рейтинг блогов

"Грейхаунд": от заклепочничества к голливудщине

топ 100 блогов lozga14.08.2020 Теги: Хэнкс Прекрасный Том Хэнкс в главной роли, экранизация повести Сесила Скотта Форестера, автора читанной-перечитанной серии о Горацио Хорнблауэре, взгляд с противоположной стороны, который мог дополнить обожаемый "Das Boot" - я просто не мог пропустить этот фильм. Не удержавшись и глянув начало "для проверки", я с огромным трудом оторвал себя, чтобы дождаться вечера пятницы. Но в результате получился анекдот - итоговое впечатление после окончания картины оказалось гораздо слабее.

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине

Под катом умеренные спойлеры, про книгу и военную историю чуть ли не больше, чем про фильм.



Фильм рассказывает о пятидесяти часах из жизни командира эсминца "Грейхаунд". Это самая точная формулировка, потому что персонаж с хоть каким-то характером в картине только один - Эрнест Краузе (Том Хэнкс). Причем даже он показан скупо и, может показаться, карикатурно. Но для того, чтобы в этом разобраться, необходимо дать более широкую картину.

"Грейхаунд" - экранизация книги "Добрый пастырь" Сесила Скотта Форестера. Название не случайно - главный герой весьма набожен, и в книге можно найти немало библейских аллюзий. Например, "Пастырь добрый полагает душу за овец своих" (Ин. 10:11) прекрасно отражает работу эскорта, сопровождающего конвой. Книга написана через мысли, решения и действия главного героя, и значительная часть посвящена описанию проблем командования. Постоянно приходится принимать сложные решения: например, если эсминец из эскорта обнаружил на сонаре возможный контакт, стоит ли отпускать корабль с позиции, прикрывающей конвой, на охоту? Оба варианта решения имеют как свои плюсы, так и минусы. Ситуация осложняется тем, что Краузе не имеет опыта, но командует из-за выслуги лет, а находящиеся под его командованием капитаны молоды, но воюют уже больше двух лет. Причем это не американские, а союзные (британский и польский эсминцы, а также канадский корвет) корабли, что потенциально может еще сильнее осложнить ситуацию. Несмотря на взгляд глазами капитана, в книге заметны и важны характеры других персонажей - за кем-то из подчиненных нужно присматривать сильнее и давать более очевидные приказы, а на кого-то можно целиком положиться и не думать про его зону ответственности. Приходится жонглировать недостаточными ресурсами - людям нужны еда и отдых, а топливо и боеприпасы очень быстро заканчиваются. Даже самому капитану приходится отвлекаться на гальюн и еду, а это драгоценные минуты, когда есть риск не принять важное решение вовремя. К сожалению, все это богатство в фильме схлопывается в плоскость. Акустик докладывает как робот на учениях, и совершенно не отображено неприятное осознание Краузе того факта, что он говорил этому человеку всего несколько слов на поверках и не имеет представления о его характере, а безопасность и выполнение задачи кораблем начинают зависеть в том числе и от того, какие слова использовать при общении с ним: будешь понукать - перенервничает и начнет ошибаться или, наоборот, соберется? Книжный Краузе быстро осознает, что за подводными лодками можно охотиться и на готовности два, при которой свободные от вахты могут поесть и поспать. Краузе в фильме постоянно объявляет боевую тревогу, и весь экипаж из андроидов занимает места по боевому расписанию без низменных человеческих потребностей. Сюда же относятся неизбежные проблемы разного языка книги и кинематографа - в "Добром пастыре" прекрасно описаны страдания Краузе от натертых и ноющих от усталости ног, а в "Грейхаунде" это приходится показывать следами крови за капитаном на палубе.

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине
Если посчитать, сколько экранного времени Хэнкс говорит в трубку, цифры получатся пугающими

Вынужденная очистка происходящего на экране от не уместившихся в формат размышлений в первой половине превращают картину чуть ли не в учебный фильм "Действия эсминца в охране конвоя" - команды, как это и положено, репетуются, поэтому диалоги забиты повторениями "Полный вперед, скорость 18 узлов - есть полный вперед, скорость 18 узлов! Право руля, курс 079 - есть право руля, курс 079!" При этом люди, разбирающиеся в теме, будут видеть неизбежные упрощения, а не разбирающиеся - унылый от непонятности поток военного техносленга. Объяснять происходящее на ходу тоже не получится, я пробовал. Паузы для комментариев становятся гораздо длиннее фильма, который превращается в слайды к лекции.

