«Мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но
olgina67 — 30.07.2024Город Анкона- настолько портовый, что от порта не отойти, основные интересности расположены именно в нем. Оно и понятно, исторически весь город и был портом, это позже, со временем за границы порта вышел. На сей раз нас везут в противоположную сторону, практически к судоверфи. Здесь достаточно тихо для живущего активной жизнью порта, но нам это только на руку. Встреча с Историей, она суеты не любит и шума тоже. Мы уже поняли, что история здесь есть. Провинциальная, но тем не менее. Поэтому на все, что тут так любовно холят и лелеют смотрим снисходительно. Это не Рим, не Милан и не Ватикан, но и здесь римляне наследили.
Прямо на причале приезжающих встречает городская стена, тянущаяся по длине всего мола , обрамленная двумя арками.
Арка Траяна в Анконе - триумфальная арка, приписываемая Аполлодору Дамасскому, построенная во II веке н. э. римским сенатом в знак благодарности императору Траяну, который за свой счет расширил порт Анконы, сделав доступ в Италию более безопасным, о чем свидетельствует надпись на аттике, которая до сих пор хорошо читается.
Она имеет один форникс, фланкированный двумя парами рифленых коринфских колонн. Наиболее характерными особенностями являются ее пропорции, более тонкие, чем у других римских арок, и тесная связь с морем: она стоит на пирсе порта Анконы, построенного в I веке императором Траяном. Она является одним из главных архитектурных символов города.
Аполлодор из Дамаска — инженер, архитектор, конструктор и скульптор II века н. э. Родом из Дамаска, Римская Сирия. По происхождению он был набатее. Любимец Траяна, архитектор моста через Дунай (длина свыше 1 км), построенного для кампании 105—106 годов в Дакии. Также построил форум и колонну Траяна в Риме, триумфальную арку Траяна в Беневенте и Анконе. Считается создателем римского Пантеона и моста Алконéтар в Испании. В 106 году он завершил или восстановил одеон Домициана, строительство которого было начато на Марсовом поле во времена Домициана.
Во времена правления Адриана, которого он обидел насмешкой над его деятельностью в роли артиста и архитектора (за планы императора Адриана по строительству храма Венеры), Аполлодор был сослан и вскоре, будучи обвинённым в вымышленных преступлениях, был приговорён к смерти (Дион Кассий, LXIX, 4). История о смерти Аполлодора показывает длительную враждебность по отношению к Адриану в сенаторских кругах. Как сообщает Дион Кассий, Аполлодор осквернил честь Адриана, высмеяв его отношение к архитектуре, и впоследствии был изгнан. Многие восприняли за правду этот эпизод, хотя сейчас историки утверждают обратное, например Р. Т. Ридли в работе «Аполлодор из Дамаска».
О том, что Адриан пытался писать картины, лепить скульптуры, строить и проектировать дома, мы знаем. И о том, что очень ревностно относился к критике - тоже. Поэтому не удивило. Но до Адриана еще далеко, пока у нас за рулем товарищ Траян.
Ма́рк У́льпий Не́рва Трая́н (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus; 18 сентября 53 — 8 августа 117), больше известный как Траян — римский император, правивший с 98 по 117 г., в эпоху последнего наивысшего расцвета Римской империи («Золотой век Антонинов») со времён «Золотого века» императора Октавиана Августа. Второй представитель династии Антонинов. Известен своими обширными завоеваниями, ставшими фактически последними в истории Рима. Именно в период правления Траяна население Рима достигло, по современным оценкам, почти миллиона человек, а территория империи достигла своих максимальных размеров. Второй из пяти хороших императоров. В римской историографии традиционно считается «лучшим императором за всю историю Рима» (лат. Optimus Princeps — «Лучший правитель»).
Траян носил следующие победные титулы: «Германский» с октября 97 года; «Дакийский» — с конца 102 года; «Парфянский» — со 116 года; полный титул к моменту смерти: «Император Цезарь, Сын Божественного Нервы, Нерва Траян Лучший Август Германский Дакийский Парфянский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 21 раз, Император 13 раз, Консул 6 раз, Отец Отечества» (лат. Imperator Caesar Divi Nervae Filius Nerva Traianus Optimus Augustus Germanicus Dacicus Parthicus, Pontifex Maximus, Tribuniciae potestatis XXI, Imperator XIII, Consul VI, Pater Patriae)
Арка была возведена из проконнесского мрамора сенатом и народом Рима, вероятно, по проекту сирийского архитектора Аполлодора из Дамаска, в честь императора, который открыл морякам более безопасный доступ в Италию, расширив за свой счет городскую гавань. Вот что, собственно, мы читаем в той же надписи на арке.
