых взглядов и вернуть недоброжелателям их отрицательную энергию. А русский царь  Иван Грозный требовал, чтобы зеркала для его жены, Марии Нагой, изготавливали только слепые мастера.

Согласно поверьям  в зеркале не отражаются вампиры, доппельгангеры (двойники-темная сторона личности человека)  и призраки. При этом католическая церковь разъясняла, что душа человека гипотетически может отражаться в зеркале, так как может быть материальной. Однако вампиры этого свойства не имеют.

фото из сети
фото из сети

Великий мистификатор Хорхе Луис Борхес в одной из своей книг рассказал китайскую легенду — правдивую или вымышленную, неизвестно —  о том, что в давние времена мир зеркал и мир людей не были разобщены и через зеркала можно было проходить туда и обратно. Но однажды обитатели зеркального царства попытались захватить наш мир. Попытка провалилась и они были с позором изгнаны и заточены в зеркалах. С тех пор, лишенные собственного облика, они только повторяют наши действия, но не оставляют надежды вырваться из заточения.

В Зазеркалье происходит действие знаменитых произведений Льюиса Кэрролла  про Алису и Гастона Леру «Призрак Оперы». И  фильм из босоного детства «Королевство кривых зеркал», в общем-то, тоже об этом.

Количество фильмов-хорроров, снятых о зеркалах, которые лучше обходить десятой дорогой, не поддается исчислению. Жанры самые различные — от мистики до банального криминала в детективах, но, почему-то, именно зеркала то и дело становятся источником кровожадного вдохновения у писателей и сценаристов.

Живописцы тоже не обошли зеркало своим вниманием. В 16-17 веках в Европе существовал целый жанр аллегорических натюрмортов «ванитас», основным атрибутом которых кроме черепа было зеркало. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти, а зеркало служило символом тщетности и иллюзорности.

 А на этой картине Джованни Беллини изображена «Обнаженная  перед зеркалом».

Джованни Беллини. Обнаженная перед зеркалом. 1514–1516. Музей истории искусства, Вена
Джованни Беллини. Обнаженная перед зеркалом. 1514–1516. Музей истории искусства, Вена

Но на самом деле, зеркал на картине видно два — одно в правой руке, второе за левой рукой на стене. А еще что-то непонятное с пропорциями этой левой руки и она кажется слишком крупной. Списать на неопытность и слабое мастерство художника не получится — картина написана на закате творческой карьеры великого венецианца и к этому времени он умел абсолютно всё. Возможно там есть еще одно, третье зеркало? 

Ах, как жаль, что в наши коронавирусные времена пока нет возможности «слетать в Вену на кофе» и заодно проверить количество зеркал на картине в музее.

А я буду заканчивать рассказ о зеркалах. И в завершение советы от психологов, которые считают, что мы закладываем в зеркало программу, а оно программирует нас.

6. С зеркалом надо жить в согласии. 

К сожалению, мы частенько «заряжаем» зеркало негативной информацией. Ведь, если вдуматься, смотримся-то мы в него для того, чтобы выискать и устранить недостатки. И находим: прическа не та, лицо помятое, одежда начала подозрительно обтягивать фигуру...  Не можем сразу исправить и отходим недовольные. А зеркало все наши эмоции запомнило, и теперь только дай повод - вернет их с лихвой.

Психологи советуют реже смотреться в зеркало, когда мы больны или переутомлены и ни в коем случае не ругать себя перед зеркалом.

З. Серебрякова «За туалетом», 1909 год Третьяковская галерея
З. Серебрякова «За туалетом», 1909 год Третьяковская галерея

К зеркалу нужно подходить  с улыбкой, а перед тем, как отойти от него, еще раз улыбнуться. С зеркалом можно даже поговорить и рассказать ему, кого любите вы и кто любит вас и пожелать себе успехов.  

Опытные маркетологи знают насколько важны «правильные» зеркала в примерочных, в которых серая мышка в дешевой вещичке сетевого бренда вдруг превращается в королеву в наряде от кутюр. На результат работают освещение,  удачный интерьер, угол наклона и качество самого зеркала. Об этом стоит помнить, собираясь на шопинг, и прихватить с собой для страховки подругу, вкусу которой вы доверяете. 

Вместе с тем, выбирая зеркало для дома, остановитесь на том, в котором вы себе действительно нравитесь — оно всегда прибавит вам настроения и уверенности в собственных силах и возможностях : «Я чудо — единственное и неповторимое!»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выводы делайте сами. Я просто затрудняюсь сформулировать. Точнее могу, но что-то внутри не дает. ...
Культурная столица, ебаться-сраться. ...
Коко-де-мер, или морской орех, – один из самых диковинных плодов на планете. Долгое время происхождение гигантских плодов оставалось загадкой. Их находили в Индийском океане , поэтому вскоре появилась легенда о том, что произрастают эти орехи на морском дне в Божественном саду. Обладать ...
но это же какой-то позор. кто сделал эту мерзость? что здесь показано. "Бьютифул вимен" - и дети, педобир негодуэ. культура, балет, типа как дешёвые газ и вода. И ни один блогер не покажет здесь чеков, сколько ему стоило провести газ в деревенский дом. показывают бабу в ванне - и ...
Очередная гражданская война между хуту и тутси. Новенький снайпер хуту собирается на стрелковую позицию. Командир хуту спрашивает: - Знаешь, кого гасить в первую очередь? Новенький снайпер: - Ясное дело, гасить офицеров тутси. Командир: - Нет, в первую очередь гасить белых с ...