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине
Немецкая подводная лодка из фильма, обратите внимание на размер эмблемы и отсутствие вахтенных

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине
Колоризованное фото настоящей немецкой подводной лодки, это воспетая Лотаром-Гюнтером Букхаймом и Вольфгангом Петерсеном U-96

Где-то реализм пал жертвой типичной для кино передраматизации - в книге первую подводную лодку топят совместными усилиями двух эсминцев за несколько атак, в фильме ее уничтожают первым же залпом глубинных бомб. В книге немецкая торпеда проходит в десятке метров (это уже очень близко!), в фильме она вскользь ударяется о борт. Киношное сжатие пространства и времени приводит к тому, что глубинные бомбы заканчиваются уже после нескольких атак, хотя в книге показаны долгие эпизоды преследования.

Некоторые изменения неважны. У Форестера описан не существовавший в реальности эсминец "Килинг" типа "Мэхен", что довольно забавно, потому что "Мэхены" воевали на Тихом океане. В фильме же показан эсминец типа "Флетчер", как я понял, доступный съемочной группе для съемок на натуре. Головной корабль серии вошел в строй летом 1942, то есть спустя полгода после обозначенной даты действия в фильме, к тому же нам показывают позднюю модификацию с зенитными установками вместо переднего торпедного аппарата, но, в общем, это не страшно. Где-то есть мелкие несуразицы, когда на трехмерной графике нам показывают радар SC, а потом в кадре вращается более поздний SG, о котором мечтает книжный Краузе. Но это именно мелочи, в целом видно, что консультантов слушали и воспроизвести аутентичное окружение очень старались. Стремление к реализму и лаконичность повествования даже приводят к тому, что шуточки про несовременность и нормативность картины являются шутками только наполовину, сегодня совершенно историческое ограничение афроамериканцев в ВМФ США исключительно должностями стюардов смотрится уже как-то неоднозначно. Для гомосексуальной драмы между членами экипажа места тоже не осталось.

Также у меня сложилось ощущение, что много экранных минут вырезали, чтобы вписаться в лимиты длительности Apple TV. Например, в книге сказано, что в охранении конвоя находится польский эсминец с английским офицером связи, который и ведет переговоры по радио. Создатели фильма постарались и нарисовали польский эсминец типа "Гром". Но это никак не поясняется, а корабль подписан как "английский эсминец "Орел"". Причем "Орел" - это позывной корабля, а не название, но об этом мы тоже можем узнать только из книги.

Некоторые сомнительные сцены на самом деле случались в действительности. Кажущаяся совершенно бредовой картина перестрелки в упор подводной лодки и корвета основана на реальном событии, которое, к тому же, происходило примерно в то же время.

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине
Кадр из фильма

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине
U-210, сфотографированная с эсминца "Ассинибойн"

6 августа 1942 года подводная лодка U-210 была замечена радаром канадского эсминца "Ассинибойн" ("Assiniboine"). Эсминец пошел на перехват, но стоял густой туман, и оба корабля внезапно выскочили один перед другим на расстоянии 60 метров. Орудия эсминца не могли опустить стволы достаточно низко, чтобы поразить лодку, а U-210 не была готова стрелять из 88-мм орудия перед рубкой. Эсминец открыл огонь из пулеметов, а подлодка - из зенитного орудия в задней части рубки. В итоге все кончилось плохо для немцев - с увеличением расстояния смогло стрелять кормовое орудие эсминца, которое повредило подлодку и лишило ее возможности погружаться, и U-210 была уничтожена таранным ударом.

Вообще, история "Грейхаунда" похожа на конвой SC-94 - с 5 по 10 августа 1942 35 транспортов, прикрытых тремя эсминцами и шестью корветами (включая польский эсминец "Гром"!), были атакованы "волчьей стаей" из 19 подводных лодок. Немцам удалось потопить 11 транспортов, потеряв при этом две подводные лодки - U-210 и U-379. Возможно, Форестеру стоило перенести действие на полгода-год позже, "Грейхаунд" воюет очень профессионально, в то время как в реальном феврале 1942 года три подводные лодки атаковали конвой ON-67, прикрытый четырьмя эсминцами, корветом и кораблем береговой охраны и, без потерь и особых проблем, потопили 8 транспортов из 39.

Отдельный интересный вопрос состоит в том, могла ли быть в реальности сцена с немецкими подводниками, запугивающими по радио союзников? Форестер известен своей компетенцией в морском деле, и при написании он обращался за консультацией к реально воевавшим морякам. В книге есть одно упоминание немцев, влезающих в радиосеть конвоя. В фильме это, конечно, передраматизировано - "волчья стая" постоянно пытается запугивать союзников. Но, даже если отбросить те факты, что главное оружие подводной лодки - скрытность, не совместимая с радиотеррором, а тонущие корабли пугают гораздо сильнее голоса по радио, по той информации, которую мне удалось найти, скорее всего у немцев банально не было на борту радиопередатчиков УКВ, чтобы иметь возможность влезть в союзную сеть Talk Between Ships. А вот приемники этого диапазона на лодках были, и упоминаются истории о том, как немцы брали в экипаж людей, знающих английский, чтобы подслушивать переговоры TBS. Впрочем, в комментарии мне указали на упомянутую в мемуарах попытку немецкой подводной лодки по радио прикинуться кораблем эскорта, чтобы узнать схему организации охоты, но даже эта исключительная история сильно отличается от того, что немцы вытворяют в фильме.