Дата постройки произведения - около 100 г. н. э., но точный год неясен: на самом деле существует несоответствие между датой, которую можно определить, прочитав центральную надпись на арке, и датой, которую можно определить по изображениям колонны Траяна, представляющей Анкону.
Надпись на арке позволяет отнести ее завершение к 117 году н.э., поскольку Траяна называют "девятикратным императором", а он пришел к власти после смерти императора Нервы в январе 98 года. Однако на колонне Траяна в Риме в сцене 58 арка Анконы окружена кораблями, отправляющимися на Вторую дакийскую войну, которая произошла в 105 году н. э.
Как арка, созданная в 117 году н. э., может быть представлена в сцене, имевшей место в 105 году н. э.? Последние исследования дают следующее объяснение: арка в Анконе была сделана около 100 года н.э. и несла на чердаке статуи трех богов, обращенные к морю; в таком виде она была представлена в колонне Траяна. Затем, в 114-115 годах, она была посвящена императору, и статуи Траяна, его жены и сестры были добавлены на аттике, лицом к материку; по этому случаю надпись была изменена или сделана ex-novo.
Возвращаясь к сцене 58 Колонны Траяна, можно увидеть, как на ней изображен Траян, который напутствует своих людей, собирающихся отправиться из порта Анконы во вторую победоносную военную кампанию против даков. На сцене изображена арка Анконы, над которой возвышаются три статуи божеств, идентифицированных как Нептун (в центре), Меркурий (слева) и Портунус (справа). Выбор трех божеств, очевидно, обусловлен их связью с мореплаванием: Нептун - бог моря, Портунус, его сын, - бог портов, Меркурий - бог путешественников.
Согласно давней традиции, на стороне, обращенной к земле, на аттике, были установлены еще три статуи из позолоченной бронзы: в центре - конная статуя Траяна, слева - Плотины, его жены, и справа - Ульпии Марцианы, его сестры. Присутствие этих статуй на аттике также подтверждается исследованием отверстий на верхней полке арки. Самые последние гипотезы подтверждают эту традицию, но статуя Траяна должна была быть не конной, а стоящей.
Поэтому первоначально арка имела шесть бронзовых статуй, возможно, позолоченных, на аттике: три статуи божеств - в сторону моря и три статуи императора, его жены и сестры - в сторону суши, а также была украшена четырнадцатью трибунами, отсылающими, как обычно, к римской морской мощи: по четыре на каждом главном возвышении и по три на каждой стороне; крепления этих элементов к мрамору сохранились до сих пор. На ключевых камнях с двух сторон высечены два бюста, изображающие олицетворения Теллуса и Океана, свидетельствующие о том, что арка, помимо прославления трудов Траяна, также имеет значение точки перехода между сушей и морем, учитывая ее положение на набережных порта. В то время как бюст Океана хорошо сохранился, бюст Теллуса сильно разрушен. В Национальном археологическом музее Марке и Римском музее гражданского строительства в Риме хранятся реконструктивные модели арки, показывающие ее первоначальный вид.
В 1936 году археолог Э. Галли провел раскопки под аркой и на прилегающей территории, обнаружив существование восьмиугольного цоколя из семи рядов квадратных блоков известняка из Монте-Конеро, скрепленных между собой пуццоланом, который также служил для придания рядам большей регулярности. Под цоколем во время раскопок было обнаружено наличие естественных камней, которые были выровнены с помощью пуццолана. Глубина от уровня земли составляет около 1,50 м. По всему периметру пирса, как в сторону материка, так и в сторону Порта Клементина, были обнаружены аналогичные сооружения, свидетельствующие о строительстве пирса Траяном.
Арка Траяна имеет свое значение для гуманизма, поскольку с ней связано рождение археологического призвания Чириако Пиццеколли, которого считают основателем археологии в общем смысле, а Винкельмана - основателем современной археологии. Надпись на арке Траяна в Анконе была фактически первой из длинной серии, о которой Чириако сообщил в своих книгах, распространив знания по всей Европе. Это произошло в 1421 году, когда вокруг арки Траяна возводили строительные леса для реставрационных работ. Это предоставило Чириако, которому тогда было 30 лет, необыкновенную возможность рассмотреть мрамор арки вблизи. Идеальные пропорции, надписи - все это непреодолимо притягивало его, и, возможно, в основе всех его путешествий лежало желание пережить те эмоции, которые он испытал в детстве при виде главного древнего памятника своего города.
