ПОЧЕМУ КАТЯ ТИХОМИРОВА ХОДИЛА В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ?

топ 100 блогов nikonova_alina17.01.2023
ПОЧЕМУ КАТЯ ТИХОМИРОВА ХОДИЛА В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ?

        В последнее время в постах, которые активно публикуются на самых разных платформах, стало модным публиковать рассуждения о героях любимых советских фильмов как о реальных людях. Блогеры на полном серьезе подвергают психологическому анализу отношения Оленьки Рыжовой и Самохвалова из «Служебного роман», рассуждают о том, каким хирургом был Женя Лукашин, а какой учительницей - Надя Шевелева из «Иронии судьбы» с профессиональной точки зрения, или за кого из коллег на самом деле нужно было выйти замуж Наде Клюевой из »Самой обаятельной и привлекательной» и т.д. и т.п., что без сомнения, указывает на высочайший художественный уровень отечественного кинематографа советских времен, если о героях фильмов можно рассуждать, как о реальных людях.

         Один из самых популярных фильмов в этом плане – «Москва слезам не верит». Кажется, что все его герои и все ситуации разобраны по косточкам со всех сторон. Но все-таки один момент, на мой взгляд, остался совершенно незамеченным. Это отношение главной героини, Кати Тихомировой, к искусству.

        На самом деле в фильме присутствуют всего два микроскопических эпизода, которые проливают свет на эту довольно любопытную тему. Во-первых, из диалога Кати с подругой Людмилой, мы узнаем, что Катерина Тихомирова ходит в Третьяковскую галерею:

        Итак, по мнению Людмилы походы в один из лучших художественных музеев мира – бесполезное занятие, по крайней мере с точки зрения выгодных матримониальных перспектив. Но так ли это на самом деле? Ведь помимо командировочных и прочих приезжих и недавно понаехавших, в таком музее можно встретить и более перспективных персонажей. Это, разумеется,  художники (те самые, которых она сама упоминала в качестве выигрыша в «московской лотерее»), искусствоведы и коллекционеры, иногда (и даже зачастую) люди весьма солидные и обеспеченные. Это молодые художники, студенты и аспиранты художественных вузов, которые делают первые шаги в искусстве, но имеют очень неплохие перспективы. Это, наконец, иностранные делегации, которых могут сопровождать не только экскурсоводы и переводчики, но и те самые дипломаты, на встречу с которыми так рассчитывала Людмила.

          Но Катя Тихомирова явно ходит по музеям не для этого, а как она сама сказала, «чтобы смотреть картины, а не людей». А что вообще можно было увидеть в центральных московских художественных музеях на рубеже 1950-60-х годов, а точнее, в1959-60 годах, когда и происходит действие первой части фильма?

         Третьяковская галерея на протяжении почти 15 лет после Великой Отечественной войны перестраивала собственную научную и экспозиционную деятельность. Более либеральные времена хрущевской оттепели позволили достать из запасников очень много любопытных вещей до поры до времени спрятанных.

В зале советского искусства Государственной Третьяковской галереи в 1945 году
В зале советского искусства Государственной Третьяковской галереи в 1945 году

        Для посетителей двери Галереи открыли буквально через неделю после окончания войны, 17 мая, и зрители снова могли наслаждаться двумя с половиной тысячами шедевров русского искусства. В 1956 году музей торжественно отметил свое столетие, в том числе и выпустив монументальный труд – сборник статей ведущих научных сотрудников «Сто лет Третьяковской галереи» (1959). И, естественно, в последующие годы были поведены около десятка грандиозных монографических выставок, которыми всегда славилась Третьяковка. Если Катя Тихомирова приехала в Москву за два года до событий, о которых рассказывается в фильме (а на это есть намек в одном из диалогов Тоси и Людмилы), то она вполне могла застать выставку, посвященную Илье Репину, которая проходила в 1957-58 гг., и, конечно же, посетить выставку работ Исаака Левитана, открывшуюся как раз в 1960-м.

Выставка
Выставка "Ростово-суздальская школа живописи. ГТГ, 1967 год

        Но главным событием 1960 года была экспозиция, посвященная 600-летнему юбилею Андрея Рублева «Андрей Рублев и его время», где впервые показали огромное количество произведений русской иконописи прежде недоступных рядовому зрителю.

Роберт Фальк. Красная мебель. 1920
Роберт Фальк. Красная мебель. 1920

        И, наконец, самый, на мой взгляд, интересный проект 1960-годов – выставки произведений художественных объединений пред- и послереволюционного периода русского искусства, когда широкая публика впервые за почти тридцать лет увидела картины и агитационную графику представителей ОСТа и группы «Четыре искусства», а также художников «Голубой розы», «Бубнового валета», «Мира искусства», Союза русских художников. В частности, на этой выставке впервые были показаны работы Роберта Фалька.

Выставка подарков Иосифу Сталину в Пушкинском музее в Москве. Фотография кон.1940-х-нач.1950-х гг.
Выставка подарков Иосифу Сталину в Пушкинском музее в Москве. Фотография кон.1940-х-нач.1950-х гг.

