Пойди туда, не знаю - куда


[email protected]/53059576659/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0190" target="_blank">



Заблудиться в таких лабиринтах - проще простого. Пока не было гугль мапса и смартфонов, я панически боялась задерживаться в узких улочках до темноты - они пусты и днем-то, а уж ночером можно звать но помощь пока не охрипнешь. И, бронируя отель не прямо на канале Гранде, я стараласъ изведать пути к нему посветлу. Карты мне здесь почему-то никогда не помогали.
[email protected]/53059805450/in/album-72177720309718421/" title="IMG_7501" target="_blank">


Толку от карты, если на домах не написаны названия улиц. А нумерация домов - вообще сквозная, не в пределах одной улицы, а в пределах раиона, если не всего города.
[email protected]/53059800670/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0195" target="_blank">

В Венеции есть свои собственные названия улиц, переулков и тропинок, которые отличаются от привычного итальянского "via". Фондаменте - это дорожка, проходящая вдоль канала. Улицы и переулки называются calle, calletta (маленькие) и calleselle (очень узкие). Термин происходит от латинского calle - путь, переулок. Кампо - это площадь, большая или маленькая. Листы - это также улицы, например, Лист ди Спанья, где белые камни обозначают границу перед дворцом дипломатических послов.
[email protected]/53059800690/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0196" target="_blank">

Здесь, на задворках официальной Серениссимы, вообще не думается о том, что существовала сторона парадно-выходная, официальная и чопорная. Венецианские патриции вкупе с дожами - они где-то далеко, здесь можно жить без оглядки на "танцы с бубном" и дворцовый этикет.
[email protected]/53059578049/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0197" target="_blank">


Любимый Петя Ваиль, любивший Венецию и вернувшийся сюда навечно, писал о ней следующее: Венеция поражала всех и всегда иной концепцией города. Идея рва с водой, окружающего городские стены, была здесь возведена в немыслимую степень, сделавшую стены ненужными. Растущие из воды дома, улицы-каналы, превращение глади в твердь - сообщают городу и его жителям сверхъестественные свойства.
[email protected]/53059779705/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0199" target="_blank">


"В Венецыи лошадей и никакого скота нет, также корет, колясак, телег никаких нет, а саней и не знают", - писал в XVII веке стольник П.Толстой, и обратим внимание на завершение фразы: тут и недоумение, и зависть, и неубедительная попытка превосходства. Через столетия проходит в неизменном виде этот сгусток чувств, в наборе возможный лишь перед лицом непонятного иного. Как просто сказал о Венеции Петрарка: mundus alter - "другой мир".
[email protected]/53058829442/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0202" target="_blank">

В Венеции все не так: площадь - не пьяцца, а кампо (пьяцца только одна - Сан-Марко), улица - не виа, а калье. О стены домов бьется вода, и дивно представлять, как все здесь стоит на сваях, что под одной только церковью Санта Мария делла Салюте миллион этих столбов, привезенных с Балкан. Непрочность основы - дна лагуны - сказывается во множестве покосившихся зданий. В 1445 году один умелец взялся выпрямить колокольню Сан Анджело своим секретным способом: башня выпрямилась, но на следующий день рухнула, и архитектор по имени Аристотель Фьораванти сбежал в Москву, где построил Кремль.
[email protected]/53059579289/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0204" target="_blank">


Кривизна - знак Венеции. Потому и не пришелся ко двору одержимый симметрией Палладио: заявленная верность природе оборачивается насилием над ней. А здесь даже площадь Сан-Марко - не прямоугольник, а трапеция.
[email protected]/53059781235/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0205" target="_blank">

В Венеции тихо. Подозрительно тихо для города, набитого туристами. Поздним вечером слышен дальний плеск рыбы, да разве еще выпадет такая удача, что по каналу проплывет нанятая японцами кавалькада гондол с пением под аккордеон и протяжными криками "О-о-й!" на поворотах.
[email protected]/53059876423/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0207" target="_blank">

Когда вся Европа пряталась в крепостных дворцах с избяными окошками в толстых стенах, здесь, под защитой воды и флота, позволяли себе роскошь широких окон и открытых балконов. Роскошь била в глаза - яркая, полувосточная: через Венецию шла торговля с Азией и Африкой. В городе было полно экзотических вещей и людей: рабы-мусульмане импортировались для обслуги, охраны, услады. В карпаччовской толпе - черные и смуглые лица, тюрбаны, жемчуга, золотые и пурпурные одежды. Как на современном венецианском карнавале, где нет поделок из марли и картона, где в ходу шелк, кожа, парча.<.............................>
[email protected]/53058835517/in/album-72177720309718421/" title="IMG_7504" target="_blank">

