ИВАН III И ИСКУССТВО
nikonova_alina — 06.01.2023Часть 2.
Возведение новых кремлевских укреплений началось еще в 1485 году. Антон Фрязин заложил на берегу Москвы-реки Тайницкую башню соответственно с тайником под ней, затем Марк Руфо построил здание нового казенного двора (казнохранилище). Новые кремлевские башни строились с максимальной для того времени скоростью – Беклемишевскую на юго-востоке и Свибловскую на юго-западе поставил Антон Фрязин, Боровицкую и Константино-Еленинскую (обе у ворот) создал Пьетро Антонио Солари.
В 1491 году Солари и Руфо перестроили, вернее, построили заново Фроловскую (Спасскую) башню и поставили Никольскую, а в 1492 году Солари поставил Арсенальную башню (которая тогда именовалась Собакиной) с родником внутри. Таким образом была укреплена восточная сторона Кремля.
Далее архитекторы начали укреплять ту сторону Кремля, которая выходила на берег реки Неглинной. Они оставили эту часть кремлевских стен напоследок, поскольку она имела природное прикрытие в виде трудно проходимых мест, образованных рекой с крутыми берегами.
Для начала в стратегических целях снесли все постройки, которые находились на другом берегу Неглинной, а затем в 1495 году Алевиз заложил последнюю стену вместе с башнями и воротами. Когда работы были закончены, треугольник кремлевских стен окончательно сомкнулся. Дальнейшие работы, которые проводились на кремлевских укреплениях только дополняли уже сделанное и усиливали оборонную мощь крепости.
Параллельно с возведение кремлевских башен и стен итальянцы занимались и обустройством внутри самого Кремля. Дело в том, что до этого времени все жилые помещения Кремля, дворцы, терема, включая и парадные царские покои, были деревянными, что естественно, также не отвечало высокому международному статусу московского государя. Да и Софье Палеолог, вероятно, было слишком непривычно жить хоть и в царской, но в избе.
И вот в 1487 году Марко Руфо начинает каменное строительство жилых помещений в Московском Кремле. Сначала он строит Малую каменную палату, а в 1491 году вместе с Антонио Солари заканчивает работы в Большой каменной палате, которая теперь более известна как Грановитая. Это здание предназначалось для приема послов и других торжественных случаев. Грановитая палата стала первой частью огромного кремлевского дворцового комплекса. Предполагалось, что новый каменный царский дворец, также, как и прежний деревянный будет состоять из множества отдельных зданий, соединенных между собой переходами, галереями, лестницами, сенями и т.п.
Грановитая палата - «аудиенцзала» - первоначально имела четырехскатную крышу. До нашего времени сохранилось несколько первоначальных архитектурных деталей (окно в виде двойной арки, портал, ведущий в сени), характерных для декоративных форм эпохи раннего итальянского Ренессанса.
Центральный столб, на котором покоятся четыре крестообразных свода, особые сени с тайником под ними, декорированый лестничный всход дают представление о Малой каменной палате, которая не сохранилась и о дворцовых зданиях этого периода в целом, которые создавались по образцам итальянских палаццо.
Жилые палаты в Кремле начали строить с начала 1493 года. Летом того же года произошел очередной пожар, и строительство было прервано на целых шесть лет. Заново к работам приступили только в 1499 году, и тогда же заложили специальную каменную стену от новостройки до Боровицких ворот для предотвращения пожаров.
Благовещенский собор «на сенях» в Московском Кремле, домовую церковь московских государей, несмотря на присутствие итальянцев, все же строили русские псковские мастера. Собор был построен в 1489 году на белокаменном подклете, оставшемся от старого собора. Сначала собор был трёхкупольным. Но он очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и был восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Так что первоначальный облик его до настоящего времени не сохранился.
После постройки в 1508 году собор был расписан Феодосием сыном Дионисия, «с братиею». Иконостас собора в первоначальном варианте составляли иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.
Второй знаменитый собор этого времени, Архангельский, строил все-таки итальянец Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтиньяна). Собор был заложен в 1505 году на месте разобранной постройки времен Ивана Калиты.
Храм был построен пятиглавым, шестистолпным, пятиапсидным, восьмипридельным. В западной части было оставлено узкое, помещение, отделенное стеной, а на втором ярусе, над ним – хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи. Собор был выложен из кирпича, но декорирован белым камнем. В обработке стен Алевиз использовал мотивы зодчества итальянского Ренессанса: пилястры коринфского ордера с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы. Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, видимо, были окрашены красным, а декоративные детали фасада — белым. По указу Василия III в храме был устроен некрополь величайших русских правителей, первым там был перезахоронен великий князь Иван Калита.
Самый знаменитый иконописец эпохи Ивана III – Дионисий – в отличии от большинства иконописцев предыдущего времени, был мирянином, причем, вероятно, знатного происхождения, поскольку среди его предков несколько туманно упоминается некий царевич Петр. Впрочем, ремесло иконописца в его роду стало, в конце концов, наследственной профессией, так как известно, что художниками были и сыновья Дионисия, Владимир и Феодосий, которые очень часто работали вместе с отцом, особенно когда ему поручались крупные и масштабные проекты (говоря в современной терминологии).
Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502) (полностью до нас не дошел). Роспись оказалась исключительно оригинальной по своему композиционно-иконографическому замыслу. В храме, посвященном Богоматери, отсутствуют некоторые канонические циклы, например, праздничный, в том числе и сцены из жизни Марии. А «Рождество», например, вообще вынесено на западный фасад церкви.
Ядром росписи стал «Акафист» - цикл торжественных и лирических песнопений в честь Богоматери, где художник получил относительную свободу композиционно-иконографических характеристик. Например, иллюстрируя седьмую песнь «Акафиста», Дионисий написал более оригинальную композицию, чем традиционное Рождество Христово. На фоне нежно-голубых горок резко выделяется темно-вишневое покрывало Марии. Голова Богоматери изящно наклонена, а линия силуэта ритмично связана с силуэтом горок. Богоматерь рукой указывает на лежащего в яслях Иисуса. В характеристиках Марии и Младенца концентрируется внутренний смысл композиции. Главным достоинством фрески становится нестандартное композиционное решение и исключительная красота колорита.
Для Дионисия характерна преувеличенная удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений.
Одна из лучших икон Дионисия – «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда Ферапонтова иконостаса, а также «Распятие» из иконостаса собора Павло-Обнорского монасыря. Его иконографическая схема восходит к иконе Троицкого иконостаса. Икона Дионисия очень красива по колориту, также она покоряет совершенстом композиции и пластичностью рисунка.
Дионисий был последователем Андрея Рублева, однако ему удалось найти свой собственный путь в живописи и свое место в древнерусском искусстве. Причем, некоторые исследователи говорят о сходстве художественных приемов Дионисия с иконописцами так называемой «моравской» (сербско-македонской) школы иконописи. Также предполагается, что к кругу Дионисия был близок мастер иконы «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля.