Город итальянского ренессанса
olgina67 — 02.08.2023
[email protected]/53084408814/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7788" target="_blank">
Что было в моей голове, когда я планировала поездку - не знаю.
Стояла задача заполнить пустоты между двумя событиями максимально
полезно и вот что из этого получилось. Неделя - срок преступно
маленький для отпуска, но даже из недели, если постараться, можно
сделать конфетку-подушечку тем более, что в Италии это несложно,
достопримечательности рассыпаны круоным жемчугом на каждом шагу,
только нагибайся и подбирай. Ехать до следующего пункта нашей
программы было опять же недалеко, но - по буеракам-рекам-ракам, не
разгонишься.
[email protected]/53075394510/in/album-72177720310077248/"
title="IMG_7685" target="_blank">
"Феррара лежит на пути из Венеции во Флоренцию. Лишь немногие их
тех, кто свершает этот обычный путь, останавливаются на день или
два в этом городе. Вероятно, в том повинна унылая картина
окружающих Феррару болот и рисовых полей. Когда бегущий из Падуи
поезд минует гряду Эвганейских гор и потеряется в мокрых равнинах,
где бродят туманы и царствует малярия, тогда, быть может, рождается
желание как можно скорее проехать эти печальные места и скорее
увидеть здоровую, веселую Болонью. Болотистые берега По и
мелькающий смутно очерк небольшого плоского города вряд ли могут
привлечь чье-нибудь любопытство. Лишь многократно повторенное имя
маленькой железнодорожной станции будит вдруг воспоминания, потому
что в нем звучит эхо многих слов Возрождения."
Муратов Образы Италии
[email protected]/53088000501/in/dateposted-public/"
title="Ferrara-1600" target="_blank">
В эпоху Возрождения город был окружён стенами, соответствовавшими
всем фортификационным требованиям XVI в. Попасть в него можно было
с трёх сторон, через южные (Porta Paola), восточные (Porta S.
Giovanni) и северные (Porta degli Angeli) ворота. При Бьяджо
Россетти был выстроен защищавший Расширение Эрколе северный участок
стен с небольшими полукруглыми башнями и двумя большими круглыми
башнями (Torrione) дель-Барко в северо-западном угле и св. Джованни
на востоке, типичными для военной архитектуры начала XVI века.
[email protected]/53088175314/in/dateposted-public/"
title="Porta degli Angeli" target="_blank">
Средневековые участки стен много раз перестраивались в XVI в., а
между 1575 и 1585 годами при Альфонсо II д'Эсте городские стены
были усилены бастионами в форме «туза пик». Общая длина городских
стен составляет 9 км. В XVII—XVIII веках были построены многие
общественные здания и подавляющее большинство церквей. В 1612 году
Джовани Баттиста Алеотти перестроил южные городские ворота
Porta Paola и, пристроив к двум бастионам юго-западного угла
городских стен ещё три, возвёл рядом пятиугольную крепость, ставшую
символом папского периода истории Феррары (крепость была разрушена
по этой причине в XIX веке). Ему же принадлежит проект единственной
церкви Феррары, выдержанной полностью в стиле барокко — церкви
Сан-Карло.
[email protected]/53088483903/in/dateposted-public/"
title="Ferrara_Stadtmauer_0609-1" target="_blank">
"И уже в первую минуту путешественник, сошедший с поезда на этой
маленькой станции, перестает раскаиваться в том, что сделал. Аллея,
ведущая к городу, тихие улицы, где трава прорастает между камней,
залитые солнцем площади, спящие дворцы и звон старого колокола
внушают здесь чувство глубокого мира. Феррара похожа на кладбище, и
между рядами ее гробниц хочется проходить благоговейно, с
непокрытой головой. Феррара - один из умерших городов Италии, как
Пиза, Равенна, Венеция. Но Равенна умерла уже слишком давно, ее
мавзолеи окружены теперь суетой провинциального зажиточного
городка. Пиза и Венеция живут полужизнью вокруг своих прославленных
памятников, превращаясь в города-музеи. Ни один из этих городов не
представляет в такой полноте, как Феррара, благородного зрелища
естественного умирания вещей, в которых некогда воплощались
человеческие верования, страсти и способности. Феррара умолкла, и
молчание нигде не является таким торжественным знамением смерти,
как в этом городе, где столько поэтов слагало свои песни. Место
Феррары в судьбе итальянской поэзии составляет ее справедливую
гордость. "
Муратов Образы Италии
[email protected]/53088391725/in/dateposted-public/"
title="Duchessa Isabella" target="_blank">
Выбирая отель, наткнулась совершенно случайно на
Duchessa Isabella Collection by Uappala
Hotels. То-ли название приглянулось, то-ли расположение,
но он подошел по всем параметрам.
