"Любовь между строк": Эпистолярная Каренина 21 века
lozga — 07.08.2020 Люди писали друг другу письма веками. Существует берестяная грамота с письмом "Ты на меня обиделся? Почему не приходишь?" тысячелетней давности. Глиняной табличке "Я приехал в Вавилон, не увидел тебя и очень расстроился, напиши, что ты придешь" три с половиной тысячи лет. Но только современные технологии позволили переписываться в режиме реального времени, когда адресат получает твое письмо спустя несколько секунд. Именно благодаря им случайная ошибка в адресе может привести к нечаянной любви и поменять жизнь. Фильм "Любовь между строк" ("The Space Between The Lines", "Gut Gegen Nordwind") рассказывает нам историю отношений по емейлу.Кадр из фильма
Лингвист Лео Лейке получает письмо с просьбой отменить подписку на журнал от некой Эммы Ротнер - его адрес похож на адрес издательства, и это уже третье подобное письмо. Обычная житейская мелочь - искра диалога гаснет в повседневности. Но под Рождество Лео получает второе письмо от Эммы с безличным и шаблонным поздравлением. Переживая недавнее расставание, он эмоционально отвечает на спам, получает колкий ответ, и, как сказано у Аверченко, "все заверте..." - начинается диалог, в котором реплики будут разделять секунды или недели, и за год очень сильно изменивший жизнь наших героев.
Лео играет Александр Фелинг ("Бесславные ублюдки", "Тайная жизнь")
Фильм - экранизация романа "Лучшее средство от северного ветра" немецкого писателя Даниэля Глаттауэра, ставшего бестселлером - тираж превысил два с половиной миллиона, и произведение перевели на 28 языков. Книга - возрождение когда-то популярного жанра эпистолярного романа, в тексте только письма (иногда с полем "тема письма") и относительные даты ("через восемь секунд", "через восемнадцать дней"). На основе такого формата можно представить спектакль, и они ставились, а вот на экран язык переписки перенести сложно. В картине вынужденно показывают не только персонажей, печатающих или читающих текст, но и более широкую панораму их жизни, которую читатель книги может только представить по упоминаниям в переписке.
Девушка Лео занимает гораздо больше экранного времени, чем книжного текста. А еще в постере с объятьями не Эмма, а именно она, что довольно забавно
Лично на мой взгляд, с очень сложной задачей переноса эпистолярного романа в кино режиссерша Ванесса Йопп не справилась - особенность книги - только письма, стала лишь частью достаточно привычной истории. Без знания первоисточника обилие переписки смотрится странно, а с ним странно выглядит количество обычных сцен. Это немного грустно на фоне того, что к актерам, операторской работе или музыке нет никаких претензий.
Эмма за перепиской
Несмотря на неизбежные потери, экранизация сохранила богатство исходной переписки - Лео и Эмма умны, аналитически мыслят и прекрасно умеют ехидничать друг над другом, так что наблюдать их электронный диалог интересно. Но в целом картина достаточно спокойная, без надрывной драмы, и по атмосфере больше всего похожа на недавнюю "Он и она". В каком-то смысле концепция отношений, которые становятся возможными благодаря новым технологиям, перекликается с уже классической мелодрамой "Неспящие в Сиэттле". А упомянутая в заголовке "Анна Каренина" вспоминается из-за схожей ситуации - Эмма сначала пишет, что счастлива в браке, но потом выясняется, что это не так. Что именно было не так в ее браке, останется без очевидного ответа.
Лео и Эмма совсем рядом, но не видят друг друга, прямо как в "Он и она"
Важное отличие книги и фильма заключается в том, что у книги открытый конец - мы не знаем, что делали герои, только то, что они писали друг другу. И вариант, показанный в фильме, возможен, но крайне маловероятен. В продолжении "Все семь волн" Глаттауэра мы узнаем - нет, Лео и Эмма не встретились тогда, и их отношениям потребуется еще одна итерация переписки. Фильм же движется по канонам мелодрамы с неизбежным, пусть и не очень желанным, хэппи-эндом. А, между прочим, можно было и рискнуть сделать как в книге, в конце концов герои прекрасного "Перед рассветом" смогли снова встретиться только через много лет.
Жаль, что в фильме выбросили достаточно забавный эпизод, когда Эмма знакомит Лео со своей подругой Леной, и что из этого выходит.
Семья Эммы. Может быть, то, что в ней дети только от первого брака мужа - намек на причину проблем Эммы?
Поворот в мелодраму, что в книге, что в фильме, выглядит очевидным и слабым ходом. Лично мне было бы интереснее посмотреть на историю, когда по случайности герой находит родственную душу, соулмейта. Это более редкий и интересный вариант, при котором может не быть романтических отношений. Историю Лео и Эммы, переписывающихся годами, обсуждающих партнеров, помогающих друг другу и все так же подкалывающих один другого, сложнее было бы написать, хотя она могла бы стать интересней. Но это уже должно прожить жизнь поколение миллениалов, чья молодость, первые любовь и дружба остались в аське и электронной почте, зрелость идет сейчас в ватсаппе и телеграме, а старость будет проходить в том, что еще не придумали.
В целом перед нами классическая мелодрама, диалектически соединяющая высокие технологии, необходимые для сюжета, и мило несовременное отсутствие сюжетных неожиданностей.
Благодарю администрацию Живого журнала за возможность ознакомиться с картиной.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney
|
</> |