рейтинг блогов

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. МЕЛАНХОЛИЯ I. 1514

топ 100 блогов nikonova_alina24.01.2023
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514

Часть 1.

Гравюры, даже выполненные самыми знаменитыми и значительными художниками, редко приобретают такую же известность, как живописные произведения тех же мастеров, несмотря на несомненную художественную ценность и значимость этих произведений. Все-таки графика есть графика, она камерная, ее подчас сложно выставлять, она не так эффектна, как картина. К тому же гравюры, которые возможно тиражировать почти промышленным способом, уже в какой-то мере переходят из разряда элитарного и уникального искусства на уровень искусства массового и общедоступного.

Но все-таки и из этого правила бывают исключения. И одним из них является гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия I». О смыслах и тайнах, заключенных в ней искусствоведы спорят уже не одно столетия, а теперь к ним присоединились и конспирологи, а также писатели, работающие в жанрах интеллектуального триллера и арт-детектива.

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и дьявол. 1514
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и дьявол. 1514
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. 1514
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. 1514

В 1514 году Альбрехт Дюрер создал серию из трех резцовых гравюр на меди, которые в истории искусства традиционно называют «мáстерскими». В нее входят «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Серия получалась настолько сложной, значительной и перенасыщенной символами и аллегориями, что иногда ее считают даже своеобразной исповедью художника, хотя и исполненной почти за 15 лет до его смерти.

Альбрехт Дюрер. Праздник четок. 1506. Фрагмент. Автопортрет
Альбрехт Дюрер. Праздник четок. 1506. Фрагмент. Автопортрет
Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника Барбары Хольпер. ок.1490
Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника Барбары Хольпер. ок.1490
Альбрехт Дюрер. Портрет отца художника Альбрехта Дюрера Старшего. 1490
Альбрехт Дюрер. Портрет отца художника Альбрехта Дюрера Старшего. 1490

Но для красавчика и баловня судьбы, каковым Альбрехта считали окружающие, это было совсем непростое время. К 1514 году в живых из его семнадцати (!) братьев и сестер остались только двое. Отец его умер еще в 1502 году, а вот мать скончалась как раз в том самом 1514-м, и ее смерть стала для художником большим потрясением. Он писал об этой трагедии в одном из писем:

«…Она очень боялась смерти и умирала в страшных муках… Я видел, как Смерть нанесла два решающих удара по ее сердцу, и как искривился ее рот от предсмертной боли…» (надо полагать, это был инфаркт или инсульт).

Самому Дюреру было в это время уже за сорок, так что на перенесённую семейную трагедию наложился еще и кризис среднего возраста, который для человека эпохи позднего Средневековья (или начала Нового времени) выразился в обострении религиозного чувства и в некотором интересе к нарождающейся Реформации, поскольку имя Мартина Лютера в то время уже получило определенную известность в Германии. Впрочем, Дюрер, как утверждали его биографы, был скорее сторонником терпимости и примирения, а вовсе не религиозных войн.

В принципе, можно предположить, что появление в цикле гравюры «Рыцарь, Смерть и дьявол» объясняется переживаниями художника, связанными со смертью матери («…Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной. Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.22:4)), «Святой Иероним в келье» мог явиться отражением его теологических размышлений («..Путь к святости лежит через смирение, созерцание и молитву…»), но вот «Меланхолия I» действительно представляет собой грандиозную загадку.

Итак, на переднем плане гравюры находится крылатый Гений, главный герой произведения. Он сидит, подперев левой рукой голову, украшенную венком. Его пристальный взгляд обращен влево. На его коленях лежит застёгнутая книга, в правой руке он держит циркуль. На поясе находится связка ключей и два кошелька. Почему-то принято считать, что главный персонаж гравюры – юноша, но в принципе, ничего не указывает на его гендерную принадлежность, так что Гением может оказаться и молодая дама.

Рядом с гением находится большой мельничный жернов, на котором восседает путто. Крылатый мальчик в искусстве соответствующей эпохи может означать предвестника земного или ангельского духа. Путто что-то задумчиво пишет стилем на восковой дощечке.

Вокруг Гения находятся различные инструменты, которые представляются зрителю хаотично разбросанными. Это молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка и другие инструменты. В жаровне с пылающим огнём стоит плавильный тигель.

Кроме того у ног Гения, свернувшись клубком, спит борзая собака, а на стене сооружения, находящегося на заднем плане размещены еще несколько предметов: весы, песочные и солнечные часы, колокол. На той же стене  высечен так называемый «магический квадрат». К задней стене сооружения, невидимой для зрителя, приставлена лестница, ведущая на верхний этаж.

Часть заднего плана составляет море и холмистое побережье. В небе над ним находится радуга, а низко над горизонтом – яркая звезда или комета, освещающая пространство (иногда утверждается, что это низко стоящее солнце). Баннер с названием гравюры: “MELENCOLIAI” несет некое злобное существо с оскаленной пастью, похожее на летучую мышь или мелкого дракона.

Внимание зрителя привлекают также и две геометрические фигуры: идеальная сфера, находящаяся среди инструментов у ног Гения и так называемый «многогранник Дюрера», усечённый с двух углов параллелепипед, боковыми гранями которого являются два правильных треугольника и шесть нерегулярных пятиугольников, так что его двенадцать вершин принадлежат к двум разным типам геометрических фигур.

Считается, что магический квадрат 4х4, составленный Дюрером для свей «Меланхолии I» был первым в европейском искусстве. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также в каждой четверти (в том числе в центральном квадрате) и сумма угловых чисел равна 34.При этом два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания гравюры –1514, а два крайних числа в нижнем ряду соответствуют инициалам художника. Заметно, что в средние квадраты первого столбика вносились исправления, поскольку  цифры явно деформированы.

Итак, даже самому неискушенном зрителю при беглом взгляде на гравюру становится ясно, что такое огромное количество всевозможных объектов на таком небольшом пространстве явно должно нести в себе какое-то зашифрованное сообщение, обращенное либо к друзьям художника, либо к его современникам или же к нам, грядущим поколениям. Но что же все это, в конце концов, значит?

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Славу Малежика - с днем рождения! Очень рад был увидеть его в добром здравии на яхте Рэдиссон на юбилейном концерте у Володи Глазунова - ведь всего пару лет назад Слава перенес инсульт, после которого в один миг разучился петь, играть на гитаре и ходить. А тут и танцевал, и пел, да ...
Если быть точным, то в Свердловске конечно же! До 1991 г. Екатеринбург назывался Свердловск. Вынужденный анахронизм обусловлен тем, что в такого рода очерках я фокусирую внимание не только на фактах прошлого, но и на том, как эта память о прошлом отражается в настоящем, например, в ...
Замариновал телятину на рёбрышках. Чеснок, бальзамический уксус, перец, розмарин, укропчик. Уложил в пакет. Внезапно позвонили и сказали, чтобы открывал, тк счас занесут трёх, ещё живых, морских карасей. Уточнил, насчёт того, что точно ли морские. Сказали, что да. Погуглил, ...
Автор: Lora8 Официальный сайт: lora8.deviantart.com Получать новые посты дневника на ...
вчера в ГИБДД был день благотворительности? или только мне так повезло? по незнанию чуть не уехала под кирпич (район м. Лесная - я там оооочень редкий гость), навигатор сказал "ехай прямо", но заметила знак и как обычно - руки делают быстрее, чем ...