«ХАНУМА» ГЕОРГИЯ ТОВСТОНОГОВА И НИКО ПИРОСМАНИ
nikonova_alina — 10.02.2023Одно из самых счастливых воспоминаний моего детства: зима, каникулы, вечер. Мне разрешили не ложиться спать в девять часов, а вместе с родителями посмотреть кино после программы «Время». И вот мы сидим на диване, пьем чай с оставшимися от Нового года вкусностями, а на черно-белом экране появляется заставка – «Ханума». И тебя ждут два часа феерического зрелища с песнями, танцами, юмором, романтической историей и невероятно обаятельным грузинским колоритом.
Но уже гораздо позже, когда я стала старше и начала интересоваться искусством, я осознала, что значительную часть этой невероятной атмосферы, которая появляется в фильме-спектакле, создает его художественное оформление, а именно работы Нико Пиросмани, которые создатели спектакля режиссер Георгий Товстоногов и художник Иосиф Сумбаташвили, исключительно органично включили в декорации, костюмы и даже в некоторые эпизоды сценического действия.
Итак, давайте посмотрим, какие именно картины Нико Пиросмани использовали авторы постановки. Поскольку сам спектакль на сцене БДТ мне посмотреть не довелось, я буду ориентироваться на его телевизионную версию, записанную в 1978 году.
Титры начинаются с показа фрагмента картины «Свири». Свири – деревня в Имеретии, где производят одноименный сорт вина. В настоящее время картина хранится в Национальной галерее Грузии, куда она, видимо, попала из собрания поэта Георгия Леонидзе, а ранее она висела в духане Шавробашвили.
Следующая картина – изображение лихого всадника на коне с рогом вина – это слегка отретушированная часть вывески 1919 года «Винный погреб. Распивочно и на вынос».
Далее - дама в элегантном черном платье с эффектным красным кушаком – «Грузинка с бубном» 1906 года. Картину немного обрезали, так что бубен не виден.
В следующем кадре появляется компания из троих усатых мужчин в папахах, сидящих на земле с бокалами вина в руках. Это фрагмент большой картины «Кахетинский эпос. Алазанская долина» (87 х 530 см), точнее ее левая часть.
Затем - «Ортачальская красавица с веером», написанная для заведения Г.Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала), которая с 1915 года находилась в собрании Кирилла Зданевича. Веер в кадре также немного смазан.
Когда начинается собственно действие, то перед зрителем раскрывается задник, представляющий улочки старого Тифлиса. Это уже самостоятельная работа художника Иосифа Сумбаташвили.
Далее раскрывается вся сцена, и мы видим, что и кулисы, и арлекин расписаны фрагментами из самых известных картин Пиросмани. На арлекине, в частности доминирует «Ортачальская красавица» из диптиха. На самом деле эти ортачальские красавицы были девицами «с пониженной социальной ответственностью», и Пиросмани довольно своеобразным образом вписал их в свой художественный мир, как воплощение грехопадения с вероятным будущим прощением. Кирилл Зданевич записал слова художника о его понимании зла и добра, воплощаемом в чёрно-белом контрасте: «Белый цвет — это цвет любви. <�…> Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я их помещаю на чёрном фоне чёрной жизни, но у них есть любовь к жизни — это цветы, помещённые вокруг их фигур, и птички у плеча. Я пишу их в белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю их грех».
Росписи боковых кулис по сути составлены из всех тех изображений, которые телезрителям продемонстрировали в титрах, за исключением явно выделяющегося «Рыбака в красной рубашке» и, возможно, «Компании Бего» или какой-то аналогичной сцены кутежа.
Влияние Пиросмани чувствуется и в образах кинто, мелких торговцев, занимавшихся продажей вразнос, сцены с которыми как бы обрамляют основное действие.
Также в стиле вывесок и натюрмортов Пиросмани выполнены и таблички, обозначающие для зрителя место действия.
Пьеса Авксентия Цагарели «Ханума» была написана в 1882 году, Нико Пиросмани начал активную творческую деятельность примерно лет двадцать спустя, но, скорее всего, за эти двадцать лет в патриархальном Тифлисе ничто радикально не изменилось, так что наивные картины Пиросмани, посвященные миру духанов, мелких торговцев, развеселых кутил-князей и ортачальских красавиц, идеально вписались в сюжет.