Петляя по узким улочкам, мы незаметно приближаемся к одной из точек, которую я наметила нам еще на этапе планирования. Удивляет, что мы вообще дошли хотя бы до одной из дет, что показал мне гугль еще до отъезда потому, что я давно уже отбросила идею построения точных венецианских маршрутов. Направление - да, а маршруты получаются сами собой такие, какие получаются.
[email protected]/53059799620/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0208" target="_blank">

Церковь Са́нта-Мари́я-дей-Мира́коли (итал. La chiesa di Santa Maria dei Miracoli, дословно — «Церковь Святой Марии Чудес») — церковь в Венеции эпохи раннего Возрождения в сестиере (районе) Каннареджо. Известна также как «мраморная церковь» (chiesa di marmo).
[email protected]/53059893973/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0210" target="_blank">

Во второй половине XV века в доме торговца из Ломбардии Анджело Амади находился живописный образ Мадонны. Жители этого района Венеции считали его чудотворным, и приходили в дом просить о многочисленных милостях. Поэтому возникла необходимость воздать должное Святой Деве, сооружением, достойным Её чудес.
[email protected]/53059597054/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0211" target="_blank">


Проект был поручен архитектору Пьетро Ломбардо, который с помощью своих сыновей Туллио (1455—1532) и Антонио Ломбардо (1458—1516) спроектировал и построил за восемь лет этот небольшой храм (1481—1489). Церковь была освящена 31 декабря 1489 года, но отделка длилась до 1494 года.
[email protected]/53059782245/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0213" target="_blank">

В 1990—1997 годах, в течение долгих семи лет, церковь была полностью отреставрирована. Она является частью ассоциации «Chorus Venezia» (организация, целью которой является сохранение церквей Венеции).
[email protected]/53059604689/in/album-72177720309718421/" title="IMG_7506" target="_blank">


Церковь Санта-Мария-дей-Мираколи замечательна мраморной облицовкой внутри и снаружи, резьбой и инкрустацией из разноцветного мрамора: квадратами, крестами, кругами. По преданию на строительстве использовали мрамор, оставшийся от возведения Собора Святого Марка: тосканский павонацетто (с тёмными прожилками), истрийский камень, зеленоватый змеевик, мраморы жёлтого и красно-коричневого оттенков. Купол церкви построен в 1528 году и увенчан пятьюдесятью портретами пророков и святых.
[email protected]/53059877408/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0214" target="_blank">

Церковь часто сравнивают с драгоценной шкатулкой. Этому способствует необычный полуциркульный (лучковый) фронтон с большими круглыми розетками на фасаде церкви. Фасад обработан пилястрами коринфского ордера на первом ярусе и ионического ордера с необычными капителями на втором, и изящными архивольтами. В малом лучковом фронтоне над входным порталом церкви установлен горельеф — бюст Мадонны с Младенцем работы Джованни Джорджио Ласкариса (1480).
[email protected]/53059892838/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0215" target="_blank">


Церковь имеет один большой неф, перекрытый коробовым резным деревянным сводом, состоящим из пятидесяти двух позолоченных кессонов с живописными изображениями сивилл и пророков, и приподнятый пресбитерий с лестницей, ведущей на антресольный этаж, украшенный четырьмя статуями: святых Антония Падуанского и Кьяры, архангела Гавриила и сцены Благовещения, а также двумя многоугольными кафедрами из полихромного мрамора работы Пьетро Ломбардо при сотрудничестве сыновей.
[email protected]/53058811847/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0216" target="_blank">

Пол, как и стены внутри, также выложены разноцветным мрамором. Рельефами покрыты пилястры базы и постаменты. На главном алтаре находятся две бронзовые статуи работы Чезаре Гроппо: святых Петра и Антония, которые обрамляют маленькое «чудесное» панно, изображающее Мадонну, стоящую на цветущем лугу на красном фоне с Младенцем Иисусом на руках
[email protected]/53058835612/in/album-72177720309718421/" title="IMG_7505" target="_blank">

