ИЗЫСКАННЫЙ ЖИРАФ НИКО ПИРОСМАНИ

топ 100 блогов nikonova_alina07.02.2023
Нико Пиросмани. Жираф
Нико Пиросмани. Жираф

…Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет…

                         Николай Гумилев. Жираф. 1907

В 1900 году достаточно успешный предприниматель из Тифлиса, занимавшийся торговлей молоком, неожиданно  для всех, кто его знал, бросает свой бизнес, оставляет дом и уходит жить в трактиры, духаны и винные погреба. Ему было примерно 37 лет (возраст кризиса), и звали его Нико Пиросманашвили.

Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича. 1913
Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича. 1913
Кирилл Зданевич
Кирилл Зданевич
Нико Пиросмани. Вывеска
Нико Пиросмани. Вывеска "Холодный пиво"

Его жизнь художника длилась совсем недолго, всего восемнадцать лет, но за это время он успел создать несколько действительно гениальных произведений. И одним из них является «Жираф», написанный примерно в 1905 году. Картину эту, как и многое другое в творчестве Пиросмани, открыли братья Илья и Кирилл Зданевичи. Илья был поэтом, Кирилл – художником, и они оба увлекались народным творчеством. Летом 1912 года они в компании своего приятеля художника  Михаила Ле-Дантю приехали в Тифлис, на свою родину. В «Трактирном заведении «Варяг» с подачей разных крепких напитков и первоклассной кухней» они обнаружили нечто совершенно поразительное. Илья Зданевич позднее писал:

«…мы увидели живопись, совершенно не похожую на ту, что встречали в подобных заведениях. Вместо олеографий – такие удивительно красивые и нарядные картины! Мы стояли перед явлением феноменальным, увидели чудо!»

Зданевичи начали скупать работы Пиросмани, позднее познакомились с ним лично (он как раз писал вывеску для молочной лавки, и Зданевичи застали его за работой), и стали первыми пропагандистами его творчества.

 

Константин Паустовский. Фотография 1900-х гг.
Константин Паустовский. Фотография 1900-х гг.

«Жираф» тоже был куплен Зданевичами, и висел у них в доме. Именно там его впервые увидел Константин Паустовский, который оставил очень эмоциональное описание своей первой встречи с этой картиной:

«Проснулся я, должно быть очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на ту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно, и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряжённый как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой пыльной клеенке».

Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909

Паустовский, восторгаясь работами Пиросмани, создал о нем немало мифов («миллион алых роз», которые художник якобы рассыпал на площади перед гостиницей, где жила актриса Маргарита де Севар, в которую он вроде бы был влюблен, это тоже из области легенд, распространяемых Зданевичами, Паустовским и Виктором Шкловским).

Нико Пиросмани. Жираф на черном фоне
Нико Пиросмани. Жираф на черном фоне

Так и в случае с жирафом, Паустовский сам досочинил историю о том, что Пиросмани видел его в тифлисском зверинце. Во-первых нет вообще никаких сведений о том, что там когда-нибудь жил жираф, и что Пиросмани его видел. А во-вторых, если обратить внимание на шкуру зверя, то видно, что художник изобразил ее серовато-белой с черными пятнами. Вероятно, более правдоподобна версия, по которой художник видел не живого жирафа, а его черно-белое изображение. Цвет шкуры и пятен на ней он додумал сам.  В подтверждение этой версии можно привести и еще одну картину Пиросмани с изображением жирафа, которая выполнена в черно-белом варианте, и так и называется «Жираф на черном фоне» (в настоящее время находится в коллекции семьи поэта Евгения Евтушенко в Москве).

Окапи и жираф
Окапи и жираф

        Вообще, жираф Пиросмани напоминает по комплекции нечто среднее между жирафом и окапи. Кстати, этот редкий подвид семейства жирафовых, который иногда еще называют окапи Джонстона по имени его первооткрывателя был впервые подробно описан в 1900 году. Это открытие оказалось одной из величайших зоологических сенсаций 20 века. Впрочем, живого окапи в Европе увидели только в 1919 году, когда в антверпенский зоопарк вперывые привезли молодого самца.

Конечно, Паустовский прав, и «Жираф» производит сильное впечатление, особенно его лицо (даже циники-искусствоведы как-то не решаются говорить «морда»). Оно кажется совершенно человеческим, печальным и по-настоящему аристократичным. Глаза жирафа полы слез, они укоряют в чем-то зрителя, и каждый может задуматься о том, что же плохого он сделал этому столь прекрасному и такому несчастномуживотному.

Ноги жирафа тонкие, стройные, легкие, как будто возносят его фигуру над землей и удерживают его в состоянии неустойчивого равновесия. Картина написана на довольно лаконичном фоне, большую часть которого составляет голубое небо, светлеющее к горизонту.

Композиционно картина построена так, что становится очевидным, что художник не имел профессиональной подготовки. Наиболее значимая часть полотна – голова жирафа сдвинута в левый верхний угол, а большую часть  переднего плана занимает пятнистая шкура животного. Жираф вообще кажется исключительно непропорциональным со слишком тонкими ногами, массивным телом и маленькой головой. Но ценность произведений таких самодеятельных художников заключается как раз в непосредственном и оригинальном взгляде на окружающий мир.

ИЗЫСКАННЫЙ ЖИРАФ НИКО ПИРОСМАНИ

В «Жирафе» часто видят автопортрет самого Пиросмани, изображение его нежной и ранимой души художника. Между прочим, в нем самом, несмотря на крестьянское происхождение, было что-то возвышенное и аристократическое, из-за чего все окружающие звали его «графом». Он, например, никогда не брал денег со своих заказчиков, поскольку считал это «неблагородным».

Стихотворение «Жираф» Николая Гумилева было написано в 1907 году, после путешествия поэта в Африку, где он наблюдал жирафов своими глазами. Но образ, который он создает в строках, гораздо больше соответствует воистину поэтическому жирафу Нико Пиросмани. Вряд ли Гумилев когда-нибудь видел картину Пиросмани (хотя с 1901 по 1903 годы семья Гумилевых жила в Тифлисе из-за болезни старшего брата Николая, Дмитрия, и в «Тифлисском листке» в 1902 году было опубликовано первое стихотворение поэта; а «Жираф» Пиросмани все же датируется примерно 1905 годом), но образы и настроение у обоих произведений, поэтического и художественного удивительно схожи. Оба жирафа благородны и утонченны, оба печальны и оба по-настоящему прекрасны.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девчонка в шоке. И комменты кайф. Сюда hungrycake ...
Жуйк, у нас тут с женой спор — как правильно варить сосиски. Я считаю, что их ...
...
То, что в выборах не сможет участвовать, это понятно. То, что у жуликов и воров появился аргумент: кого вы слушаете, он же сам жулик, это тоже понятно. То, что после московских выборов зассали, - и это понятно. А вот что будет с остальными уголовными делами против него? Будет постоянный ...
1. Ленин сверг царя. Нет, большевики свергли либерастов, которые свергли царя. Разрушение самодержавия было целью большевиков, но по факту это сделали не они. 2. Палестинцы отвергли создание Израиля и начали войну. Войну по факту начали соседние страны (коалиция из Египта, Иордании, ...