­
­

ФРА ФИЛИППО ЛИППИ. МИСТИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО. 1457

топ 100 блогов nikonova_alina09.01.2023
Фра Филиппо Липпи. МистическоеСе Рождество. ок.1457
Фра Филиппо Липпи. МистическоеСе Рождество. ок.1457

        В 1457 году неугомонный монах Фра Филиппо Липпи переживал счастливейший момент в жизни любого мужчины. Его возлюбленная Лукреция Бути родила ему сына. За год до этого события Фра Филиппо получил должность капеллана женского монастыря в Прато в Тоскане (пустили козла в огород), влюбился в юную монахиню, написал с нее образ Мадонны, а потом соблазнил девицу и выкрал ее из монастыря.

Габриэле Кастаньола. Лукреция Бути и Фра Филиппо Липпи
Габриэле Кастаньола. Лукреция Бути и Фра Филиппо Липпи

Но церковные власти смотрели на все эти художества Фра Филиппо сквозь пальцы. Во-первых, никто, как он, не мог в то время в Италии писать Мадонн, и если для этого ему требовалось нечто большее, нежели простое созерцание юной и симпатичной девицы, то и это ему прощалось. А во-вторых, ему покровительствовали правители Тосканы Медичи, по заказам которых он часто работал. И кто бы стал противоречить Козимо Старому, прозванному Отцом Отечества?

Копия картины Фра Филиппо Липпи
Копия картины Фра Филиппо Липпи "Мистическое Рождество" в Капелле волхвов" в Палаццо Медичи. Современный вид

По заказу Медичи Фра Филиппо и выполнил одну из лучших и самых необычных картин в своей творческой карьере. Это картина «Мистическое Рождество», которую также иногда называют и «Поклонение младенцу палаццо Медичи». Второе название картины определяет ее первоначальное местонахождение: алтарь частной часовни Медичи в Палаццо Медичи во Флоренции. Позднее «Мистическое Рождество» стало основой для композиции Беноццо Гоццоли в знаменитой капелле Волхвов.

Итак, тип изображения Богоматери и Младенца, который использует Фра Филиппо Липпи в своей композиции называется «Поклонение младенцу». Обычно в этом сюжете почти обнажённый младенец Иисус лежит землю, а Богоматерь склоняется над ним с выражением умиления и величайшей материнской любви на лице, иначе говоря Младенец Христос изображается «обожаемым» своей Матерью.

Довольно часто сцена изображается на фоне хлева или пещеры, где произошло рождение Иисуса, однако в данном случае Липпи не стал следовать канону и поместил группу на скалистом возвышении на фоне таинственного темного соснового леса, закрывающего небо, в котором, к тому же остались какие-то корявые пни и части стволов деревьев, видимо оставшиеся после рубки. Как сказал об этом с легким оттенком недоумения итальянский искусствовед Фредерик Хартт: «…здесь нет ни пещеры, ни сарая, ни Иосифа, ни ангелов, ни быка, ни осла…»  Зато в правом нижнем углу картины имеется топор, воткнутый лезвием в сук, на рукоятке которого художник оставил свою подпись: «FRATER PHILIPPUS P[inxit]» («Брат Филипп н[арисовал это]»)

        Сейчас принять считать, что это еще и отсылка к словам из Евангелия от Матфея (3:10):

        «Уже и топор лежит у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь».

Симпатичный пухленький золотоволосый Младенец Иисус с нимбом, похожим на расписную тарелочку, лежит в мягкой темно-зеленой траве среди белых и красных цветов и сосет пальчик. Скорее всего эту трогательную деталь Фра Филиппо подсмотрел у собственного сына. Ножки младенца покрыты тонкой прозрачной «газовой тканью», изображать которую Липпи умел просто блестяще. Мария в традиционном красном платье и голубом плаще, отделанном изящной шитой золотом каймой, преклонила перед ним колени и подняла руки в молитвенном жесте. На ее лице – сложная смесь чувств: восхищение, умиление, забота и действительно бесконечное материнское обожание. Для этого образа Липпи позировала Лукреция Бути, которая только что стала матерью, и вполне возможно, что он писал свою возлюбленную с натуры прямо возле детской люльки.

В сцене присутствуют и двое святых: маленький Иоанн Креститель и святой Ромуальд, а прямо над Младенцем художник поместил традиционное изображение Бога-отца и Святого Духа в виде голубя (третьей ипостасью является сам Младенец Христос). Согласно тексту Евангелия Мария, мать Иисуса, и Елизавета, мать Иоанна Крестителя, забеременели в один год, так что на самом деле Иоанн Креститель был старше Иисуса всего на несколько месяцев. Но в данном случае, Иоанн выглядит как мальчик лет пяти-шести, так что он существенно старше Иисуса. Он в своем обычном одеянии из верблюжьей шкуры, поверх которого надет изящно задрапированный красный плащ. Иоанн держит маленький крест на длинном посохе с лентой, на которой написано «Ecce Agnus Dei» («Вот Агнец Божий»). В сущности, Иоанн Креститель в своих уменьшенных «взрослых» одеждах выглядит как участник костюмированного утренника в детском саду.

Над фигурой Иоанна Крестителя Липпи поместил изображение молящегося святого Ромуальда, основателя камальдольского ордена монахов в Тоскане. Судя по всему, этот персонаж появился на картине по просьбе заказчиков, то есть семейства Медичи, поскольку они считали святого своим особым покровителем. В качестве конкретных заказчиков называют Пьетро Медичи, Лукрецию Торнабуони или архиепископа Флоренции святого Антонина Флорентийского. Кстати, местность в Камальдоли вокруг монастыря святого Ромуальда была покрыта густыми сосновыми лесами, а заготовка древесины — основным источником дохода местных жителей.

