АНГЕРРАН КАРТОН. ПЬЕТА ИЗ ВИЛЬНЕВ-ДЕЗ-АВИНЬОН

топ 100 блогов nikonova_alina30.01.2023
Ангерран Картон. Пьета из Вильнев-лез-Авиньон
Ангерран Картон. Пьета из Вильнев-лез-Авиньон

        Пьета, или Оплакивание – это один из важнейших сюжетов евангелического цикла в искусстве. Так принято называть сцену, непосредственно следующую за Распятием и Снятием с Креста. В ней как правило изображается как тело Христа в окружении персонажей, оплакивающих Его, опускается на землю или на каменный блок в виде алтаря. В некоторых искусствоведческих трудах принято разделять Оплакивание и Пьету как различные эпизоды. Утверждается, что в Оплакивании обязательно присутствуют Богоматерь, святой Иоанн, Мария Магдалина, также в группе могут находиться Иосиф Аримафейский, держащий Плащаницу, святой Никодим с кувшином притираний и Жены-мироносицы. В Пьете же (Pieta переводится с итальянского как жалость) рядом с телом Иисуса находится только скорбящая Богоматерь, и подобный сюжет обычно представляется более экспрессивным и драматическим. Однако по традиции часто Пьетой именуются и сцены Оплакивания.

Сандро Ботичелли. Оплакивание Христа
Сандро Ботичелли. Оплакивание Христа
Положение во гроб. Новгородская икона 15 в. п (По сути Оплакиванеи)
Положение во гроб. Новгородская икона 15 в. п (По сути Оплакиванеи)

Тема Оплакивания была очень популярна среди европейских художников и в Средние века, и в более позднее время. Любопытно, что хотя в текстах Евангелий этот эпизод не описан, канон изображения Оплакивания был составлен даже в руководстве для византийских художников, и в западноевропейском искусстве также была закреплена достаточно четкая композиционная схема.

Русские и византийские иконописцы, также, как и западные мастера, в сущности, изображают одно и то же, и картины (или иконы) отличаются лишь по степени экспрессивности, которую художник вкладывают в свои работы. И одним из лидеров в данной категории можно считать не слишком известного французского художника 15 века Ангеррана Картона (или Шаронтона, или Шарретона, или Шарретье в пикардийском варианте).

Картон был представителем так называемой авиньонской школы, влияние на него оказали и мастера северофранцузской готики, также  бургундские художники, и даже, вероятно, итальянские мастера эпохи раннего Возрождения. Его биография изучена не очень подробно, но известно, что он родился на севере Франции в Лане приблизительно в 1415 году, а затем переехал на юг страны, в Прованс. Северная готика в его творчестве отразилась в величественности композиций, от бургундцев он перенял некоторый «натурализм», внимание к формам предметов, характерным чертам человеческих лиц, пейзажу. Итальянское влияние чувствуется в определённой резкости его манеры письма, в использовании подчёркнутых контрастов светотени и стремлении к некоторой упрощённости форм.

Вильнёв-лез-Авиньон
Вильнёв-лез-Авиньон
Неизвестный художник 15 в. Пьета из Тараскона. 1456-57
Неизвестный художник 15 в. Пьета из Тараскона. 1456-57

Свое самое известное произведение, «Пьету», Ангерран Картон создал для картезианского монастыря в Вильневе приблизительно в 1454-56 гг., но возможна и более ранняя датировка. Считается, что эта «Пьета» оказала серьезное влияние на еще одну известную картину на этот сюжет, так называемую «Пьету из Тараскона», которая достаточно точно датируется 1456-57 гг.

«Пьета из Вильнев-лез-Авиньон» не была известна  до начала 19 века. В 1793 году ее спасли от пожара, а затем заново обнаружили в 1801 году в церкви Вильнев-лез-Авиньон. После этого она сразу стала предметом дискуссий искусствоведов относительно ее авторства. Произведение искусства было настолько великолепным и значительным, что его авторство приписали сначала самому Рогиру ван дер Вейдену. Была также версия о принадлежности «Пьеты» художнику испанской школы.