В период между эпохой Возрождения и XIX веком арка и прилегающая к ней территория не претерпели заметных изменений. В 1847 году инженер Микеле Бевилаква благоустроил всю территорию вокруг арки, которая все еще характеризовалась средневековыми и ренессансными городскими стенами, внутри которых простиралась площадь Святого Примиана. Чтобы обеспечить городу монументальный вход в гавань и сделать арку видимой с площади и, соответственно, из города, инженер снес часть стены и построил на ее месте "Грегорианский барьер", названный так в честь правящего в то время папы Григория XVI. В этой работе Бевилаква придерживался неоклассического стиля; барьер представлял собой монументальные ворота на четырех колоннах, фланкированные двумя небольшими классическими храмами, выполненными в дорическом стиле; он служил оптическим фильтром между портовой зоной и чисто городским районом. В 1859 году было завершено благоустройство территории: участок средневековой стены, примыкавший непосредственно к арке, был снесен и восстановлен на несколько метров севернее; также была построена приставная лестница, а в последующие десятилетия были установлены ворота для защиты всего памятника.
Во время Первой мировой войны из-за военных нужд площадь все больше деградировала. В первые годы войны рядом с римской аркой была построена большая казарма. В 1920-х годах деградация была настолько сильной, что площадь Святого Примиана пересекли железнодорожные пути, обслуживающие портовые доки, и стена прорезала ее по диагонали. В те годы развернулась оживленная дискуссия по поводу обустройства этой столь важной для истории города территории, известной с тех пор как "площадь Траяна". Ассоциация "Accolta dei Trenta - Brigata Amici dell'Arte", культурный клуб того времени, под руководством архитектора Эузебио Пететти представила проект, в котором гармонично сочетались Барриера Грегориана XIX века, церковь Святого Примиана XVII века, железнодорожные пути и сама арка Траяна. Суперинтендант сначала одобрил это предложение, но затем отозвал свое согласие и поддержал другой проект, разработанный муниципалитетом, который не учитывал монументальность района и привел не только к сносу Грегорианской барьеры, но и к строительству военного здания на территории площади. Однако информационная кампания "Accolta dei Trenta - Brigata Amici dell'Arte", основанная на проекте архитектора Эусебио Пететти, позволила, по крайней мере, снести казармы, построенные рядом с аркой, и озеленить территорию справа от ступеней. Бомбардировки Второй мировой войны пощадили арку, но разрушили окружающую ее застройку, и особенно площадь Сан-Примиано, фоном для которой служил римский памятник; зеленая зона, однако, была спасена.
C другой стороны стену закрывает другая арка 1733 года. L'Arc Clementino Ancona - одно из свидетельств дорического периода творчества великого архитектора Луиджи Ванвителли. Она была возведен по предложению Ванвителли, в честь папы Климента XII, по воле сената Анконы, благодарного папе, который, истинный покровитель Анконы, даровал городу свободный порт, придав новый импульс светскому судоходству, и он поручил знаменитому архитектору перепроектировать порт. Так возникли Лазаретто и новый пирс. Арка Клементино - ворота в город со стороны моря; находится в том месте, где новый пирс вклинивается в древнеримскую пристань, на которой уже с I века нашей эры стояла арка Траяна.
По замыслу создателей проекта, арка Клементино должна была заслонить вид на языческую арку Траяна, на его аттике должна была быть размещена в благословение статуя Климента XII (о чем свидетельствуют оригинальные проекты Ванвителли) и отчеканена почетная медаль, изготовленная для реализации из Анконы и подаренная Папе, представляя собой, таким образом, вместе с собором на холме Гуаско, первое изображение, которое будет предложено мореплавателям при входе в дорическую гавань.
