АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ: #МееТоо

топ 100 блогов nikonova_alina06.02.2023
Артемизия Джентилески. Автопортрет с палитрой у мольберта. ок.1630-х гг.
Артемизия Джентилески. Автопортрет с палитрой у мольберта. ок.1630-х гг.

Часть 5.

        Возвращение в Рим не принесло Артемизии Джентилески ничего хорошего. Воссоединения с семьей не получилось, поскольку практически сразу после того, как она приехала, ее отец Орацио и трое ее братьев отбыли в Геную по приглашению одного из членов правящей там династии Джованни Антонио Саули. Ее сын Кристоферо умер в возрасте пяти лет, кроме того на ней повисли долги ее мужа, который, как оказалось, любил роскошную жизнь, но совершенно не умел зарабатывать, в отличие от Артемизии.

        Отношения с Артемизии с ее флорентийским возлюбленным Франческо Мария Мариньи тоже постепенно сошли на нет, поскольку к роману в письмах он оказался явно не готов. Любопытно, что примерно к 1623 году все упоминания о Пьерантонио Стиаттези, муже Артемизии, полностью исчезли и из документов, и из ее личной переписки. Видимо, к этому времени он либо умер, либо они разъехались, и он перестал как-то влиять на ее жизнь.

Артемизия Джентилески. Аллегория живописи. 1620-е гг.
Артемизия Джентилески. Аллегория живописи. 1620-е гг.

         Но в профессиональном отношении переезд в Рим оказался для Артемизии очень удачным городом. Она, пользуясь именем и связями своего отца быстро наладила сотрудничество с другими художниками и нашла заказчиков среди многочисленных римских коллекционером и покровителей искусств. Ее карьера быстро пошла в гору, а финансовые проблемы были решены.

Фернандо Афан де Рибера 3-й герцог де Алькала де лос Газулес
Фернандо Афан де Рибера 3-й герцог де Алькала де лос Газулес
Кассиано дель Поццо
Кассиано дель Поццо

        Среди ее покровителей оказались, например, испанский посол Фернандо де Рибера, который включил  в свою коллекцию сразу несколько картин художницы, или коллекционер Кассиано дель  Поццо, который ввел ее в круг наиболее состоятельных меценатов.

Артемизия Джентилески. Портрет гонфалоньера. 1622
Артемизия Джентилески. Портрет гонфалоньера. 1622

        В этот период Артемизия иногда бралась и за портреты, хотя никогда особо не увлекалась портретным жанром. Например, серединой 1620-х годов датируется знаменитый «Портрет гонфалоньера».

Артемизия Джентилески. Спящая Венера. ок.1625-30
Артемизия Джентилески. Спящая Венера. ок.1625-30
Артемизия Джентилески. Эсфироь и Артаксеркс. ок.1628-35
Артемизия Джентилески. Эсфироь и Артаксеркс. ок.1628-35

        Известно, что в 1626-27 годах Артемизия посещала Венецию, как предполагается в поисках более выгодных заказов. Скорее всего, именно там она выполнила картины «Спящая Венера» и «Эсфирь и Артаксеркс». Две эти ее работы точно не датированы, однако некоторое изменение ее стиля в сторону большего внимания к колориту говорит о влиянии венецианской школы.

Артемизия Джентилески. Мученичество св.Януария. Фрагмент росписи амфитеатра в Поццуоло.
Артемизия Джентилески. Мученичество св.Януария. Фрагмент росписи амфитеатра в Поццуоло.

       В 1630 году Артемизия переехала в Неаполь, город, с богатыми художественными традициями и состоятеьными любителями искусства. Судя по всему ее имя было уже хорошо известно в городе, благодаря рекламе, которую сделал ей герцог де Рибера и ее коллеги по цеху, в частности француз Симон Вуэ, с которым Артемизия была знакома по Риму и состояла в переписке. В Неаполе она, видимо, осталась до конца своей жизни, и единственный раз покинула этот город, когда в конце 1630-х годов совершила поездку в Лондон, где при дворе короля Карла I работал ее отец. В Неаполе Артемизия впервые получила заказ на фрески. Это были росписи амфитеатра Поццуоли, посвященные святому Януарию. В середине 1630-х годов Артемизия вообще брала очень много заказов, поскольку ей были нужны деньги на приданное дочери, которая вышла замуж в 1637 году.