        Все эти фигуры образуют почти непрерывный неровный круг, немного смещённый влево. Фигура Иоанна Крестителя почти достигает левого края окрашенной поверхности, но справа от композиции оставлен относительно большой незаполненный фон, прерываемый только мантией Марии.

         Небольшой быстрый ручей, через который перекинут примитивный мостик из бревен, течёт по правой стороне картины. На другой стороне этого потока, в верхней части картины, художник изобразил небольшое строение, похожее на хижину дровосека. Также берегу ручья можно разглядеть журавля или цаплю.  А на пне на переднем плане картины у ножки Иисуса сидит щегол.

Фра Филиппо Липпи. Поклонение Младенцу
Фра Филиппо Липпи. Поклонение Младенцу

Почему Липпи выбрал такой странный фон и таких странных персонажей для сюжета «Поклонение Младенцу Христу», выяснить не удалось. Можно только предположить, что иконографическое решение было выбрано не самим художником, а определено заказчиками, то есть семейством Медичи. В конце концов, в его творческом наследии без труда можно найти гораздо более традиционные произведения на эту тему.

Рафаэль Санти. Мадонна со щеглом. 1505-06
Рафаэль Санти. Мадонна со щеглом. 1505-06

Символическое значение деталей картины также на складывается в какую-то единую систему. Щегол – достаточно типичный для ренессансной живописи символ Страстей Господних, жертвенности и смерти Христа (щеглы любят есть чертополох и колючки, которые  служат намеком на терновый венец Христа; согласно легенде, щегол также вырвал колючку из тернового венца Иисуса Христа по дороге на Голгофу, после чего лоб Спасителя обагрился кровью) Эта птица часто встречается в композициях с Богоматерью и Младенцем.

Цапля в христианстве воспринимается как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака. Если же это на самом деле журавль, то он может означать бдительность и присутствие божественного (тоже вполне логично).

Топор – это, скорее, символ языческий, но его общее значение – божественность и жертва, в принципе, тоже вполне вписывается в контекст. Сосна же – символ бессмертия и благородства. Так что сочетание обрубленных сосен и топора вполне может также указывать на грядущую жертвенную смерть Иисуса и его последующее Воскресение.

Водный поток или ручей – это очень сложный символ. Он также может означать божественность и вечную жизнь, но может также намекать и на грядущие беды.

Так что подытоживая все вышеизложенное, приходится с сожалением констатировать, что истинный смысл этой картины, скорее всего унесли с собой в свои великолепные могилы представители семейства Медичи.

P.S. После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 году картина «Мистическое Рождество» была конфискована и несколько лет находилась в алтаре часовни в палаццо Веккьо, штаб-квартире республики. Когда в 1512 году Медичи вернулисьво Флоренцию, то они вернули и картину в свой дворец, что свидетельствоет о том, что «Мистическое Рождество» Фра Филиппо Липпи было очень важно для них. Там картина  оставалась в течение около 300 лет.

В 1814 году во время неразберихи, связанной с оккупацией Италии Наполеоном, картину купил английский торговец древесиной и коллекционер Эдвард Солли. В 1821 году во время большой распродажи его коллекции «Мистическое Рождество» было куплено для императорского музея, создаваемого в Берлине.

        В 1940 году вместе с другими ценными работами картину спрятали в берлинском бункере, а в 1945 году ее перевезли в калийную шахту. Шахту вместе с художественными сокровищами захватили американцы, и безо всяких угрызений совести вывезли часть спрятанной коллекции в Штаты. Навсегда оставить «Мистическое Рождество» в Америке не позволили массовое возмущение публики. И в конечном итоге конфискованные картины все же вернули в Западный Берлин. Там она несколько раз переезжала из музея в музей, пока в 1998 году не обрела, наконец, постоянное место в где она побывала в нескольких музеях, пока, наконец, не обрела постоянное место в новом здании Берлинской картинной галереи в Культурфорум.

Берлинская картинная галерея в Культурфорум в Берлине
Берлинская картинная галерея в Культурфорум в Берлине


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Гибкая черепица — материал не новый, однако её использование при строительстве крыши до сих пор вызывает споры. Есть противники этого кровельного материала, считающие его аналогом недолговечного рубероида. Сайт RMNT перечислит мифы о гибкой черепице, разобравшись, есть ли в них доля ...
Итак, я занял место под парапетом недалеко от одной из центральных площадей Орвието и радостно потер руки! Вы должны были заметить по Венецианскому , Крумловскому и посту из Монтальчино , нет для меня большей радости, чем снимать людей в ...
Христя в молодости была девушкой необыкновенной красоты. Стройный стан, тонкую талию, нежное личико унаследовала от бабушки со стороны отца. От неё же получила и необыкновенную холодность в отношениях с мужчинами. Её называли фригидной стервой, но убиваться по этому поводу Христина не ...
Вот раньше как-то жили, и жили. И терминов-то страшных, таких как "ювенальная юстиция" не слышали. И, что важно, труд был в почете. Родители же могли совершенно спокойно выпороть своего ребенка ремнем в воспитательных целях, что способствовало ...
Каждый из нас настолько «большой», насколько крупным являются проблемы, которые он решает. Ицхак Адизес* Последнее время нам с женой "везёт" на работу с очень серьёзными заболеваниями. Не знаю, что такое произошло – мы стали "большие", или ...