АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. МЕЛАНХОЛИЯ I. 1514

топ 100 блогов nikonova_alina25.01.2023
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514. Фрагмент

Часть 2.

Первой загадкой для искусствоведов явилось уже само название гравюры «MELENCOLIA I». В наше время понятие «меланхолия» соотносится с депрессивным состоянием человека, являясь, так сказать, его возвышенным и устаревшим определением. 

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532
Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1532

С эпохи античности считалось, что меланхолия была одной из четырех жидкостей, которые обусловливали характер человека. В отличие от страстного сангвиника, в теле которого преобладает красная кровь, бесстрастного флегматика, чью сущность определяет заполняющая его слизь, и вспыльчивого холерика, перенасыщенного желчью, организм меланхолика заполняет черная желчь (melaniachole), создающая гораздо более сложный характер. Существенная часть символов на гравюре связана с планетой Сатурн, которая является покровительницей меланхоликов. А персонифицированная Меланхолия в Средние века вообще считалась дочерью Сатурна и поэтому отличалась мрачным и угрюмым нравом.

В эпоху Возрождения полагали, что «меланхолия подобна оси мира и толкает душу на поиски центра уникальных и чудесных вещей, скрытых от посторонних глаз». А личностей, испытывавшие меланхолию, делили на три типа:

• люди с богатым воображением, то есть художники, поэты и ремесленники;

• люди, у которых рассудок преобладает над чувством, то есть учёные и государственные деятели:

• люди, у которых преобладает интуиция, то есть богословы и философы.

Иначе говоря, меланхоликами в эпоху позднего средневековья и Северного Возрождения, называли людей интеллектуального труда, которые осуществляли эту деятельность разными способами.

Отсюда появляется объяснение и второй загадки, цифры «I» в названии гравюры. Ведь если Дюрер исполнил произведение под названием «MELENCOLIA I», введя римскую цифру в структуру гравюры, то логично предположить, что он собирался выполнить и «Mеланхолию II», а возможно и «Меланхолию III».

Возможно, что Дюрер, поскольку был художником, сам относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и заявил в гравюре. При этом второй тип меланхоликов – государственные деятели – появился в гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол», а третий – богословы и философы – получил свое воплощение в гравюре «Святой Иероним в келье». Правда, почему бы в таком случае Дюреру и не подписать «Рыцаря» и «Иеронима» как «Меланхолию II» и «Меланхолию III», помимо характерного личного знака художника.

Испанский искусствовед Эрнесто Фресес заметил, что в любом случае «Меланхолии II» так и не появилось, и нет абсолютно никаких свидетельств, что Дюрер вообще вынашивал подобный замысел. Он предположил, что «I» это вообще не цифра, а латинская буква I, причем не просто буква, а слово -  форма второго лица единственного числа повелительного глагола «ео», что означает «уходи». В таком случае, речь идёт не только об аллегорическом изображении меланхолии, но также о магическом заклинании, призванном удалить её из души художника. И тогда мы возвращается к современному пониманию меланхолии как тоски, сплина или же обычной депрессии.

Исследователи предполагают, что лучше всего рассматривать детали гравюры по одной, пытаясь определить значение каждой, а затем постараться свести их в некую цельную систему.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. МЕЛАНХОЛИЯ I. 1514

Итак, основным персонажем произведения является Гений/Дева/Ангел, одетый в тяжелые и богатые венецианские одежды. Искусствовед Цецилия Нессельштраус писала, что «…сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворённость, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намёков… Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает её бездеятельность<�…>?»

Бездеятельность обозначена тем, что Гений держит циркуль, намекающий на интеллектуальную деятельность, но при этом концы инструмента  скрыты в складках одежды героя, то есть персонаж его не использует и даже на него не смотрит. Ангел сидит в классической позе, обозначающей размышление или подавленность, а также отчаяние от невозможности овладеть мудростью или знанием или от потери творческого вдохновения. Однако, что именно выражает взгляд Гения, понять сложно. Скорее всего, все-таки, это не печаль, а напряженное раздумье. Это довольно логичное определение Меланхолии, которую иногда описывают как грусть, склонную к размышлениям.

Чело Гения увенчано венком, но не лавровым, обозначающим триумф. В венке героя присутствуют листья плюща, обозначающие упорство в жизненных устремлениях и даже бессмертие (другие тонкие веточки мне, к сожалению. опознать не удалось). Между прочим, в традиционной символической системе средневековья венец (или корона), может обозначать не только верховную власть, божественную или земную, но также мученичество, победу в любви, скорбь или награду за достижения в искусствах. В данном случае, художник очевидно, подразумевает последнее значение, и при этом Гений явно не слишком рад полученной награде. К тому же его крылья явно слишком слабы, чтобы поднять в воздух его тело, облаченное в тяжелые одеяния. Возможно, это обозначает некоторую ситуацию творческого кризиса, в которой пребывает персонах, который явно воплощает в себе творческий дух самого художника.