[email protected]/53084609325/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7687" target="_blank">
[email protected]/53083636927/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7690" target="_blank">
Запросы у нас скромные, нам бы машину припарковать да позавтракать
прилично. Нет, матрас на кровати должен быть удобным, одеяло - для
каждого свое, но об этом к сожалению на букинге не сообщается, душ
хороший и кондиционер. Мини бар желателен, но не обязателен.
Розетки у изголовья - предел мечтаний. И все это кроме отдельных
одеял здесь присутстует.
[email protected]/53084609485/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7689" target="_blank">
Время было обеденное, а в супер-пупер отеле не оказалось ресторана.
Говорят - будет, но пока предложено было пошукать за углом,
что-нибудь дескать найдется. Шукать сил не было.
[email protected]/53084609835/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7691" target="_blank">
[email protected]/53084610165/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7693" target="_blank">
Зато комната была готова к заселению. И, получив в руки огромный
тяжеленный ключ, мы отправились устраиваться поудобнее чтобы потом
с новыми силами отправиться на поиски еды. Здание оправдало
свое название. Частный палаццо в лучших традициях ренессанса.
[email protected]/53083639007/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7696" target="_blank">
Ферра́ра — город в итальянском регионе
Эмилия-Романья, административный центр одноимённой провинции.
Расположен на востоке Паданской равнины, в дельте реки По. Небесный
покровитель города — святой Георгий; праздник города отмечается в
день кончины святого, 23 апреля. Первые жители Феррары поселились
здесь в эпоху варварских вторжений в Италию.
Рыцарство, которое везде отжило свой век, в Ферраре глубоко
проникало в нравы: существовал
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Золотой_шпоры">особый
орден «золотой шпоры», устраивались вооружённые состязания, диспуты
по вопросам чести. Рукописи французских рыцарских романов в
Ферраре читали с восторгом. Провансальские трубадуры находили
тёплый приём при феррарском дворе уже в XIII веке. В этом обществе
суровых солдат и удалых охотников большое влияние благодаря
рыцарским привычкам приобрели женщины, не остававшиеся в тени, как
в других городах.
[email protected]/53083642682/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7711" target="_blank">
Они присутствовали на турнирах и охотах, играх, процессиях и
представлениях. Нигде в Италии типичные черты феодального общества
не проявлялись так ярко, как в Ферраре и Милане. Её властители
стремились во всем подражать нравам и обычаям бургундского двора,
которые так красочно описал Йохан Хёйзинг в книге «Осень
Средневековья».
[email protected]/53084703218/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7712" target="_blank">
И позже, в эпоху Возрождения, Феррара оставалась главным
центром и рассадником куртуазной культуры. Средневековая литература
о рыцарях Круглого Стола нашла в Ферраре своих достойных преемников
в лице Боярдо и Ариосто. По верному замечанию Ф. Монье, «рыцарство,
которое в других местах превратилось в простое литературное
воспоминание, здесь — живая действительность».
[email protected]/53084209391/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7710" target="_blank">
[email protected]/53084398174/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7714" target="_blank">
Плодотворной была идея устроения внутри (каменного и бедного
растительностью) города скверов и парков. В частности, засажена
деревьями Новая площадь (современное название — Piazza Ariostea),
древнее место проведения городского праздника . Вот в сторону
этого праздника мы и выдвинулись в поисках кормежки. Здесь, в
аркадах здания на краю парка, обнаружились кафе и пиццерия.
[email protected]/53084398129/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7713" target="_blank">
Пьяцца Ариостеа, ранее Пьяцца Нуова, а в течение
короткого периода также Пьяцца Наполеоне, - важная площадь Феррары,
построенная по заказу Эрколе I д'Эсте по градостроительному проекту
придворного архитектора Бьяджо Россетти. До 1496 г. здесь
находилась усадьба некоего Бартоломео Цермио, затем землю приобрел
Эрколе I д'Эсте и превратил ее в площадь, названную Пьяцца Нуова
из-за пристройки, которая сначала называлась Аддисьоне ди
Террануова, а лишь позднее стала называться Аддисьоне
Эркулеа.