Затем в Риме была приобретена статуя благословляющего Папы, работы скульптора Августина Корнаккини (1738), которая была перевезена в Анкону. В тот момент стало ясно, что арочная конструкция, построенная из кирпича и с одной стороны обращенная к морю из травертина, не выдержит большого веса мраморной статуи. Поэтому, ожидая, пока найдутся финансовые средства на работы по укреплению и усилению конструкции арки, Сенат Анконы принял решение поместить статую, "временно", в центре Пьяцца Гранде, которая, из-за присутствия скульптуры, была немедленно переименована в Пьяцца дель Папа. Нет нужды говорить, что статуя Климента XII осталась там, где она стоит сегодня, то ли из-за хронической нехватки средств на перестройку Арки Клементино, то ли из-за любви, которую Анкона проявила к новому обустройству площади, которая приобрела монументальный и эффектный размах, отсутствовавший в прошлом.
С точки зрения эстетических эффектов, особенно на стороне, обращенной к морю, замечателен травертин. Выбор, который может показаться странным, оставив фасад в сторону города в простом кирпиче, можно понять, вспомнив, что арка служила входом из порта в город, и поэтому ее главный фасад, как обычно, был обращен наружу. Из-за смерти Ванвителли передняя часть осталась незавершенной; затем работы были возобновлены папой Бенедиктом XIV и поручены архитектору Филиппо Маркионни, который также завершил строительство нового пирса. <...........................>
В Государственном архиве в Риме и Историческом комунальном архиве в Анконе содержится довольно подробная информация об обстоятельствах, приведших к установке статуи Корнаккини на площади Пьяцца Маджоре. Первый документ - письмо конте Пьетро Бонарелли делла Ровере в Совет Анконы от 30 января 17376 года. Бонарелли пишет, что ему стало известно о намерении Папы Римского установить статую Константина вместо своей собственной в паперти Сан-Джованни ин Латерано, и при посредничестве "некоего синьора Томмазо Дерема, кавалера Инглезе" ему удалось убедить Папу сделать подарок городу Анкона в виде его собственной статуи. Статуя, о которой идет речь, была изготовлена Агостино Корнаккини. 1 апреля 1737 года статуя Константина была перевезена из Капитолия в портик Латерана, где она должна была заменить изображение папы, подаренное Анконе. Валезио не упоминает об установке статуи папы в Сан-Джованни. На момент публикации книги Джанбаттисты Гатти "Римская знать в честь Далии Сантиты ностро синьора Клементе XII" , она еще не была возведена.
По мнению Гатти, она предназначалась для высокой прямоугольной ниши в южной узкой части нартекса. Сегодня там стоит слишком маленькая статуя Константина с надписью CLEMENS XII PONT MAX POSITAE SIBI STATUAE LOCO . Большая статуя Корнаккини (высота 16 пальми по Валезио, 17 по Гатти, 16,5 по другим анконитским источникам) была явно изготовлена для этой установки: задняя часть фигуры очень плоская, очертания плеч, кажется, были адаптированы к прямоугольной нише, с небольшим наклоном головы вправо, статуя была обращена к человеку, входящему в базилику. За два дня до отправки статуи в Анкону было принято решение о месте ее установки. Выбор пал на площадь Пьяцца Маджоре.Пьяцца Маджоре, нынешняя площадь Плебисцито, не подходила для установки большой статуи. Она имеет форму широкой, круто наклоненной улицы, а не площади. На верхней узкой стороне находился фасад церкви Мадонны. Слева от нее на площадь вела улица, которая должна была оставаться открытой для движения в верхний городо.
Поэтому было невозможно превратить всю ширину части площади в систему ступеней, как это было сделано в Риме десятью годами ранее с возвышающимся рельефом перед Тринита-деи-Монти. Тем не менее, чтобы добиться единого дизайна, проектировщик комплекса в Анконе провел соединительную улицу вдоль левой, восточной стены площади и симметрично проложил вторую улицу вдоль правой стены площади, которая вела только до здания инквизиции и заканчивалась тупиком. Теперь между двумя улицами оставалось пространство для установки статуи в центре лестницы. Чтобы очертания фигуры не исчезали полностью на возвышении, ее нужно было поместить далеко в верхней части площади, чтобы хотя бы верхняя часть тела сидящей статуи была прикрыта фасадом церкви. Такое расположение соответствовало и особой форме статуи, которая изначально была задумана как фигура в нише с опущенной спиной. Верхняя часть площади принадлежала монастырю Сан-Доменико, чье разрешение на перенос статуи сюда было получено после долгих переговоров в ноябре 1738 года. В ответ на требования Конгрегации Буон Говерно, которая неоднократно требовала смету и чертежи, городские власти Анконы пытались оправдать высокую стоимость масштабной перестройки всей площади тем, что она будет служить не только для украшения города, но и для общественного блага. По бокам фигуры были запланированы два фонтана в виде извергающих воду дельфинов, ныне исчезнувших, из которых вода должна была поступать в корыто для лошадей, сохранившееся до наших дней у подножия ступеней.
