БРЮЛЛОВ И МАЛИБРАН: ПОРТРЕТНЫЕ ЗАГАДКИ

топ 100 блогов nikonova_alina20.01.2023
Карл Брюллоов. Всадница. 1832
Карл Брюллоов. Всадница. 1832

Часть 1. Всадница

        Карл Брюллов приехал в Италию в 1823 году, получив большую золотую медаль после окончания Академии художеств и грант на пенсионерскую поездку. Сначала он обосновался в Риме. Там он писал много жанровых композиций, делал копию «Афинской школы» Рафаэля для русского посольства, и имел достаточно обширный круг общения среди русской диаспоры. Русская интеллигенция в Риме аккумулировалась вокруг салона княгини Зинаиды Волконской, и Карл не был исключением. Именно там он и познакомился с графиней Юлией Самойловой.

Шарль Митуар. Портрет графини Юлии Самойловой. 1825
Шарль Митуар. Портрет графини Юлии Самойловой. 1825

       Это была очень своеобразная личность, дама энергичная и независимая, которая была вынуждена сбежать в Италию после скандального разрыва и последующего развода с мужем. Причины этого происшествия активно обсуждались в высшем свете, на этот счет существовало несколько версий, но наиболее распространенной была типичная версия о том, что муж графини, флигель-адъютант императора Николай Самойлов в один прекрасный (ну, или кому как) день застукал свою красавицу-супругу в объятиях другого мужчины. В качестве любовника фигурировали французский посол граф Пьер Ла-Феронне, атташе французского посольства Эрнест-Себастьен Брюжье де Барант, который впоследствии прославился тем, что подрался на дуэли с Лермонтовым, или управляющий имениями графа Самойлова некто А.Я.Мишковский. Хотя возможно, никакого любовника и не было, а супруги расстались по взаимному согласию, поскольку Юлия не желала терпеть постоянные кутежи супруга и сильно не одобряла его страсть к игре.

        В итоге, с 1827 года она поселилась в Риме и тут же завела нежную дружбу с Карлом Брюлловым. Характер этой дружбы исследователи обычно сводят к общению на различные художественные и интеллектуальные темы, совместным познавательным поездкам по Италии и заказам, которые графиня регулярно делала Брюллову и затем щедро оплачивала (а только ли деньгами?)

Карл Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника с приёмной дочерью Амацилией. 1842
Карл Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника с приёмной дочерью Амацилией. 1842

        Но как бы там ни было, портреты графини, созданные Брюлловым, составляют золотой фонд русского искусства, также, как и картина «Всадница».

        Художник написал ее в 1832 году в Милане, параллельно с работой над «Последним днём Помпеи». В том же году «Всадница» была показана в миланской Академии изящных искусств Брера, и вызвала огромное количество восторженных откликов зрителей. Например, литератор Дефенденте Сакки называл Брюллова «гениальным живописцем» и утверждал, что ему до сих пор не приходилось видеть «конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством». А поэт Феличе Романи писал: «То, чем мы, безусловно, восхищаемся в этом действительно новом для нас по жанру и сюжету произведении, это свобода, смелость и лёгкость в его исполнении». После этого долгое время полотно находилось в собрании Юлии Самойловой и украшало интерьер её итальянской виллы.

        «Всадница» без сомнения является одной из самых узнаваемых картины кисти Карла Брюллова, и поэтому вдвойне странно, что вплоть до настоящего времени точно не было известно, кто же на ней изображен. 

       Итак на полотне перед нами предстает девушка в роскошном модной амазонке на разгорячённом вороном коне, остановившаяся у портала фамильной виллы Литта на окраине Милана. Встречая амазонку, из дома к ней выбегает девочка с сияющими от восторга глазами. На ошейнике собачки, мечущейся у ног коня, можно прочитать «Samoylo». Именно поэтому изначально считалось, что «Всадница» — это портрет самой графини Юлии Самойловой. Хотя, казалось бы, вполне очевидно, что девушка, изображенная на портрете, должна быть гораздо младше графини.

        Лишь сравнительно недавно отечественные искусствоведы пришли к выводу, что на картине изображены воспитанницы Юлии Самойловой —Джованина Паччини и ее младшая сестра Амацилия. Девочки оказались под опекой русской графини после смерти их матери. А с их отцом, певцом и композитором Джованни Паччини Самойлова дружила. Между прочим, он написал оперу «Последний день Помпеи», которая помимо всего прочего вдохновила Брюллова на создание своего грандиозного шедевра.

