АНГЕРРАН КАРТОН. ПЬЕТА ИЗ ВИЛЬНЕВ-ДЕЗ-АВИНЬОН


Пьета, или Оплакивание – это один из важнейших сюжетов евангелического цикла в искусстве. Так принято называть сцену, непосредственно следующую за Распятием и Снятием с Креста. В ней как правило изображается как тело Христа в окружении персонажей, оплакивающих Его, опускается на землю или на каменный блок в виде алтаря. В некоторых искусствоведческих трудах принято разделять Оплакивание и Пьету как различные эпизоды. Утверждается, что в Оплакивании обязательно присутствуют Богоматерь, святой Иоанн, Мария Магдалина, также в группе могут находиться Иосиф Аримафейский, держащий Плащаницу, святой Никодим с кувшином притираний и Жены-мироносицы. В Пьете же (Pieta переводится с итальянского как жалость) рядом с телом Иисуса находится только скорбящая Богоматерь, и подобный сюжет обычно представляется более экспрессивным и драматическим. Однако по традиции часто Пьетой именуются и сцены Оплакивания.


Тема Оплакивания была очень популярна среди европейских художников и в Средние века, и в более позднее время. Любопытно, что хотя в текстах Евангелий этот эпизод не описан, канон изображения Оплакивания был составлен даже в руководстве для византийских художников, и в западноевропейском искусстве также была закреплена достаточно четкая композиционная схема.
Русские и византийские иконописцы, также, как и западные мастера, в сущности, изображают одно и то же, и картины (или иконы) отличаются лишь по степени экспрессивности, которую художник вкладывают в свои работы. И одним из лидеров в данной категории можно считать не слишком известного французского художника 15 века Ангеррана Картона (или Шаронтона, или Шарретона, или Шарретье в пикардийском варианте).
Картон был представителем так называемой авиньонской школы, влияние на него оказали и мастера северофранцузской готики, также бургундские художники, и даже, вероятно, итальянские мастера эпохи раннего Возрождения. Его биография изучена не очень подробно, но известно, что он родился на севере Франции в Лане приблизительно в 1415 году, а затем переехал на юг страны, в Прованс. Северная готика в его творчестве отразилась в величественности композиций, от бургундцев он перенял некоторый «натурализм», внимание к формам предметов, характерным чертам человеческих лиц, пейзажу. Итальянское влияние чувствуется в определённой резкости его манеры письма, в использовании подчёркнутых контрастов светотени и стремлении к некоторой упрощённости форм.


Свое самое известное произведение, «Пьету», Ангерран Картон создал для картезианского монастыря в Вильневе приблизительно в 1454-56 гг., но возможна и более ранняя датировка. Считается, что эта «Пьета» оказала серьезное влияние на еще одну известную картину на этот сюжет, так называемую «Пьету из Тараскона», которая достаточно точно датируется 1456-57 гг.
«Пьета из Вильнев-лез-Авиньон» не была известна до начала 19 века. В 1793 году ее спасли от пожара, а затем заново обнаружили в 1801 году в церкви Вильнев-лез-Авиньон. После этого она сразу стала предметом дискуссий искусствоведов относительно ее авторства. Произведение искусства было настолько великолепным и значительным, что его авторство приписали сначала самому Рогиру ван дер Вейдену. Была также версия о принадлежности «Пьеты» художнику испанской школы.

Однако, сравнение композиции, образа Христа (характер морщин, форма глаз, рук, лба) с подлинными произведениями Картона однозначно свидетельствуют именно о его авторстве. Коленопреклонённый донатор, изображенный слева, поразительно похож на каноника Жана де Монтаньяка, которого художник уже изобразил дважды в своей картине «Короновании Марии» (1454).
Есть версия, что Монтаньяк, побывав в паломничестве на Святой земле, вернулся к своей идее о создании обетной картины, которая была изложена в его завещании 1449 года. «Коронование Марии» предназначалось для алтаря и обетной картиной быть не могло, тем более что Монтаньяк изображён там в виде маленькой фигуры молящегося. А «Пьету» с видом Иерусалима (где каноник побывал лично) и крупной фигурой донатора на первом плане можно действительно считать реализацией идеи 1449 года, задуманной после паломничества. Картон, в традициях северных мастеров, в частности Рогира ван дер Вейдена, изображает донатора не в виде маленькой фигурки, но в том же масштабе, что и святых персонажей.
Сюжет картины традиционен для Оплакивания: тело Христа простерто на коленях Марии, святой Иоанн, с горестно-задумчивым выражением лица, вынимает шипы из тернового венца Иисуса. Третий персонаж группы – рыжеволосая Мария Магдалина, которая одной рукой отирает слезы краем своего плаща, а в другой держит сосуд с благовониями.
Композиция картины строится на игре диагоналей вписанных в полукруг. Группа фигур четко выделяется на золотом фоне полотна (это еще готическая традиция). Художник использует чарующее по воздействию на зрителя сочетание контрастных цветов, при этом оставаясь в рамках золотисто-коричневатой колористической гаммы.
Чувство скорби и глубокого волнения передастся горизонтальной линией тела Христа, которая как бы прерывает статическое и компактное положение всей группы, и в тоже время объединяет ее своим ярко выраженным трагизмом. Исследователи утверждают, что «…уверенность и четкость рисунка, а также выразительность в изображении светлой печали на лицах персонажей, делают это полотно истинным шедевром французской живописи».
Полотно действительно поражает зрителя напряженным драматизмом и духовной экзальтацией образов. Средневековая условность рисунка сочетается здесь с искренностью в передаче человеческих чувств. Трактовка образа донатора, в которой проявляется яркая индивидуальность персонажа, свидетельствует о новом отношении к проблеме портрета.
«Пьета из Вильнев-дез-Авиньон» ставит Ангеррана Картона в ряд самых значительных европейских художников 15 века, несмотря на то, что работал он по большей части в провинции и до начала 19 века был практически никому не известен.