К сожалению, похвалы иссякают в последней трети фильма, где начинается совершенно дурная голливудщина - подводные лодки устраивают раш на "Грейхаунд", не считаясь ни с потерями, ни с тем, что эсминец - цель сложная, маленькая и верткая, а топить транспорты и проще и эффективнее. Здесь уже никаким реализмом и не пахнет. А жаль. От фильма, где Хэнкс был не только актером, но и автором сценария, ждешь большего. Кстати, раз уж заговорили о нем, капитану "Килинга" 42 года, Хэнкс отчетливо староват для этой роли. Хотя из книги известно, что у Краузе были проблемы с карьерой, шестидесятичетырехлетний Хэнкс - это уже перебор.

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине

Графика очень симпатична, приятно видеть знакомые по играм силуэты. Музыка хороша и чем-то напоминает "Дюнкерк". В финальных титрах параллельно пускают хронику, что, несмотря на очевидность, очень хорошее решение.

В общем же получается "разделившееся в себе" (Мф. 12:25) кино. Для людей, не являющихся военно-морскими гиками, оно непонятно, лишено живых персонажей и поэтому скучно. Моя жена, способная выдержать шестичасовую телеверсию фильма "Das Boot", "Грейхаунд" досматривать отказалась. Вместо людей в "Грейхаунде" действуют плоские функции. Обезличенность максимальна настолько, что даже идет против реализма - мы не увидим вахтенных в рубках немецких лодок, и если бы на типе VII были закрытые орудийные установки, то на экране не показали бы вообще ни одного немца. А гики будут плеваться от нереалистичной последней трети картины. В итоге, "Грейхаунд" - отличный повод прочитать "Доброго пастыря" Форестера.


Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

Грейхаунд: от заклепочничества к голливудщине attentioneer.jpg

Оставить комментарий

Посты по теме:
  1. Том Хэнкс и Рита Уилсон официально стали гражданами Греции  Российская Газета
  2. Том Хэнкс и Рита Уилсон официально стали почетными гражданами Греции  РИА НОВОСТИ
  3. Актер Том Хэнкс и его супруга официально стали гражданами Греции  Настоящее Время
  4. Том Хэнкс стал гражданином Греции — Bird In Flight  редакция
  5. Том Хэнкс и Рита Уилсон получили гражданство Греции  MSN Игры
  6. Посмотреть в приложении "Google Новости"
  1. Том Хэнкс станет "папой Карло" у Роберта Земекиса  Российская Газета
  2. Том Хэнкс может сыграть в экранизации классического мультфильма  "Профиль" еженедельный журнал
  3. Том Хэнкс может сыграть Джеппетто в новой версии «Пиноккио»  Film.ru
  4. Том Хэнкс снимется в новом фильме режиссера «Форреста Гампа» и «Изгоя»  https://kinoreporter.ru/sitemap-news.xml
  5. Том Хэнкс может сыграть мастера Джеппетто в фильме о Пиноккио  ПрофиСинема.
  6. Посмотреть в приложении "Google Новости"
Том Хэнкс рассказал о симптомах коронавируса у себя и супруги  Onliner
Архив записей в блогах:
В телеграммах такое количество рекламы кизлярских ножей и финок нквд, что на улицу выходить страшно стало. А с законодательством у нас, как обычно, веселуха. После того как вас порежут, эксперт будет решать убили ли вас холодным оружием или нет, на основании идиотских ...
  14. 15. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ...
Текстовая версия здесь . Комментировать нечего, сказано все. Думаю, никто не станет спорить: за истекший год долговязый парень доказал, что он не просто сын своего отца, - всех устраивающая компромиссная фигура, - а в самом деле тот, под стягом ...
Всем спасибо большое за поздравления к ДР ( что три недели назад ). Не было меня в эфире, чтобы ответить сразу, в лесу шарахался, без связи и интернета. Помогал в делах наших мирских по старой памяти другу своему - промысловому охотнику. В общем, к 8 марту вернулся, а то жена уйдет ...
На самом деле этот охотничий полуавтомат - вернее, полуфабрикат для него - лежит на поверхности. Это самые разнообразные СВДоиды. И первый шаг в правильном направлении был сделан в середине 60-х годов, когда создали карабин "Медведь". К сожалению, просле этого шага никаких других ...