Государство в смартфоне: первый блин
trim_c — 06.02.2020 Михаил Федоров.вице-премьер по цифровой трансформацииМобильное приложение ДИЯ: результаты,которых никто не ожидал
Первый релиз мобильного приложения Дия открывает доступ к цифровому водительскому удостоверению и свидетельству о регистрации транспортного средства. Его тестирование началось около полутора месяцев назад и результаты продемонстрировали, что если бы мы не придумали Дия, украинцам пришлось бы заставить государство его создать, чтобы хоть как-то привести в порядок хранящуюся о них информацию в существующих базах данных.
16 декабря мы объявили, что набираем тестировщиков, чтобы протестировать наше приложение с доступом к цифровым документам для водителей. Всего за неделю, пришли заявки от 58 тыс. добровольцев, из которых 32,5 тыс. стали первооткрывателями Дия.
Среди основных проблем, помешавших потенциальным тестировщикам воспользоваться бета-версией приложения, — отсутствие водительских удостоверений или техпаспортов в реестре. А также невозможность подтвердить свою личность через онлайн-банкинг.
Те же, кому удалось успешно идентифицироваться через BankID и получить цифровые документы в смартфоне — активно рассказывали о возникших трудностях, делились впечатлениями и даже лайфхаками. Их обратная связь позволила обнажить истинную ситуацию с качеством данных в госреестрах, которое оказалось более, чем плачевным.
К примеру, согласно реестру МВД, в Украине насчитывается порядка 9,5 млн водительских удостоверений. Из них лишь 2,5 млн имеют оцифрованное фото. Другими словами, когда патрульный останавливал водителя и проверял его документы на достоверность, сверить фото на удостоверении с государственной базой данных он мог лишь в каждом четвертом случае. Большая часть водительских удостоверений, выданных до 2006 года, вообще отсутствуют в реестре. А выданные до 2013 года очень редко имеют оцифрованные фото.
Статус «не определен» отображался у 11% пользователей — это значит, что для подтверждения их подлинности необходима повторная верификация. А данные более чем 19% водителей указаны в реестре с ошибками. Встречаются поистине казусные истории. К примеру, один из тестировщиков после идентификации увидел в своем смартфоне права незнакомой женщины. Оказалось, что, вбивая его ИНН в базу, служащий ошибся одной цифрой.
По результатам тестирования, уникальные водительские удостоверения отобразились лишь у 61% пользователей. А уникальные регистрационные документы на автомобиль — у 69%. Не обнаружилось в реестре вовсе 24% техпаспортов. А 7% вместо статуса «выданный» значились как «другое», чтобы это ни значило.
В общей картине — среди 9 млн техпаспортов, значимых в базе, актуальными и достоверными оказались только 5 млн.
Понимая истинное положение дел, удалось найти решения, как исправить ситуацию, не создавая лишних неудобств и проблем для украинцев. Первым шагом стала верификация транспортного реестра МВД через демографический реестр: мы сверили данные о гражданах в обоих реестрах и позволили приложению подтягивать фото с демографического реестра, если по водительскому удостоверению оно не отображалось. Это стало возможным в отношении водителей, которые получали биометрический загранпаспорт или ID-карту. Такой маневр позволил увеличить потенциальную аудиторию Дия до 5,5 млн водителей.
Следующий вопрос, который встал перед нами: что делать с записями в транспортном реестре, в достоверности которых не уверено даже МВД? Они, конечно, могут быть корректными, но нуждаются в дополнительной проверке. Так для водителей появилась еще одна онлайн-функция — верификация водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства.
Работает это так: пользователь загружает двустороннюю фотографию документа и заполняет форму — все это попадает в сервисный центр МВД. Заявку обрабатывают в течение суток, подлинность документа подтверждается, и водитель успешно пользуется цифровыми документами.
Но и эта премудрость не позволила обеспечить достоверными данными в реестре всех без исключения украинских водителей. Для категории водителей, имеющих удостоверение советского образца, мы предоставили возможность заменить документы онлайн. Эта функция доступна через Электронный кабинет водителя, перейти в который можно непосредственно с приложения.
В общей сложности за полтора месяца бета-тестирования мобильного приложения Дия было оцифровано 6 млн водительских удостоверений, выданных с 2013 года. И 5 млн свидетельств о регистрации транспортного средства.
У мобильного приложения значимый антикоррупционный эффект. Дия загружает регистрационные документы только на владельца автомобиля и не подтягивает документы-клоны, нередко создаваемые для нелегальных автомобилей. Таким образом, человек будет точно знать, сколько автомобилей зарегистрировано на его имя, а правоохранительные органы — является ли проверяемое ими транспортное средство зарегистрированным согласно закону.
Результаты тестирования приложения еще больше убедили меня в острой необходимости как можно скорейшей оцифровки публичных, административных услуг и государственных сервисов. Только это позволит привести в порядок наши реестры и избавит украинцев от абсурдных ситуаций во взаимодействии с государством.
Да-с,господа, доложу я вам, это черт знает, что такое.
Т.е. каждый,кому приходилось работать с большими базами и с автоматизацией функций управления, понимает, что означает открывшаяся картина.
Она означает, что наше государство было и осталось насквозь советским, образца примерно 75-80 годов.
И это означает, что только опытный управленец, и не "вообще менеджер", а опытный в конкретной отрасли, мог управлять более-менее эффективно. Ибо ему да, ему приносят сводки и данные, но только из опыта можно узнать чему тут верить, чему совсем не верить, а что нужно корректировать и в какую сторону.Т.е. нужно знать, что в документах - бардак, и нужно конкретно знать, какой именно бардак и в каких документах, и у кого есть правильные оценки - это и называлось "практическим опытом".
Называлось у нас. И называлось Африкой - в остальном мире. Такое государство описал Даррел в Аргентине 60-х, но там все уже поменялось.
И если ребята это поломают и хотя бы наполовину приведут в порядок - это уже заслуга, которую трудно переоценить. Говорю как человек работавший на Госкомстат и знающий, что там творится не по слухам. И как человек который пытался исправить ситуацию в одной узкой области - и вынужден был отступить перед сопротивлением системы.
Потому что управлять - значит прежде всего владеть качественной информацией
|
</> |