        Однако в архиве театра Ла Скала был найден документ, который подвергает сомнению эту атрибуцию, считавшуюся до самого последнего времени бесспорной. К старинной литографии с изображением «Всадницы» там оказалась приложена записка-справка, подписанная неким И. Прадо и датированная прошлым веком. В ней сообщается, что «Всадница» на самом деле является портретом знаментой певицы Марии Малибран, которая пелав Ла Скала в 1830-х годах.

        При установлении личности героини «Всадницы» исследователи основывались на словах самого Брюллова, который вроде бы упоминал свою картину под названием «Жованин на лошади». Кроме того, посетители миланского дома графини Самойловой также рассказывали, что видели некий брюлловский портрет ее воспитанницы в виде амазонки, который украшал гостиную. Однако более-менее детализированного описания этой картины никто не оставил, и поэтому неизвестно, шла ли речь о картине, известной сейчас как «Всадница», или о каком-то другом полотне.

Анри Декен. Портрет Марии Малибран. 1830-е гг.
Анри Декен. Портрет Марии Малибран. 1830-е гг.

        Вообще-то графиня Самойлова, страстная меломанка, могла заказать художнику портрет не только воспитанницы, но и любимой певицы. В пользу версии И.Прадо говорит определенное внешнее сходство «Всадницы» с чертами Марии Малибран: высоко поднятые брови, маленький рот, подбородок с ямочкой. Далее, в пользу этой версии говорит и страсть Малибран к верховой езде, о которой было известно всем ее поклонникам.

        С середины лета 1832 года у Марии Малибран был гастрольный тур по Италии, она пела в Риме и Неаполе, так что она вполне могла где-то пересечься и с Самойловой, и с Карлом Брюлловым, даже дать домашний концерт на вилле русской графини.

Карл Брюллов Портрет графини Самойловой, возвращающейся с прогулки с Джованниной Паччини и арапчонком. 1832-34
Карл Брюллов Портрет графини Самойловой, возвращающейся с прогулки с Джованниной Паччини и арапчонком. 1832-34

Кроме того, главная героиня «Всадницы» - девушка или молодая женщина как минимум лет двадцати (Марии Малибран тогда около 25 лет). Но существует брюлловский портрет графини Самойловой с Джованиной Паччини и арапчонком, который датируется примерно 1832-34 гг. На нем Джованина выглядит еще совсем юной девочкой-подростком лет десяти-двенадцати, маленькой и хрупкой, которая вряд ли бы смогла справиться с норовистым жеребцом, у которого чуть ли не пламя вырывается из ноздрей.

И хотя в наше время идентификация персонажей «Всадницы» с Джованиной и Амацилией Паччини считается канонической, тем не менее, очень может быть, что это именно Мария Малибран смотрит на нас в зале Третьяковки со знаменитого шедевра Карла Брюллова.

Карл Брюллов. Всадница. Фрагмент
Карл Брюллов. Всадница. Фрагмент

P.S. На брюлловской картине у «Всадницы», кажется, голубые глаза, тогда как и у Джованины Паччини, и у Марии Малибран глаза темные. Так что, вполне возможно, есть еще какие-то варианты идентификации, которые пока никто не рассматривал.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вообще-то чаще всего мне Соловьёв не нравится и иногда даже бесит так, что переключаюсь на другую радиостанцию, но сегодня, пока ехала на работу, слушала его эфир на "Вести FM" и вот это высказывание мне понравилось. Цитирую: Давайте все-таки ...
Оказывается, что Владимир Ильич Ульянов(Ленин) был не первый муж Надежды Константиновны Крупской. До Ленина у нее был Борис Владимирович Герман, 1860 года рождения, член партии эсеров. Скорее всего этот брак не был церковным, поэтому нигде не был зарегистрирован, и поэтому не попал в ...
Сидеть две недели  никуда не выезжая довольно нудное занятие, но тем не менее, когда поступило предложение выбраться в Далат на экскурсию я эту идею особо поддерживать не собирался. Была даже попытка поднять легкий мятеж и никуда не ехать, но почти все у кого я спрашивал "А чего ...
Когда я была маленькая, я думала, что Подмосковье находится под Москвой. Я так и видела все, описанное в песне про "Подмосковные вечера", - дачи, беседки, речка, чай, люди, а над ними вместо низкого неба - потолок, купол, твердь, земля, из нее торчат редкие корешки тех деревьев, что расту ...
   Мужики! К вам обращаюсь, к тем, кому выпало счастье быть одинокими! Особенно после всяческих браков, сожитий и тому подобных попыток создать ячейку. Особенно, если у вас есть взрослые дети, не требующие подгузников, молочных смесей, проверки дневников и визитов в детскую комнату милиц ...