Если верить гравюре, то это означает, что Arco Clementino незакончена, что это только торс запланированных фрагментов с венчающей статуей Климента XII..Гравюра Вази/Ванвителли посвящена кардиналу Нери Корсини и имеет дату 8 декабря 1738 года. Даже если принять во внимание время, необходимое для создания гравюры , нужно признать, что Ванвителли создал свой план, когда он уже не рассчитывал на то, что появится скульптура Корнаккини. К сожалению, в архивах Рима и Анконы нет информации о годе постройки Арко Клементино. 1735 (у Серра) и 1738 (у Наталуччи) - это только самые ранние и самые поздние возможные даты. Вероятно, она была создана в 1735/36 году. Если сравнить немногочисленные сведения о строительстве нового пирса с данными о фигуре Папы, которую должен был воздвигнуть город, то изначально нет никаких признаков противоречия между планами города и планами Ванвителли: в 1735 году последний начал строительство нового пирса, городской совет распорядился о статуе.
В 1735/3630 годах Ванвителли изготовил деревянную модель браччо, которая, безусловно, включала арку; в начале 1737 года город получил статую "для возведения на новом пирсе". В этом году Ванвителли пришлось перейти от палисадного фундамента к кессонному при продолжении строительства нового браччо из-за большей глубины воды. Первый кассон был установлен без проблем. Однако планы города отличались от планов Ванвителли не позднее постановления совета от 17 ноября 1737 года: статуя Климента XII теперь располагалась на площади Пьяцца Маджоре. Предшествовали ли этому решению разногласия с Ванвителли, возможно, из-за технических недостатков в конструкции пирса, не зафиксировано. Как бы то ни было, архитектор обрушил второй фундамент на пирсе в 1738 г. Шторм разрушил кессон, и 30 августа городу пришлось принимать меры по устранению ущерба. После этого Ванвителли, похоже, уже не удалось найти новый фундамент; видимо, он опасался, что работы будут отменены. Это также отражено в посвящении гравюры, в котором он просит своего покровителя о защите и покровительстве.<..............................>
На аэрофотоснимке, который, вероятно, был сделан во время полета на низкой высоте, изображена бывшая верфь, которая находилась прямо под городским холмом Анконы. На вершине холма видна церковь Сан-Кириако, которая была частично повреждена во время воздушных налетов. Прямо под ней за портовой стеной ("Лунгомаре Ванвителли") находится "Арко ди Траяно", а чуть дальше перед ней - "Арко Клементино". Траян выбрал адриатический город Анкону в качестве отправной точки для своих морских экспедиций и укрепил гавань внушительным пирсом. Бомбардировки пощадили арку, но разрушили окружающие здания, в частности площадь Сан-Примиано, на фоне которой возвышался римский памятник. Расстояние между аркой и морем постоянно увеличивалось в результате работ по расширению гавани и верфей.
Арко Клементино, также известная как "Порта Клементина", - это городские ворота, построенные только в XVIII веке. Сооружение представляет собой так называемые ворота города, которые видны из гавани, и было построено в форме триумфальной арки. Арка расположена в том месте, где Новый пирс пересекается с древним римским пирсом. Коллекция аэрофотоснимков с изображением итальянского портового города Анкона на Адриатическом море также была обнаружена в архивах ветеранов войны США. Эти аэрофотоснимки вряд ли связаны с „Trolley Mission“, хотя первые планы полетов показывают, что пролетали и другие города за пределами Германии, которые впоследствии не были включены в известные "северный маршрут" или "южный маршрут".
Эти аэрофотоснимки, предположительно, документируют разрушения города, нанесенные союзными войсками во время "Битвы за Анкону". В 1943-1944 годах Анкона несколько раз подвергалась бомбардировкам ВВС США в рамках подготовки к продвижению сухопутных войск союзников на север Италии. Не только сегодня, но и тогда гавань Анконы была одним из важнейших паромных портов на Адриатическом побережье. Из-за такого ст