[email protected]/53084616485/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7721" target="_blank">
В начале XVI века Эрколе Гранди получил от герцога Эрколе I заказ
на конный памятник собственного изготовления. Oдна из колонн была
утеряна в реке По, а вторая, которая все же была доставлена на
площадь, была установлена не сразу, a только в 1675 г. для
размещения статуи папы Александра VII. В 1796 г. французы снесли
папскую статую и заменили ее гипсовой статуей, изображающей
свободу, которая также была снесена в 1799 г. В 1810 г. на колонне
была установлена большая статуя Наполеона, которая простояла там
всего четыре года, так как за это время в Феррару пришли австрийцы.
В любом случае, установка статуи французского императора
ознаменовала вступление Феррары в XIX век. Наконец, 25 ноября 1833
года на колонне была установлена статуя Людовико Ариосто.
[email protected]/53084704648/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7722" target="_blank">
[email protected]/53084398869/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7717" target="_blank">
В придворном обществе Феррары главенствовали аристократические
понятия. Сами простолюдины называли себя «собаками и холопами его
светлости». Имели значение лишь те группы людей, которые примыкали
к дворцу и участвовали в его жизни: оруженосцы, стольники,
сенешали, пажи, псари, карлики, шуты, музыканты, и, выше этой
служилой толпы, дворяне, маркизы и графы, владельцы башен и
земель.
[email protected]/53084616705/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7723" target="_blank">
Своеобразие нравов этого двора XV столетия подвергалось
впоследствии осуждению за грубость феррарской юстиции, активно
применявшей пытки, казни, ослепления, четвертования. В
романтические чувствования цивилизованного общества, в сердца их
проник «просвещенный разврат», соседствовавший с «волчьим аппетитом
варваров».
[email protected]/53084211696/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7725" target="_blank">
Период культурного расцвета Феррары можно отсчитывать от 1391
года, основания Альберто V университета Феррары, который связан с
именами Парацельса, Коперника и Савонаролы. Сын Альберто V Никколо
III увлекался основанием школ, библиотек, музеев, привлекал
писателей и артистов, строил памятники.
[email protected]/53084399989/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7726" target="_blank">
.
[email protected]/53084705608/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7728" target="_blank">
Не только мужчины, но и женщины покровительствовали наукам и
искусствам. Такими были жена Эрколе I Элеонора Арагонская, а также
её дочери Беатриче и Изабелла д’Эсте, «прекрасные друзья великих
произведений литературы и изящных искусств»; позже — известная
Лукреция Борджиа (жена Альфонсо I), Рената Французская (жена Эрколе
II), сёстры Альфонсо II Элеонора и Лукреция. Усилиями этих и им
подобных аристократов Ферарра сделалась очагом итальянского
Ренессанса. С 1995 года город зачислен ЮНЕСКО в список
культурного наследия человечества
[email protected]/53084211896/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7727" target="_blank">
Двор д’Эсте и знатное общество Феррары активно интересовались
литературой. Известный знаток древности Гуарино да Верона был
приглашен Никколо III в наставники к его сыну Леонелло. Последний
сам писал латинские стихи и привлёк в Феррару целую группу
поэтов-классиков, среди которых следует выделить Тито Веспасиано
Строцци.
[email protected]/53084400549/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7730" target="_blank">
В 1598 году ввиду отсутствия законных детей у герцога Альфонсо
II папа Климент VIII снова завладел феодом, и город вошёл в Папское
государство. С потерей независимости начался упадок Феррары. Жители
города стали переезжать в Модену; за последующие 20 лет численность
населения сократилась на треть.
[email protected]/53083645487/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7731" target="_blank">
Ратушная площадь - как в любом итальянском городе - самая
большая и самая красивая в городе. Вот только в собор мы не попали
- ремонт.
[email protected]/53083646002/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7734" target="_blank">
Собор Святого Георгия — главный католический
храм Феррары, кафедра архиепископа Феррары и Комаккьо. Посвящён
Святому Георгию, небесному покровителю города. Pасположен в центре
города напротив ратуши (бывшая резиденция герцогов д’Эсте) и
соединён с резиденцией архиепископа. На противоположной стороне
площади Трента и Триеста (ранее пьяцца дель Эрбе) до Второй мировой
войны стояло средневековое палаццо делла Раджоне.
Существующая трёхнефная базилика выстроена после перемещения
центра Феррары на левый берег реки По (1135); освящена в 1177 году.
Первоначальное место собора на правом берегу реки занимает
приходская церковь св. Георгия.
