АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ: #МееТоо


Часть 2.
В 1611 году Орацио Джентилески получил заказ на роспись сводов Casino delle Muse внутри палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме. Это был очень важный и большой заказ, и Орацио выполнял его не один. Не очень понятно, сам ли он пригласил к себе в помощники художника Агостино Тасси, или же он был ему рекомендован (навязан) заказчиком, но именно с этой совместной работы Орацио и Тасси и началась драма Артемизии Джентилески.


Агостино Тасси был, как это тогда говорили в Италии, «smargiasso», то есть хвастун или авантюрист. Он действительно любил рассказывать всевозможные невероятные истории о своей жизни, в которых зачастую настолько тесно переплетались реальность и вымысел, что он и сам уже подчас забывал, что было на самом деле, а что он придумал.


Начать с того, что его настоящая фамилия была Буонамичи, и был он сыном скорняка Доменико Буонамичи из Перуджи. Но сам Агостино рассказывал всем, что он был дворянином и то ли усыновленным, то ли внебрачным сыном маркиза Тасси, родившимся в Риме. Но прежде, чем он на самом деле объявился в Риме, он успел поработать во Флоренции и в Ливорно. Тасси считался выдающимся художником-маринистом и мастером архитектурной иллюзии и перспективы. По некоторым данным он был учеником известного нидерландского пейзажиста Пауля Бриля, который работал в Риме с середины 1580-х годов. Однако есть сведения, что в ранней юности, в то время, когда Тасси жил во Флоренции, он был осужден за какое-то преступление и приговорен к нескольким годам каторжных работ на галерах великого герцога.

Однако за свой талант он получил некоторые поблажки, и ему было позволено свободно передвигаться по кораблю вместо того, чтобы тянуть весло, а также он мог рисовать на камбузе и, таким образом, он получил достаточно впечатлений для создания морских пейзажей, изображений портов, кораблей и сцен с рыбаками и рыбной ловлей.

В Риме Тасси приобрел репутацию блестящего мастера архитектурный перспективы и архитектурной иллюзии. Вероятно, именно поэтому его и пригласили для работы вместе с Орацио Джентилески, который специализировался на многофигурных композициях на античные и религиозные темы. Художники неплохо дополнили друг друга. Орацио оценил талант своего нового знакомого по достоинству, и пригласил его к себе в мастерскую с конкретной целью – дать несколько уроков в области работы с перспективой Артемизии.
Однако Орацио не представлял, что очаровательный молодой мужчина, которого он однажды представил своей двадцатилетней дочери – личность гораздо более сомнительная, нежели даже сам Караваджо. Агостино Тасси тогда было чуть больше тридцати лет, он умел очаровывать и заговаривать зубы, отличался изысканными светскими манерами (не зря выдавал себя на сына князя) и элегантностью. Видимо, он произвел исключительно приятное впечатление не только на неопытную в житейских делах Артемизию, но и на ее отца.
А между тем, попав в богатый дом успешного живописца Орацио Джентилески, Агостино Тасси начал сразу же планировать его ограбление. Он рассчитывал вынести несколько приглянувшихся ему картин Орацио, а затем продать их. Но потом, видимо, верх взяла любвеобильная составляющая натуры Тасси, и он обратил самое пристальное внимание на юную Артемизию.
Доподлинно неизвестно, как развивались события, предшествующие роковому эпизоду. Но мне кажется, что Тасси сначала в какой-то мере попытался обольстить дочь своего коллеги, благо у них была возможность общаться, когда он давал ей уроки перспективы. Наверняка они разговаривали не только о живописи, скорее всего он сыпал банальными комплиментами, которые неискушенная девочка воспринимала всерьез, возможно даже говорил о своей несчастной любви и о том, как он мечтает получить драгоценнейшее доказательство ее взаимности.

И вот в один майский день 1611 года Агостино Тасси в очередной раз пришел в дом Орацио Джентилески на виа делла Кроче. Самого хозяина дома не было, но Артемизия была не одна, при ней находилась ее соседка (Орацио сдавал ей комнаты в верхнем этаже своего дома) или компаньонка, которая иногда приглашалась в качестве дуэньи, некая Тузия, и ее приятель кавалер Козимо Куорли, квартирмейстер апостольской палаты.
Вообще-то задачей Тузии было как раз охранять Артемизию от общения с мужчинами, но вместо этого она позволяла Агостино Тасси посещать девушку в отсутствие ее отца, да еще и приводила с собой кавалера Куорми.
Позднее сама Артемизия рассказывала, что Агостино Тасси обманом увел ее из комнаты, где были Тузия и Козимо Куорли, в другое помещение, а затем
«…запер комнату на ключ и после того, как запер ее, бросил меня на край кровати, и, положив мне руку на грудь, поставил колено между моими бедрами, чтобы я не могла их сжать, и заставил задрать мою одежду. Затем он приложил руку с платком к моему горлу и рту, чтобы я не закричала…»
Артемизия пыталась сопротивляться и кричать, но Тузия то ли действительно не слышала ее криков из-за платка, которым Агостино закрывал ей рот, то ли сделала вид, что ничего не слышит. Позднее ее даже обвиняли в сводничестве, предполагая, что Тасси подкупил Тузию, чтобы остаться наедине с Артемизией и чтобы та несмотря ни на что не стала вмешиваться в происходящее.
В итоге, насилие над Артемизией Джентилески свершилось.

Продолжение следует…