     Еще более интересные вещи происходили в это время в Пушкинском музее, точнее в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Начиная с 1949 года любимое детище Ивана Цветаева фактически превратили в музей подарков, присланных Иосифу Сталину к юбилею, что, конечно, было совершенно гибельным для художественного музея.

Выставка картин Дрезденской картинной галереи в Пушкинском музее в Москве. Фотография 1950-х гг.
Выставка картин Дрезденской картинной галереи в Пушкинском музее в Москве. Фотография 1950-х гг.
ПОЧЕМУ КАТЯ ТИХОМИРОВА ХОДИЛА В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ?

          Но в конце 1953 года в музее началось неожиданное возрождение. Выставку подарков вождю, наконец-то, ликвидировали, и открыли основную экспозицию в обновленном варианте. Главным событием 1955 года для Пушкинского музея стала выставка шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах музея под руководством Павла Дмитриевича Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. Вторая такая выставка состоялась уже в 1958 году.

В Музее нового западного искусства. Фотография 1930-х гг.
В Музее нового западного искусства. Фотография 1930-х гг.

        В 1948 году  в нашей стране случилась настоящая музейная трагедия – был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), а его коллекции поделили и между Москвой и Ленинградом, а, точнее, между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В итоге в Пушкинский музей попало около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины 19 – первой трети 20 вв., главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Морозова и Сергея Щукина, собрание графики и архив ГМНЗИ. Для Пушкинского музея это, конечно, был порыв, поскольку эти приобретения приблизили хронологические рамки музейных коллекций к современности и придали музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Зрители начали знакомиться с этой частью коллекции уже с конца 1953 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию картинной галереи. То есть к началу 1960-х годов в Пушкиснком уже можно было увидеть произведения, например, Ренуара, Боннара, Ван Года и Гогена, что для тех, кто действительно интересовался искусство было равносильно неожиданному подарку от Деда Мороза (или даже от Санта-Клауса).

        Но, судя по еще одному фрагменту фильма, несмотря на ее собственные слова, Катю Тихомирову искусство и художники на самом деле вообще не интересовали также, как ее подругу Людмилу не интересовали реальные живые поэты). В эпизоде, когда Катя и Людмила гуляют по вечерней Москве, они проходят по площади Маяковского, где молодые поэты читают свои стихи у памятника Маяковскому:

        Это «Параболическая баллада» Андрея Вознесенского, причем в фильме это камео – собственное стихотворение читает его автор. В стихотворном тексте довольно значительная часть посвящена как раз истории Поля Гогена. Если бы Катя Тихомирова хоть немного интересовалась живописью, то наверняка бы остановилась послушать, даже если имя художника было ей незнакомо. Но этого не случилось, и она, увлекаемая подругой, пошла дальше к Дому кино, чтобы поглазеть на знаменитых артистов.

Поль Гоген. Автопортрет. 1890. ГМИИ им.А.МС.Пушкина
Поль Гоген. Автопортрет. 1890. ГМИИ им.А.МС.Пушкина

        Забавно, что и артист, имя которого на тот момент еще не значилось в титрах популярных фильмах – Иннокентий Смоктуновский – нисколько не заинтересовал обеих героинь.  

        Но зачем же Катя Тихомирова все же ходила в музеи, если ей это было совершенно неинтересно? Видимо, потому же, почему ее вторая подруга Тося отправилась с кавалером "в концерт" - потому что так положено. Также, как купить в новую квартиру сначала холодильник, а потом телевизор. Потому что, если ты живешь в столице, то обязан культурно отдыхать, даже если тебе самому этого совершенно не хочется.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На фоне обсуждений в одном небезызвестном журнале, очередной раз удивилась, как люди борются за своё право быть толстыми. Они говорят "ну а что мы, виноваты?! вот мы такие, и такими нас любите" вместо того чтобы перестать жрать или начать делать ...
Четыре дня были полны событий. 1. 16 октября отметили день рождения Аски: ей исполнилось 26, отмечали мы камерно (втроём на даче), но душевно. Получили множество поздравлений - спасибо всем, кто вспомнил! 2. 17 октября с утра пораньше мы с мужем отправились в Измир - кто бы мог ...
Обязательно посмотрите это видео. Позитивное и, возможно, пробивающее на слезу(например, когда говорят о родителях). В мои 26 я уже уверен в том, что данные советы действительно полезны. Прислушайтесь к ним, не пропускайте мимо ушей. Повзрослев, вы ...
Остался тут у меня один должок перед ребятами, победившими в Открытом чемпионате по мини-футболу среди воспитанников детских домов и школ–интернатов, который «МегаФон» проводил летом прошлого года в Сочи. Главным призом для двух ...
Есть такой шеф-повар Константин Ивлев, он известен передачами про рестораны и бурнопротекающим кризисом среднего возраста. Недавно в YouTube-шоу «Георгий за кадром» Константин Ивлев заявил - представительницы прекрасного пола не могут рулить ресторанным бизнесом. По его мнению, дам ...