[email protected]/53084401299/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7735" target="_blank">
Нижняя часть главного (западного) фасада выдержана в романском
стиле и облицована бело-розовым мрамором. Центральным элементом
фасада является опирающийся на две колонны портик (protyrus) с
барельефными изображениями фантастических существ, над которым в
середине XIII века была надстроена готическая лоджия со статуей
Девы Марии с младенцем. Выше статуи — барельефы со сценами
Страшного суда. Портал венчает тимпан со св. Георгием.
На южной стене собора устроены двухъярусные лоджии. Здесь же
располагался второй вход в собор, устроенный в XVIII веке при
пристройке к средневековому зданию торговых рядов.
[email protected]/53083646237/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7736" target="_blank">
Возведение ренессансной колокольни (облицованной, подобно
фасаду, белым и розовым мрамором) было начато у юго-восточного угла
собора в 1451—1493 годах по проекту Альберти. В конце XVI века
строительство пришлось остановить из-за того, что мягкий песчаный
грунт грозил обрушением постройки.
Апсиды, построенные по проекту выдающегося феррарского зодчего
Бьяджо Россетти[en], украшены кирпичными арками и колоннами с
мраморными капителями.
[email protected]/53083646572/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7738" target="_blank">
[email protected]/53084618135/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7732" target="_blank">
Ренессансное убранство собора погибло в XVII веке во время
пожара; интерьер был восстановлен в стиле барокко уже в период
упадка Феррары. Из сохранившихся предметов прежнего интерьера
наибольший интерес представляют створки старого органа собора,
расписанные Козимо Тура (экспонируются в музее собора). В рамках
планируемой городской застройки к северу от форта в 1133-1136 гг.
началось строительство нынешнего собора. Его главный алтарь был
освящен 8 мая 1177 г. Таким образом, через 42 года после закладки
первого камня собор был практически достроен, по крайней мере, в
восточных частях, что для крупного средневекового храма является
вполне приемлемым сроком. Бывший собор за городскими стенами, также
посвященный Святому Георгию, теперь называется Basilica di San
Giorgio fuori le mura и отмечен перестройками XVI-XVIII
веков.
[email protected]/53084214211/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7742" target="_blank">
Собор был начат в романском стиле, но со временем к нему
добавились готические и, наконец, ренессансные формы. Как это
нередко бывает в итальянской архитектуре, использование
полуциркульных арок не исчезло полностью в готический период. На
южном фасаде, который характеризуется видимым кирпичом, находится,
вероятно, раннеготическая галерея из круглых арок с готическими
остроконечными перекрытиями, а над ней, под карнизом, карликовая
галерея из пепла с филигранными колоннами и арками с круглыми
внутренними контурами и дугообразными арками в качестве внешних
контуров.
[email protected]/53087989106/in/dateposted-public/"
title="Ferrara_02" target="_blank">
После наполеоновских войн Феррара должна была сохраниться за
папами, но оказалась занятой австрийским отрядом. После его
изгнания в 1859 году в городе произошло восстание против Рима, и он
вместе с остальной Эмилией примкнул к вновь созданному итальянскому
королевству в 1860 году.
[email protected]/53084707763/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7744" target="_blank">
Первоначально поселение на территории города Феррары возникло между
VII и VIII веками вокруг византийской крепости и местопребывания
епископа примерно в том месте, где ныне стоит базилика Сан-Джорджо
(итал. Basilica di San Giorgio fuori le mura); в то время рукав
Волано реки По (итал. Po di Volano) был более полноводным, и это
место представляло собой остров между руслом и указанным
рукавом.
[email protected]/53084707903/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7745" target="_blank">
Около 1000 года возникло новое поселение в районе Виа делле
Вольте (итал. Via delle Volte) — «Улицы сводов», шедшей тогда вдоль
левого берега Волано, русло которого пролегало по линии современных
Виа Рипагранде (итал. Via Ripagrande) и Виа Карло Майр (итал. Via
Carlo Mayr). Виа делле Вольте получила своё название от подвесных
арок (итал. volte), соединяющих дома по разные стороны улицы на
высоте второго этажа.
[email protected]/53084620025/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7746" target="_blank">
Со временем район севернее Виа делле Вольте стал центром
Феррары. С 1135 года здесь располагалась резиденция местного
архиепископа, рядом с которой возникла ярмарочная площадь (площадь
Трав, ныне Piazza Trento e Trieste). Историческая часть Феррары
поныне сохраняет свой суровый средневековый облик: она
преимущественно каменная и весьма бедная растительностью.