Ангерран Картон. Коронование Марии. 1454
Ангерран Картон. Коронование Марии. 1454

Однако, сравнение композиции, образа Христа (характер морщин, форма глаз, рук, лба) с подлинными произведениями Картона однозначно свидетельствуют именно о его авторстве. Коленопреклонённый донатор, изображенный слева, поразительно похож на каноника Жана де Монтаньяка, которого художник уже изобразил дважды в своей картине «Короновании Марии» (1454). 

        Есть версия, что Монтаньяк, побывав в паломничестве на Святой земле, вернулся к своей идее о создании обетной картины, которая была изложена в его завещании 1449 года. «Коронование Марии» предназначалось для алтаря и обетной картиной быть не могло, тем более что Монтаньяк изображён там в виде маленькой фигуры молящегося. А «Пьету» с видом Иерусалима (где каноник побывал лично) и крупной фигурой донатора на первом плане можно действительно считать реализацией идеи 1449 года, задуманной после паломничества. Картон, в традициях северных мастеров, в частности Рогира ван дер Вейдена, изображает донатора не в виде маленькой фигурки, но в том же масштабе, что и святых персонажей.

        Сюжет картины традиционен для Оплакивания: тело Христа простерто на коленях Марии, святой Иоанн, с горестно-задумчивым выражением лица, вынимает шипы из тернового венца Иисуса. Третий персонаж группы – рыжеволосая Мария Магдалина, которая одной рукой отирает слезы краем своего плаща, а в другой держит сосуд с благовониями.

        Композиция картины строится на игре диагоналей вписанных в полукруг. Группа фигур четко выделяется на золотом фоне полотна (это еще готическая традиция). Художник использует чарующее по воздействию на зрителя сочетание контрастных цветов, при этом оставаясь в рамках золотисто-коричневатой колористической гаммы. 

        Чувство скорби и глубокого волнения передастся горизонтальной линией тела Христа, которая как бы прерывает статическое и компактное положение всей группы, и в тоже время объединяет ее своим ярко выраженным трагизмом. Исследователи утверждают, что «…уверенность и четкость рисунка, а также выразительность в изображении светлой печали на лицах персонажей, делают это полотно истинным шедевром французской живописи».

        Полотно действительно поражает зрителя напряженным драматизмом и духовной экзальтацией образов. Средневековая условность рисунка сочетается здесь с искренностью в передаче человеческих чувств. Трактовка образа донатора, в которой проявляется яркая индивидуальность персонажа, свидетельствует о новом отношении к проблеме портрета.

        «Пьета из Вильнев-дез-Авиньон» ставит Ангеррана Картона в ряд самых значительных европейских художников 15 века, несмотря на то, что работал он по большей части в провинции и до начала 19 века был практически никому не известен.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://maydan-2014.livejournal.com/3831718.html Дорабатываю до конца недели и ухожу в монастырь. У нас тут в Колывани, грят, бабский монастырь, принимают даже бывших модераторш политсобществ. Тото в перемогах будут радости. А вы, наставление вам даю, нового модератора будете выбирать, т ...
Концепция изменилась. У нас не Василий, у нас Степан. Сегодня получили свидетельство о рождении Степана Дмитриевича. Хотя мне многие говорили, что в мужском имени очень важна буква Р. Знакомый Сережа сказал, что это Р не принципиально вообще, у ...
Глава МИД Германии Хайко Маас в беседе с изданием Bild am Sonntag предупредил, что односторонние договоренности президента США Дональда Трампа на предстоящей встрече с российским коллегой Владимиром Путиным в ущерб европейским партнерам ударят и по самим Штатам. «Односторонние сделки ...
Меня в последние дня часть спрашивают, почему ты столь спокоен, после того, как мы потеряли Изюм и почти всю Харьковскую область? Попробую ответить. Война, когда переходит с уровня земли, где льётся кровь, где горят и разрушаются города, где взрываются мосты, на уровень карт, замыслов, ...
«После успешного прохождения морских испытаний судно „Академик Черский” приступило сегодня к трубоукладочным работам в исключительной экономической зоне Дании», — рассказали в компании-операторе Nord Stream 2. Кроме того, укладку трубы продолжает и баржа «Фортуна», которая приступила еще ...