“Грёбаный позор”: Западные отзывы на фильм «Москва слезам не верит»

Сегодня исполняется 40 лет со дня выхода на экраны фильма Вл. Меньшова «Москва слезам не верит». В разговорах эту комедию (не без оснований) вспоминают с обязательной приставкой “классическая” или “нетленная”. Но даже у такого, казалось бы, безоговорочно любимого фильма есть слабое место – малопонятность для западного зрителя. Свои недоумения и критические замечания такой зритель иногда выплёскивает в виде рецензий.
Некоторые из таких гневных обзоров я отыскал и перевёл.
Поиски руки Кремля, анализ роли компартии и попытки понять суровую русскую душу – прямо под катом:
Избитый фильм от Центрального комитета. 23 октября 2008г.
«Москва слезам не верит» – безвкусная пропаганда Центрального комитета, набитая отсталыми, лицемерными и жаждущими власти мужиками, которые поддерживают тиранию. Фильм такой же нелепый, как и весь мусор голливудских корпораций. Скучные, вгоняющие в сон эпизоды, где русские едят, пьют и что-то обсуждают, ни к чему не приводят. Жизнь нескольких героинь показана обрывками: начиная от их рабского труда на великих пролетарских заводах и заканчивая желанием закрутить роман. Ничего интеллектуального: это утомительно смотреть, здесь нет замысловатой сюжетной линии.
Очень инфантильным выглядит желание авторов выстроить непоследовательные и бессмысленные сюжетные лини лишь с одной целью – соответствовать доктрине партии. Всё, начиная от сцен, в которых элита хорошо питается, до финальной любовной сцены выглядит нелепо и неправдоподобно.
«Москва слезам не верит» сложно назвать даже сносным развлечением. Честно говоря, он скучный. Тут почти нет попыток исследовать жизни героинь: нам просто показывают конфликты и развязки.
Сложно поверить, что «Москва слезам не верит» взяла Оскар и обошла «Тень воина» – блестящий и намного превосходящий фильм Куросавы. Это грёбаный позор на самом деле.
Холодная русская мыльная опера. 7 мая 2012г.
Сюжет этой русской мыльной оперы с забавным названием развивается с 1950-х по 1970-е годы. Три провинциальные девушки живут в общежитии и становятся подругами. Студентка Катерина работает на заводе и присматривает за квартирой богатой родни. Вместе с подругой Людмилой он притворяется мажором и пытается познакомиться с мужчинами при деньгах. Катерина “цепляет” Рудольфа, оператора с телевидения, и беременеет от него. Он отрицает отцовство и у героини рождается дочь Александра.
20 лет спустя Катерина становится начальником на заводе, но она всё ещё не замужем. У неё есть любовник: он старше и у него есть жена.
Вновь появляется Рудольф: он и новая команда хотят сделать репортаж о заводе, но он не помнит Катерину. Потом он встречает свою дочь Александру, но всё так и остаётся неразрешимым в этом советском «Пэйтон-Плейс» (прим. – американская многосерийная мыльная опера ’60-х годов). Настроение холодное, как и сами герои. И длится больше двух часов. Я не очень-то впечатлён фильмом «Москва слезам не верит».
Слишком длинный и неважный. 24 февраля 2019г.
Слишком длинный и плохой. Я спросил у знакомых русских старшего возраста, какой российский фильм мне посмотреть и они посоветовали мне этот. Я посмотрел его, увидел все эти оценки «10 из 10» и подумал “Боже! Неужели кто-то считает его хорошим фильмом?”. Сплошные клише, всё предсказуемо. Да, главная героиня привлекательная, и фильм интересен с точки зрения антропологии – зритель может взглянуть на жизнь в СССР середины ХХ века (конечно, если это достоверный взгляд, а не коммунистическая пропаганда). Но сюжет сумбурный, а история почти вся очень заурядная. И фильм ОЧЕНЬ длинный. Два с половиной часа? О чём они думали?
Советское мыло. 29 марта 2012г.
Два периода из жизни русской женщины, которая пытается найти любовь. Название напоминает песню с Евровидения, хотя так и не ясно, кого или что в нём представляет Москва. Кремль, наверное. Это длинный фильм с неожиданными скачками, которые происходят, когда мы не готовы. Музыка не всегда уместна, а интерьеры ’70-х мрачные, но очаровательные. Русские очень странные, особенно по отношению к незнакомцам, но это происходит скорее из-за социальной установки «ничего-от-меня-не-жди», чем от враждебности.
Эта мыльная опера, психология тут неуместна. Женщина прошла путь от простой рабочей до директора и стала местной знаменитостью, но её эмоциональная жизнь полна колебаний. На работе она холодна и сурова. Если таким образом хотели показать её жертву – вышло не очень. Ей свойственная какая-то тоска, но этого мало, чтобы сделать её персонаж привлекательным. Возьмите любую женщину с улицы, и её история будет куда увлекательнее.
В первой части она беременеет под “Besame Muchо” (всегда срабатывает) от парня, которому она не интересна. Часть два стартует через 17 лет, когда она встречает редкий товар, простого парня – и стартует история о безрадостной, будничной, но экономически комфортной жизни. Мистер Совершенство раздражает своим незаурядным шармом, а под конец фильм становится каким-то странным.
В 1980-м году «Москва слезам не верит» обошла «Последнее метро» и «Тень воина» в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Без сомнений, всё благодаря тому, что русских показали живыми людьми, которые ошибаются, что должно было стать большим облегчением для остального мира.
Перевод
Алекс
Турчин
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
• Российские фильмы, получившие
Оскар
• Сто лучших фильмов 21 века. Версия
журнала Empire
• Лучшие фильмы 2019
года
Подписывайтесь, добавляйтесь в друзья и следите за новыми публикациями так, как удобно именно вам:
|
</> |