
Сантини, Бартье, Валери: индокитайское трио

Впервые на поле битвы вертолет появился во время второй мировой войны. US Army Air Corps использовал тогда на Тихоокеанском театре военных действий пятьдесят двухместных Sikorsky R-4 для выполнения санитарных или спасательных миссий. Однако, Генштаб ВВС, будучи в курсе этого эксперимента, не выказал никакого интереса в 1945 году к этой новой машине, признав ее слишком дорогой, а ее техническое обслуживание – слишком сложным. Тогда посчитали вполне достаточным иметь легкие самолеты типа Morane 500 для выполнения этих миссий, имея в виду экономическую составляющую в ВВС.
Вертолет Сантини приземляется. 30 мая 1951. Ги Дефив.

Однако, генерал медицинской службы Робер, начальник санитарной службы Дальневосточного Экспедиционного корпуса, не разделял эту точку зрения и решил приобрести на собственные средства в конце 1949 года два Hiller 360 американской сборки, прибывших в апреле 1950 года. Санитарная служба сама нашла людей для обслуживания этих аппаратов, но была вынуждена обратиться к ВВС с просьбой выделить им пилота. Им стал никто иной, как лейтенант Алексис Сантини, тогда, выполнявший разведывательные задания, который вспоминал, что он «добровольно стал первым пилотом вертолета, приписанным к Министерству авиации. Я прошел обучение в Корней-ан-Вексен, в гражданском училище, которым руководил майор Борис, бывший <�военный> летчик. После того, как я налетал 20 часов в этом училище, я отправился в Индокитай и стал тренироваться. Я работал один, чтобы улучшить свои навыки и быть способным эвакуировать в любых условиях днем и ночью. Потом я сообщил, что готов к работе».
Алексис Сантини с товарищами.

С этих пор Сантини проводил эвакуационные миссии в разных условиях, даже в самых сложных. Именно он применил новшество, окрещенное потом «заход на посадку Сантини»: «Достигнув большой высоты, я спускался по спирали, чтобы быстрее достичь земли, не удаляясь от зоны приземления. Из-за этого вьеты в меня никогда не попадали». Осенью 1950 года Сантини получил в подчинение пилота, который до этого провел мало времени в зоне боевых действий, сержанта Фюма. Отныне эти два человека выполняли подавляющее большинство санитарных эвакуация на вертолетах вплоть до отправки Фюма в метрополию в 1951 году из-за аварии джипа. Пилот-ас санитарного Морана, аджюдан Бартье, в котором Сантини увидел предрасположенность к управлению вертолетом, учился на месте и счастливо принял эстафету.
Сантини, Андре, Бартье.

В это же самое время капитан медицинской службы Валери Андре, пилот легкой авиации, парашютист и член вспомогательного медицинского корпуса, набиравшегося с 1948 году в метрополии генералом Робером, выставила свою кандидатуру из-за «любви с первого взгляда к этому аппарату, который позволял вывозить раненых в самых сложных ситуациях непосредственно с поля боя вместо того, чтобы делать то, что делали до этого: прыгать с парашютом или подлетать на самолете как можно ближе к раненым». Обучавшаяся в компании Helicop-Air, затем прошедшая переподготовку у Сантини и отпущенная им в свободный полет, Валери Андре стала последним элементом в этом неожиданном и вызывающем удивление трио, которое вскоре напишет эпопею «вентиляторов» эскадрильи связи ВВС, базировавшейся в Than Son Nuth.
Эвакуация раненого Валери Андре. 1-7 июля 1952. Неизвестный фотограф.

Этот опыт, без сомненья, стал основой, на которую будут опираться при внедрении вертолетов в Алжире, хотя бы благодаря нескольким «находкам», происхождение которых сейчас забыто, но которые, безусловно, сыграли определяющую роль в повышении осведомленности о необычайном и уникальном потенциале несущих винтов. Валери Андре так вспоминает тот день, когда она служила «подопытным кроликом» для Сантини, который хотел разработать эффективный метод вызволения спрыгнувших с парашютом, нередко травмированных пилотов из труднодоступных мест: «Спасатель, находясь на вертолете, должен размотать веревку длиной несколько метров, снабженную на конце карабином. Каждый летчик-истребитель носил парашют... и ему нужно всего лишь прикрепить карабин к петле на привязных ремнях парашюта.».
Эвакуация солдата 2 парашютного батальона ИЛ. 24 сентября 1953. Пьер Феррари.

С этого момента стало понятно, почему ВВС, поначалу воспринявшие эту идею без энтузиазма, в марте 1952 года решили создать еще один взвод вертолетов, базировавшийся в Гиаламе вблизи Ханоя. Новые машины были получены, пилоты обучены как во Франции или Великобритании, так и в США, но все были задействованы Сантини в Индокитае. Понемногу задания, которые им поручались, стали более разнообразными: кроме спасательных и санитарных миссий, которые остались в приоритете, они стали заниматься перевозкой боеприпасов и провианта, а также осуществлять связь. Как подчеркивал генерал Флёранс, «за пять лет войны более 11 тысяч раненых было эвакуировано на вертолетах, 38 пилотов были возвращены с территории врага, также как сотня беглецов из Дьенбьенфу, не считая несколько десятков солдат, переброшенных из тайских джунглей или тонкинского высокогорья.»
Мари-Катрин Вилату "Пилоты вертолетов ВВС во время войны в Алжире".
P.S. Что имел в виду генерал, говоря о беглецах из Дьенбьенфу, в упор не понимаю.
P.P.S. В 1963 году Валери Андре вышла замуж за Алексиса Сантини.
Картинки с сайтов https://imagesdefense.gouv.fr/, https://www.aha-helico-air.asso.fr/alexis%20santini.htm и https://www.laprovence.com/article/edition-aix-pays-daix/5024156/henri-bartier-ce-heros-oublie-de-la-guerre-dindochine.html.
Статья лежит здесь: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://crea.ecole-air-espace.fr/wp-content/uploads/2019/05/Pilotes_h%C3%A9licopteres.pdf
|
</> |