Примечательно, что в архитектуре Архангельского собора, расположенного на Соборной площади Московского Кремля, построенного в 1508 году по проекту итальянца Алевиза Нового, встречаются аналогичные элементы: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы и, согласно реконструкции В. Н. Меркеловой, сочетание малых и больших круглых окон-розеток в центральном люнете западного фасада (сохранились в изменённом виде) Подобные приёмы продемонстрированы также на южном фасаде венецианской Скуолы Гранде ди Сан-Марко (архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи, 1485—1505)
[email protected]/53059877778/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0217" target="_blank">

Венеция в цветах азалий - еще более прекрасна, чем обычно. Земли здесь мало и использовать ее для озеленения могут очень немногие. ТЕм ярче ощущается сладкий запах цветов даже из внутренних садиков.
[email protected]/53059412376/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0220" target="_blank">




Генри Джеймс писал, что Венеция похожа на квартиру с множеством коридоров и гостиных. Здесь без конца перемещаешься внутри и ни разу толком не выходишь наружу, даже на улице нет признаков внешнего.
[email protected]/53058812592/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0223" target="_blank">

Здесь редко встречается живность, бесхозно бродящая сама по себе. На Бурано нам встречалось куда больше кошек. Но если вспомнить, что Бурано в общем более живой и жилой остров, чем все венецианские вместе взятые, удивление исчезает.
[email protected]/53059397971/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0224" target="_blank">



Раньше мне не попадались на глаза венецианские легенды. А они имеются, на любой вкус. Ну вот например: В 1507 году молодой пекарь нашел в темном переулке Венеции труп в луже крови на земле. По наивности он поднял лежавший рядом нож. В этот момент из окна выглянула женщина, увидела фигуру с ножом в руке, стоящую над трупом, и закричала. Полиция быстро прибыла на место и арестовала пекаря. Его пытали до тех пор, пока он не признался в совершении преступления. Это был его смертный приговор.
[email protected]/53059593269/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0232" target="_blank">



И сегодня фраза "Recorderve del povero fornareto" (на венецианском диалекте) часто звучит, когда кто-то выносит поспешный приговор. Кроме того, в память о невинном человеке на месте его казни были установлены две свечи, которые горели каждую ночь от заката до рассвета. С тех пор эти свечи были заменены электрическими фонарями, но они по-прежнему светят каждую ночь.
[email protected]/53059582724/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0235" target="_blank">

Тем временем узкие калле привели нас на площадь. Это место на карте меня тоже заинтересовало на этапе планирования, но я были нисколько не уверена, что мы сюда попадем.
[email protected]/53059591989/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0239" target="_blank">






[email protected]/53059400881/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0246" target="_blank">


На главном фасаде работы Доменико ди Пьетро Грациоли да Сало, обращенном к каналу, сохранился портал церкви-предшественницы XII века. Он обрамлен ионическими колоннами, и в нем находится саркофаг со статуей генерального капитана да Мар Винченцо Капелло, умершего в 1541 году.
[email protected]/53059590304/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0250" target="_blank">

По всей длине фасада видны гербы семьи Капелло. Северный фасад в стиле барокко, построенный в 1604 г., сочленен коринфскими и ионическими колоннами. Над порталом расположено окно-роза и фронтон. Здесь же увековечены бюстами три члена семьи.
[email protected]/53059405771/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0251" target="_blank">


У входа в Кампанилу находится рельеф гримасничающей маски, которая особенно не понравилась Джону Рёскину: "Высокая, нечеловеческая и чудовищная - с развратным и звериным оскалом - слишком отталкивающая, чтобы ее можно было нарисовать или описать... эта голова несет в себе злой дух, которому подверглась Венеция".
[email protected]/53059585134/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0252" target="_blank">

Интерьер церкви завораживает световым эффектом бело-серых тонов и простором, открывающимся со всех сторон. Важными произведениями искусства в церкви являются триптих "Милосердие" Бартоломео Виварини (1473 г.), созданный под влиянием Андреа Мантеньи, полиптих "Святая Варвара с Пьетой и святыми" 1523 г., считающийся одним из главных произведений Пальма иль Веккьо, напротив - "Тайная вечеря" Леандро Бассано конца XVI в., а также Мадонна со святым Франциском Ассизским работы Пальма иль Джоване и "Богоматерь Утешение" или "Лепанто", венето-критская икона XVI века.
[email protected]/53059589274/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0253" target="_blank">

В оратории церкви до сих пор хранится картина Доменико Тьеполо "Мадонна с младенцем и святым Домеником". Церковь принадлежит Хоре, объединяющей более 15 церквей Венеции.
[email protected]/53059790835/in/album-72177720309718421/" title="DSC_0254" target="_blank">

|
</> |