Квинс-хаус в Гринвиче
Квинс-хаус в Гринвиче

        После ее свадьбы, в 1638 году Артемизия приехала в Англию к своему отцу, который тогда жил в Лондоне и работал при дворе короля Карла I. Орацио получил должность придворного художника и заказ на роспись потолка Квинс-хаусе в Гринвиче. Это был небольшой дворец, построенный архитектором Иниго Джонсом в 1614-17 годах для королевы Анны Датской. По замыслу Карла I, который переделывал интерьеры для своей супруги королевы Генриетты Марии,  потолкок должна была украшать фреска, представляющая аллегорию Триумфа Мира и Искусств. Именно над этой фреской и работали месте отец и дочь. Возможно, Орацио вызвал Артемизию себе в помощь, поскольку сам уже не справлялся в силу преклонного возраста, а на сыновей в таком важном деле положиться не мог. Впрочем, вполне вероятно, что инициатива пригласить Артемизию в Англию исходила от самого короля, который был страстным коллекционером, имел в своем собрании несколько картин Артемизии, в том числе и ее автопортрет образе аллегории живописи, и пожелал, наконец-то, лично познакомиться. 

Орацио Джентилески и Артемизия Джентилески. Аллегория Мира и Искусств. кон.1630-х гг.
Орацио Джентилески и Артемизия Джентилески. Аллегория Мира и Искусств. кон.1630-х гг.

        Орацио Джентилески внезапно умер в 1639 году. Артемизия осталась в Англии еще как минимум на три года. Она заканчивала отцовские фрески, кроме того, у нее были в Англии и собственные заказы. Известно, что она успела покинуть странц в 1642 году, в самом начале Гражданской войны. О ее дальнейших перемещениях известно мало. 

Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1652
Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1652
Артемизия Джентилески. Мадонна Розария. 1651
Артемизия Джентилески. Мадонна Розария. 1651

        Однако из ее переписки с неким доном Антонио Руффо с Сицилии выяснилось, что в 1649 году она снова жила в Неаполе. Последнее из ее известных писем датировано 1650 годом, и из него следует, что в это время она по-прежнему активно работает и остается исключительно востребованным мастером. Некоторые из поздних работ Артемизии отсались неподписанными, поэтому их атрибутировали, основываясь на особенностях ее тематики и индивидуального художественного стиля.

        Одно время исследователи полагали, что Артемизия умерла в 1652 или 1653 году. Однако позднее нашлись документы, свидетельствующие о том, что художница принимала и выполняла заказы и в 1654 году, хотя в это время она уже выполняла из не полностью самостоятельно, а с участием ее помощника художника Онофрио Палумбо.

Вероятнее всего Артемизия Джентилески умерла в 1656 году во время эпидемии чумы, буквально выкосившей целое поколение неаполитанских художников.

Микко Спадаро. Чума в Неаполе на площади Меркателлло в 1656 году
Микко Спадаро. Чума в Неаполе на площади Меркателлло в 1656 году



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ездила к друзякам в гости. Юрка - архитектор Мендисабаль , Оля - дизайнер. Построили домик на новой риге. И ещё пять домиков такого же типа для друзяк. С виду - строительный вагончик. Типа вон того слева. Внутри - охуенчик. Все, как я люблю. Пили и болтали до двух ночи об ...
В Сети появились новые фотографии из фотосессии герцогини Кембриджской Кэтрин для юбилейного выпуска журнала Vogue. ...
Очередной манифест на тему "на западе разучились делить 12 на 3" начинается особенно бодро, с высокой ноты: "Нашего друга физика, работавшего в ИТФ им.Ландау, не приняли на работу ни в один из четырех десятков амер. университетов, как overqualified, т.е. ...
...
Здравствуйте, у меня очень дурацкий, но животрепещущий вопрос. Не смейтесь сильно. Дочь увлеклась борьбой за экологию и не разрешает пользоваться пластиковыми пакетами) Вопрос к людям, которые ими не пользуются: что вы делаете с мусорным ведром? Я как-то привыкла там пакеты повторно ...