БРЮЛЛОВ И МАЛИБРАН: ПОРТРЕТНЫЕ ЗАГАДКИ

топ 100 блогов nikonova_alina23.01.2023
Луиджи Педрацци. Портрет Марии Малибран
Луиджи Педрацци. Портрет Марии Малибран

Часть 2.

Самый известный портрет Марии Малибран, который хранится в музее театра Ла Скала, принадлежит кисти малоизвестного художника Луиджи Педрацци (настолько малоизвестного, что я не смогла найти о нем практически никакой информации, кроме годов жизни — 1802 ?)-1841/45 (?) и того факта, что он родился и всю жизнь прожил в Милане). И исследователи этого произведения очень часто отмечали, что эта работа слишком хороша для достаточно посредственного провинциального живописца.

Карл Брюллов . Портрет Джудитты Паста в роли Анны Болейн. 1834
Карл Брюллов . Портрет Джудитты Паста в роли Анны Болейн. 1834
Карл Брюллов. Портрет Джузеппины Ронци де Беньис в роли Семирамиды. 1833-35
Карл Брюллов. Портрет Джузеппины Ронци де Беньис в роли Семирамиды. 1833-35
Карл Брюллов. Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины. 1834
Карл Брюллов. Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины. 1834

А посему появилась версия, что Педрацци всего лишь сделал копию с портрета Марии Малибран, написанного каким-то более значительным художником. И вот в качестве автора этого гипотетического первоначального произведения называют как раз Карла Брюллова. Причин этого несколько. Во-первых, существует несколько подписных портретов певиц Ла Скала, принадлежащих кисти Брюллова. Это портреты Джудитты Паста в роли Анны Болейн из одноименной оперы Гаэтано Доницетти, Джузеппины Ронци де Бельис в роли Семирамиды из одноименной оперы Джоаккино Россини, Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины из оперы «Сомнамбула» Винченцио Беллини. Все эти портреты были выполнены в 1833-35 годах, то есть именно в те годы, когда на сцене Ла Скала блистала и Малибран.

Мария Малибран в театре Ла Скала
Мария Малибран в театре Ла Скала

А посему вполне логично предположить, что Брюллов мог написать и самую знаменитую солистку театра того времени. Тем более, что и сам он утверждал, что буквально боготворил Марию Малибран. О чем часто упоминали его современники:

«Пение [Карл Брюллов] любил до восторженности, — вспоминал о встречах с художником Егор Маковский. — Рассказывал о заграничных артистах, отдавал преимущество г-же Малибран и Паста...»

В Италии существовало предание о том, что Карл Брюллов на самом деле написал портрет своей любимой певицы Марии Малибран и зашифровал в букете цветов, вложенном в руки модели, свою подпись. Так вот, на портрете, приписываемом кисти Луиджи Педроцци в руках у Малибран действительно находится букет цветов, из первых букв названий которых складывается имя Карло: Камелия, Акант, Роза, Чертополох, Олива (Camelia, Accanto, Rosa, Lappola, Olea).

Шарль Бонье. Портрет Шарля-Огюста де Берио. 1838
Шарль Бонье. Портрет Шарля-Огюста де Берио. 1838

Впрочем, вполне вероятно, что Карло — это имя не художника Карла Павловича Брюллова, автора картины, а возлюбленного Марии — скрипача Шарля де Берио, который примерно во время создания портрета стал, наконец, ее мужем.

Однако версия с принадлежностью картины кисти Луиджи Педрацци, ничем не доказывается, также, как и авторство Брюллова. На полотне нет подписи, также отсутствуют и какие бы то ни было документы, связанные с ним. Так что, возможно, версия о том, что в Ла Скала хранится тот самый портрет, подпись к которому Брюллов спрятал в букете цветов в руках актрисы, имеет право на существование.

