"Хочу стать специалистом в психологии управления!" (заметка - эссе)

топ 100 блогов ru_psiholog08.11.2012 Подумала я сегодня - что было бы наверное интересно завести такую рубрику "Заметки декана".
Как вам это? Среди читателей наверняка есть студенты - в прошлом, настоящем или будущем, и у нас - деканов - бывают интересные случаи на работе, которыми можно поделиться и обсудить.
Вот, например, случай на прошлой неделе.
Звонит мне по телефону студентка 2го курса - назовём её Н. - и спрашивает - как будет определяться специализация в дипломе? Н. очень хочет получить в дипломе запись "психология управления".


После некоторого раздумья Н. звонит вновь и прости чтобы я стала её научным руководителем по курсовой.
Это первая курсовая - и главная её цель в том, чтобы студенты научились писать такой вид работ. Н. настаивает чтоб работа была связана с "психологией управления" - разъясняю ей, что это курсовая по Общей психологии и что при выборе темы можно найти объект, который так или иначе будет связан с пси.управления...
Проходит неделя. Получаю заявление от Н. с темой "Способности". Я, как научный руководитель, зачеркиваю это и пишу тему "Задатки. Способности. Одарённость" и прошу менеджера сообщить Н. об изменении темы...
Спустя минут 30 мне звонит Н. и начинает в претенциозном тоне возмущаться - почему это так и почему она "не может застать меня"...
Здесь я хочу сделать небольшое уточнение - поскольку я декан психологического факультета, то одной из целей моей работы является формирование профпригодных специалистов по специальности (направлению) Психология, которые могли бы работать с проблемами других людей и помогать им.
Довольно часто я сталкиваюсь с подобными ситуациями - когда студенты высказывают какие-то претензии, говорят, что им чего-то недодали и т.п. - Здесь кроется главный косяк и один из основных моментов по развитию профпригодности.
Психолог не имеет права ныть, высказывать претензии и капризничать - не только в отношении своих коллег, но и вообще по жизни в отношении любых ситуаций и кого бы то ни было.
Это именно так по нескольким причинам:
Во-первых, если внимательно посмотреть на суть такого явления как "Претензия" - то становится очевидно, что это нытьё + агрессия. Это состояние мгновенно помещает вас в роль жертвы, из которой вы не можете ничем управлять - то есть не можете быть помогающим субъектом.
Во-вторых, предъявление претензии означает, что вы не понимаете - что любое событие в вашей жизни является следствием ваших предыдущих намерений и поступков. Вот как было например в случае с Н. - когда она попросила чтобы я стала её научным руководителем, она не оценила всех последствий этого своего выбора. Выбирая научного руководителя студент берёт на себя обязательства выполнять все указания этого человека. Если же он не выполняет, то мы видим, что он не способен выполнять инструкции - а в психологии способность выполнять инструкции это один из важных критериев адекватности и психологической нормы... Первое что должен уметь делать ученик - студент-психолог - это уметь выполнять инструкции к тестам и задания научного руководителя в точности как оно было сформулировано. Этот навык один из главных - в дальнейшей работе он обеспечивает успешность при работе с клиентами. Почему? все просто. Ваши клиенты будут ровно на столько выполнять ваши рекомендации и задания, насколько вы сами способны выполнять инструкции и рекомендации своих учителей и наставников. Тех людей, кого вы выбрали учителями.
В-третьих, претензии это требования без уважения, это отношение "дай" - в переводе на русский - пользовательское юзерское отношение, человек с претензией отнюдь не настроен разобраться в ситуации, он не сотрудничает и не планирует этого делать в принципе.
Из психологии управления нам известно, что наиболее эффективный способ отношений - это субъект-субъектные отношения - или отношения построенные на уважении. Во всех других случаях в отношения даже не стоит вступать - ибо они будут ущемлять чьи-то интересы.
Один из моих основных принципов в работе - я работаю только с теми людьми, которые этого действительно хотят. Общение должно быть взаимно приятным. У меня нет желания пробивать стену сопротивления или выслушивать укоры и суждения по поводу заданий, как и зачем их выполнять(!).
Если человек хочет сотрудничать и научиться чему-то - он слушает внимательно и без лишних суждений просто выполняет то что надо.
Вопросы, комментарии, внутреннее несогласие - всё это как правило закамуфлированные признаки нежелания что-либо делать. ....

Случай с Н. интересен еще тем, что это пример достаточно распространённого стиля общения и поведения студентов.
К сожалению не у всех есть понимание, что принимая на себя роль студента и получая студенческий билет человек берёт на себя обязательства учиться, и реально научить чему-то можно только людей, которые это осознают.

В общем если вы желаете стать специалистом в психологии управления - первый человек, которым вам нужно научиться управлять - это вы сами, ваши эмоции, мысли, чувства, осознанность действий и намерений. Искренность и честность с самим собой, отсутствие фальши в отношениях.
Всё это обязательное условие для развития способности управлять кем-либо или чем-либо.

Надеюсь вы нашли в этой заметке что-то полезное и интересное для себя).
Если ДА - напишите в комментариях, что для вас было новым или неожиданным.
Какие у вас отношения с вашими Учителями и научными руководителями?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, августовская зачистка подошла к концу. Сразу упомяну, поскольку обещал кое-кому, что текущий стиль журнала называется Randomness - примитивищще, но мне нравится. Также говорил, что френдов ждут два нововведения. Об одном рассказал в посте " Формула дружбы " - френжу и ...
Про страшных украинских фашистов уже второй десяток лет пишут. Но вот, что странно. Если в сети полно фото и видео зигующих русских фашистов, то с украинскими как-то не сложилось. Я особо не копался, но вот что навскидку нашел: 1. Зигующие УНА-УНСО Причем как-то интеллигентно, не ...
фотограф: Anastasia Volkova прическа и макияж: Galina Khusyainova организатор: Mrs. Màxim Wed Bureau самое время показать еще одну летнюю июльскую свадьбу. и рассказать вам о том, что свадебные организаторы важны, нужны, и в большинстве своем - просто красивые и приятные ...
Люди, я нашла выход!!!Только что зашла в игру через Opera, мои соседи все на ...
Постить это как баг - вот не поверят же. А рассказать об этом в понятне - может и поправят. Обратил я внимание, что выглядящая уебански темно машина на ...