[email protected]/53083647642/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7747" target="_blank">
.
[email protected]/53084214836/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7748" target="_blank">
При Никколо II д'Эсте (1338—1388) произошло первое расширение
города вниз по течению рукава Волано, напоминанием о котором
остался дворец Каза Ромей (итал. Casa Romei) и палаццо Ренаты
Французской (итал. Palazzo Renata di Francia), где расположился
Феррарский университет, основанный сыном Ренаты Альберто V д’Эсте.
Последний также возвёл на востоке города новую герцогскую
резиденцию — Палаццо Скифанойя, знаменитое, в первую очередь,
аллегорическими фресками на астрологические темы.
[email protected]/53084215201/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7752" target="_blank">
В 1492 году герцог Эрколе I д'Эсте поручил архитектору Бьяджо
Россетти (итал. Biagio Rossetti) (около 1447—1516) перестроить
город, исходя из новой гуманистической концепции «идеального
города» с прямоугольной сеткой улиц и зелеными насаждениями.
Территория города увеличилась почти вдвое.
Прежде всего была засыпана канава Джовекка (Giovecca),
отделявшая старый город от северных территорий, и на её месте
устроен широкий проспект (ныне corso delle Giovecca), по которому
идёт граница между средневековым городом, тянущимся вдоль левого
берега рукава По, и новым, названным Расширением Эрколе (Addizione
Erculea).
[email protected]/53084708793/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7753" target="_blank">
[email protected]/53083647172/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7743" target="_blank">
Этот новый город был рассечён двумя широкими проспектами: с юга на
север — улицей Ангелов (ныне corso Ercole I d’Este) и с востока на
запад — улицей дей Приони (via dei Prioni), переходящей в улицу
Равновесия (via degli Equinozi, ныне ось проспектов corso Biagio
Rossetti, corso Porta Mare и corso Porta Po).
[email protected]/53084620895/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7754" target="_blank">
Рядом с ратушей совершенно неожиданно обнаружился шикарнейший
замок.
Кастелло Эстенсе, или Замок Святого Михаила
(итал. Castello Estense, Castello di San Michele) — основная
резиденция средневековых и ренессансных правителей дома Эсте в
Ферраре. Представляет собой массивное средневековое оборонительное
сооружение, окружённое рвом; по углам располагаются четыре
башни.
[email protected]/53084215501/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7755" target="_blank">
3 мая 1385 года возмущённые жители Феррары, доведённые до
отчаяния высокими налогами, а также наводнением, принесшим
значительный ущерб городу, собрались у дворца Никколо II д’Эсте
(ныне Палаццо Муниципале).
[email protected]/53084403939/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7757" target="_blank">
Горожане требовали разъяснений у Томазо да Тортоне —
высокопоставленного чиновника, старшего советника семьи д’Эсте,
несшего ответственность в подобных ситуациях. Толпу пытался
успокоить сам синьор Феррары — Никколо II д’Эсте, однако к вечеру
стало ясно, что волнения только усиливаются, и в опасности теперь
находилась стабильность власти династии в городе. Поэтому Томазо да
Тортоне дали в последний раз исповедаться, а затем отдали его на
растерзание толпе.
[email protected]/53084621520/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7759" target="_blank">
Это событие, закончившееся позже казнями всех лидеров
восстания, убедило синьора Никколо д’Эсте, что его дворец не
является лучшей защитой от народных волнений и не может
гарантировать безопасность как здешней знати, так и самому
синьору.
[email protected]/53083650062/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7761" target="_blank">
.
[email protected]/53084405369/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7762" target="_blank">
Чтобы обезопасить свою власть в городе, Никколо приказывает
архитектору Бартолино да Новара построить массивный замок на
северной стороне Палаццо Муниципале. Для этой цели Бартолино
использовал уже имевшуюся башню (Торре дей Леони), являвшуюся
частью городской стены, в то время проходившей значительно южнее
ныне существующей.
[email protected]/53084710928/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7763" target="_blank">
.
[email protected]/53084711218/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_7765" target="_blank">
Рядом со старой башней построили три новых и соединили их
куртинами. Также между дворцом д’Эсте и новым замком был построен
навесной мост, предположительно из дерева, чтобы люди, находящиеся
в старом здании, могли беспрепятственно попасть в замок и обратно.
29 сентября 1385 г., в день закладки крепости, замок назвали в
честь Святого Михаила.
[email protected]/53084217791/in/album-72177720310151355/"
title="IMG_77