Карл Брюллов. Портрет графини Ольги Орловой-Давыдовой с дочерью. 1834
Карл Брюллов. Портрет графини Ольги Орловой-Давыдовой с дочерью. 1834
Н. Ефимов. Карл Брюллов пишет портрет О. И. Орловой-Давыдовой. (К сожалению, нашла только черно-белую репродукцию)
Н. Ефимов. Карл Брюллов пишет портрет О. И. Орловой-Давыдовой. (К сожалению, нашла только черно-белую репродукцию)
Карл Брюллов. Портрет Марии Бек с дочерь. 1839-40
Карл Брюллов. Портрет Марии Бек с дочерь. 1839-40

На портрете Мария Малибран представлена в костюме Дездемоны. Композиция картины и поза модели (поколенное изображение, лицо в трехчетвертном развороте)  сходна с портретом Фанни Персиани. Как и на некоторых других работах художника, здесь также повторяется мотив вазы с цветами в интерьере рядом с моделью, а также аксессуары одежды. И на Малибран, и на Фанни Персиани похожие моедли широкополых шляпы. Совершенно одинаков фасон бархатных платьев, в которые одеты Малибран на портрете из Ла Скала, графиня Ольга Орлова-Давыдова и Джудитта Паста на полотнах Брюллова: они отличаются только по цвету бархата (темно-вишневый у Малибран, густо-синий у Орловой-Давыдовой и Пасты) и атласной подкладки. Кстати, поначалу платье у Ольги Орловой-Давыдовой тоже было не синим, а темно-вишневым, как об этом свидетельствует находящийся ныне в Историческом музее акварельный эскиз Н. Е. Ефимова «Карл Брюллов пишет портрет О. И. Орловой-Давыдовой». 

Но главное, это ощущение радости бытия и душевной гармонии, которые присутствуют в образе Марии Малибран. Эти качества отличают всю серию брюлловских портретов деятелей итальянской культуры середины 1830-х годов.

Однако специалисты отмечают на портрете Малибран из Ла Скала и некоторые несвойственные Брюллову живописные особенности. Работа выполнена плотной корпусной живописью, необычной для Брюллова, который обычно писавшего тонкими, прозрачными мазками. Несколько непривычна для русского мастера и общая насыщенная цветовая гамма картины с господством темно-малиновых тонов, а также чрезмерная уравновешенность композиции. Так что вполне возможно, что портрет Малибран из музея Ла Скала – это слегка видоизмененная копия, сделанная Луиджи Педрацци с утраченного ныне портрета певицы работы Карла Брюллова. Либо же Брюллов мог написать портрет Марии Малибран акварелью, как он, например, примерно в это же время написал портрет княгини Зинаиды Волконской, а Педрацци мог на его основе выполнить работу маслом, отсюда и несоответствие в живописной технике. Кстати, портрет Волконской также был утрачен.

Карл Брюллов. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Гравюра М.Майера с утраченной акварели
Карл Брюллов. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Гравюра М.Майера с утраченной акварели


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран Резы Саджади на международной научной конференции "Геополитика многополярного мира", проходившей на социологическом факультете МГУ 4 октября 2011 года ...
я хоть и не научилась до сих пор выговаривать их название, но они супер! по-большей части мне нра музыка....но опять таки песенки короткие, но эт ничего, зато какая ОРРРРИГИНАЛЬНАЯ музыка. каж раз когда слушаю дИвлюсь) ЭТО ПРОСТО НАДО ПОСЛУШАТЬ ШОБ ...
Сегодня в моём дневнике ровно 500 постоянных читателей!!! Очень приятно) Но ...
От всі масово зараз говорять і пишуть про уггі. Я вчора спеціально дивилась, заради інтересу і не побачила жодної людини в уггах. І в магазині дивилась - нема. Цікаво чи то до нас ще мода не доповзла, чи ціни для Львова закруті, чи просто львів"янки ...
...запрещают нам ковыряться качать книги на Флибусте. Нет, не наброс, не тролль. Там уже не первую неделю идет срач на тему "ну накручиваем, и чего такого, а все недовольные просто завидуют, что у них не получается накрутить". И нет, они действительно не понимают, при чем тут ...