Племя
matsea — 11.07.2023Сейчас все любят посыпать пеплом голову по поводу наших бедных индейцев, у которых типа отобрали страну, загеноцидили — и все такое. Ну, и действительно, с индейцами все получилось несколько неудачно. Хотя сейчас-то уже все ничего — они уютно сидят во всяких красивых местах, вроде Большого Каньона, делают хорошие бабки на продаже бирюзы в серебре да ренте великов — а во время ковида они с наслаждением гоняли бледнолицих со всех своих роскошных скал. Так что все наладилось. Но все же им пришлось нелегко - и осталось их как-то мало.
И на самом-то деле, бледнолицие ничего такого не хотели. Они честно хотели договориться. Как-то все поделить, какие-то земли взять себе, какие-то оставить индейцам — Америка в общем-то здоровая — казалось, всем хватит. И они каждый раз договаривались. Но потом каждый раз оказывалось, что у индейцев в культуре нет такой концепции, такого понятия — договор.
Причем индейцев было много разных, и индейцами они себя, конечно же, не называли. А называли типа сиу, или навахо, в наших краях вот жили чипева, а у Фенимора Купера имелись магикане — а также ирокезы и гуроны. Почти все эти названия племен обозначают «люди». На соответствующих языках.
Так вот, у «людей» не существовало представителей, с которыми о чем-то можно было договориться. Ну, т.е. договориться-то можно было – и бледнолицие этим дисциплинированно занимались. Периодически появлялись «люди», называвшие себя вождями – и собственно, являвшиеся таковыми. Вожди ставили какую-то отметку или кляксу на предложенном им документе. Потом они забирали все, что бледнолицие готовы были им предложить – ткани, ружья, гвозди, сбрую, иглы, швейные машинки зингер, огненную воду – и уезжали в закат.
Этим «людям» не приходило в голову, что содержание документа их к чему-то обязывает. И даже если б это им пришло в голову – результат был бы тот же. Потому что вожди не занимались какой-то там политикой или стратегией. Они совершали рейды, привозили добычу (или удирали не солоно хлебавши), а потом наслаждались жизнью и трахали своих женщин – до следующего рейда. Концепция долгосрочных договоров в их жизни отсутствовала. Ну, т.е. можно собраться вместе с дружественным племенем, совместно поплясать и покурить, двинуть в рейд, поделить захваченное — и разойтись. Все.
Так что вождь вполне мог отдать бледнолицым кусок прерий – почему нет. Ведь сегодня его «людей» там нет. А тот факт, что завтра они там будут... причем тут вообще. Мало ли что будет завтра. И если завтра «люди» туда захотят, смешно пытаться остановить их при помощи какого-то странного куска бумаги, на котором кто-то из вождей зачем-то поставил кляксу. А если кто-то из бледнолицых в этих прериях уже чего-то зачем-то успел посеять – ну чо, ну плохо.
А потом происходят несчастья, о которых «люди» слагают свои саги. «Людям» приходится очень туго. Правда все в конце концов налаживается – более или менее – но на это уходят поколения.
В общем, как там у Мирзаяна «ибо там где пришли вожди – там не народ, а племя». И дальше тоже в тему:
Третий Рим, слышишь грохот струн? -
Это старая бродит сила.
В наших жилах очнется гунн,
Когда нас позовет Аттилла.
Мы пойдем, расправляя грудь,
Открывая ногами двери, -
Нам уже озаряет путь
Красный закат империй.
И, как знамя подняв топор:
Выйдем к счастью рубить дорогу,
Заметая хвостами сор,
И шагая с конвоем в ногу.
|
</> |