Горшочек, вари! (ч. 1)


Клад Фрома из 52 503 монет, датируемых примерно 250–290 гг. н. э., был обнаружен Дэйвом Криспом в 2010 году. С тех пор он был приобретен Музеем Сомерсета в Тонтоне; однако, Британский музей руководил реставрацией и каталогизацией монет.
Среди этих монет 850 экземпляров принадлежат «британскому» императору Караузию (286–93 гг. н. э.), что составляет самую большую группу его монет, когда-либо найденных в одном кладе. Единственная более крупная группа (более 1300 монет) была обнаружена в ходе раскопок в Ричборо, где было обнаружено в общей сложности более 50 000 монет.
Клад Фрома содержит много новых типов и разновидностей и помогает ответить на некоторые из многих вопросов, поставленных очень сложной чеканкой Караузия.
Караузий (286–93 гг. н. э.) довольно хорошо известен ученым, изучающим Римскую Британию, но не широкой публике. Учитывая, что он был римским императором в Британии в течение семи лет, это довольно удивительно, и, как и Ричард III, он нуждается в реабилитации. Действительно, в начале восемнадцатого века, когда Англия столкнулась с потенциальным вторжением врагов с континента, Караузий был использован антикварами, такими как Морис Джонсон и Уильям Стьюкли, как символ британского сопротивления.
Караузий на самом деле не был британцем, а прибыл из Менапии, которая является устьем реки Рейн (современные Бельгия и Голландия). Мы мало что знаем о нем, но он был, возможно, лоцманом или рулевым во флоте, который продвигался по службе в римской армии, пока не стал генералом в армии Максимиана примерно в 286 г. н. э. Ему было поручено командование северным флотом (по сути, представлявшим собой слияние старых Classis Britannica и Classis Germania). Он успешно боролся с морскими рейдерами, но был обвинен в том, что позволил пиратам грабить, прежде чем перехватить их и забрать себе их добычу. Максимиан приговорил его к смерти, но Караузий восстал с большим флотом и армией. Считается, что он продержался в северной Галлии несколько месяцев, прежде чем, наконец, отступил в Британию, где и обосновался. Именно здесь он и его преемник Аллект (ок. 293–296 гг. н. э.) правили независимо около десяти лет.
При раскопках клада под руководством Алана Грэма монеты поднимались слоями. Это было связано с тем, что клад невозможно было поднять целиком: он был слишком тяжёлым (160 кг металла), а горшок уже был сильно потрескавшийся. Этот метод раскопок уже раскрыл некоторую важную информацию о внутреннем составе клада, особенно в отношении монет Караузия.

В верхней части горшка (слои 8–14) находилось 67 монет, составляющих группу ранних монет Караузия. Среди них пять серебряных денариев, которые относятся к числу лучших известных образцов – всего известно около 360 денариев Караузия (рис. 4). Эти монеты были отчеканены из серебра хорошего качества, и вполне возможно, что они были выпущены, чтобы восполнить нехватку золотых монет – сохранилось всего 26 золотых монет времён правления Караузия. Остальные монеты – это медные радиатные монеты с одним образцом, отчеканенным на «континентальном» монетном дворе Караузия, о котором часто говорится, что он находился в Руане (рис. 5). Этот ранний монетный двор Караузия, вероятно, переместился вместе с ним, хотя большой клад, найденный в Руане в девятнадцатом веке, может указывать на то, что он временно находился в этой важной крепости.
На большинстве медных «радиатных» монет нет знака монетного двора, что характерно для подавляющего большинства его ранних экземпляров – Pax (рис. 6) и Moneta (рис. 7) – наиболее распространённые типы. Существует одна очень редкая монета с знаком монетного двора BRI, несомненно, означающим Британию (рис. 8), и ряд монет с первым знаком монетного двора Лондона, ML (Moneta Londiniensis) (рис. 9).

|
</> |