На коленях Гения лежит закрытая (даже застегнутая) книга, что может символизировать имя Божие, истину или милосердие. Книга же в принципе (не важно, открытая или закрытая), обозначает Вселенную или Книгу Жизни. На поясе у Гения находятся связка ключей, которые в данном контексте могут обозначать свободу выбора, знание или верность (своему выбору), и увесистый кошель, опустившийся до его ног. Некоторые искусствоведы видят в нем намек на достойные заработки художника и его алчность, отчасти обусловленную мрачным настроением. В то же время кошель является традиционным атрибутом персонифицированной Меланхолии, одним из типичных качеств характера которой считалась скупость.

Двое других одушевленных персонажей «Меланхолии» - это крылатый младенец, восседающий на мельничном жернове, и пес, спящий у ног Гения.

Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514. Фрагмент
Рафаэль. Сикстинская мадонна. Фрагмент.
Рафаэль. Сикстинская мадонна. Фрагмент.

Младенца (или «угрюмого мальчугана» по определению Нессельштраус) иногда называют «путто», но скорее всего это ошибочное наименование. Путто, предвестник или спутник античных божеств, не имеет крыльев в отличие от Эрота или от ангелочков христианского мира (хотя некоторые исследователи указывают, что путто из свиты Эрота или Венеры все же могут быть крылатыми). Так что пухлый крылатый младенец, скорее всего, сродни рафаэлевским ангелочкам из «Сикстинской мадонны». Любопытно, что он полностью одет.

Жернов, покрытый тканью с бахромой, на котором восседает Ангелочек, может быть символом послушания. Крылатый младенец что-то старательно пишет на небольшой восковой табличке, которую он придерживает на коленях. Есть версия, что он символизирует философские задатки, которые свойственны меланхоликам. Возможно также, что Ангелочек является проводником между Божественным вдохновением и Гением меланхолии, поскольку он фиксирует некие мысли или тексты, диктуемые ему свыше. В отличие от бездействующего Гения, Ангелочек занят делом.

Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и дьявол. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и дьявол. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. 1514. Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. 1514. Фрагмент

Справа у ног Гения находится пес, который лежит, свернувшись в клубок. Любопытно, что собаки являются единственным персонажем, который появляется во всех  трех гравюрах серии. Но собаки разные. Рыцаря сопровождает мохнатый длинноухий пес с крепкими ногами, в келье святого Иеронима радом с добродушным львом спит нечто небольшое и коротконогое, немного похожее на корги, а рядом с Гением Меланхолии скорее всего находится борзая («тощая собака» по определению Нессельштраус).

Вообще, собака в символической системе Средневековья обозначала преданность, благоразумие и бдительность, но все-таки считалась нечистым животным, в которое наряду со свиньями иногда вселяются бесы. Исключение делалось только для борзых собак, сопровождающих благородных охотников. Борзые считались символом благородства, и только собаки этой породы помещались на гербах, обозначая преданность рыцаря своему сюзерену.

В данном случае собака может обозначать верность Гения своему призванию и настороженность перед некоей опасностью. Тем более, что она не спит, ее голова приподнята, нос напряжен, словно она что-то вынюхивает. Кроме того собака также ассоциировалась с Сатурном, который соответственно являлся планетой меланхоликов, отцом персонифицированной Меланхолии.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У нас потеплело. Днём уже обещают стабильные +10. В итоге я сегодня утром в полной растерянности рассматривала свой шкаф и не могла понять, что мне одевать. Кажется, осенью резко из лета стало холодно и в ход пошли зимние одежки. А а в прошлогодние вещи было опасение, что я банально не ...
Спасибо большое,за чудесную рамочку,Оксаночке R-Oksana Как жизнь стремительно проходит мимо, Но мы не прекращаем бег по кругу, А время не вернешь - необратимо, Так позвони ...
Посмотрел. Хотелось бы соригинальничать, но мне тоже понравилось. Единственно что, я бы назвал фильм как-нибудь по-другому. Это не экранизация Мастера и Маргариты, это некие перепевы, в общем, вполне себе самостоятельное произведение, хоть и по мотивам. И это хорошо и правильно. И да, ...
Это подготовка к более масштабным зачисткам. И в регионе - тоже.... И вне его - тоже. В подобной ситуации самое ололошное то, что подозреваемым или тем, у кого есть что на совести - некуда бежать.... Ну совсем некуда. Раньше бы валили на запад или юга, а сейчас - всё....Закрылись все ...
Пока подруга штурмовала все кабинеты в салоне красоты, я от нечего делать, ...