Гордый не избежит тьмы, так как не ищет света правды

топ 100 блогов gregoriusmagnus06.05.2017

Гордый не избежит тьмы, так как не ищет света правды

«Он не должен быть населен, не уцелеет богатство его, и не прорастет его корень в земле» (Иов. 15:29)[1].

Здесь сказано: «Он не должен быть населен», но в некоторых других переводах я находил в таком виде «он не должен быть обогащен»; но смысл двух разных выражений не противоречив, хотя фразеология и отличается. Ибо является «обогащенным» добродетельными достижениями тот, чей ум «населен» Всемогущим Богом. Но мысли гордого человека не могут быть «населены» милостью своего Творца, и потому, безусловно, он не «обогащается» добродетелями. А по поводу того, что он пуст внутри, надо сказать: «Он не должен быть населен…». Но, по отношению к тому, что он распухает от обладания вещами, которые имеют временный характер, справедливо добавлено: «…не уцелеет богатство его…». Как если бы это было сказано простыми словами: «Ему казалось, что он имеет то, что внешне временно необходимо, а то, что вечно, он не имел». И, следовательно, справедливо приобщается: «…не прорастет его корень в земле». Дерево, которое не имеет корня в земле, падает на землю от малейшего дуновения ветра. И каждый гордый человек, когда он «укрепился против Всемогущего Господа», тогда как он «…бежит на Него, возведя шею…», и когда он «…вооружен крепкой шеей» (Иов. 15:25-26)[2] против Создателя, видно, что он находится в положении дерева, не имеющего корня, потому что гибнет от легкого дыхания, т.к. в тайном приговоре его жизнь не имеет корня. Но, если в этом отрывке мы понимаем слово «земля» как Вечную Страну, о которой говорит пророк: «…часть моя на земле живых» (Пс. 141:5), то злой человек не «прорастет своим корнем в земле», потому что он никогда не сеет мысли своего сердца в желании вечной жизни. Ибо то, что есть корень для дерева, то же самое есть и мысль для каждого человека в его собственном сердце; ибо то, что видно внешне, есть следствием того, что снаружи не видно. И пророком сказано: «…пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» (Ис. 37:31). Ибо, когда мы сочувствуем ближнему, направляя нашу мысль к милосердию, мы как будто укореняемся, чтобы, возможно, получить плод вознаграждения свыше.

Далее следует: «Он не уйдет от тьмы…» (Иов. 15:30)[3].

Если гордый человек был бы надоумлен отвернуться от греха к праведности, он мог бы «уйти от тьмы». Но, так как он не ищет свет правды, он не уйдет от тьмы. Также и те, кто, следуя его примеру, прикрепили себя к нему, дыша жаждой земных достижений, возгораются в сердцах факелами скупости и сгорают на кострах плотских желаний. И добавляется: «…иссушит пламя его ветви…» (Иов. 15:30)[4]. Ибо, если бы он объединил в себе тех, кто ищет Вечную Страну, он вмещал бы зеленые «ветви» в себя. Но те, кто соединен с гордым человеком, тоже распаляются земными страстями, и пламя этих страстей сжигает сердца его последователей, поэтому «…иссушит пламя его ветви…», ибо они те, кто задыхаются во зле. И хорошо продолжено: «…И дыханием уст его он будет забран» (Иов. 15:30)[5].

Гордый человек, чем он более успешен в этой жизни, тем более бесстыдную свободу позволяет своему языку, так, что, произнося всякого рода плохие слова, не воспринимает ни одного другого человека с его словами, ранит их оскорблениями, призывает на них проклятия. Но, иногда, он уносится в богохульстве и против своего Творца, как сказано псалмопевцем: «поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле» (Пс. 72:9). Потому и богатый, например, человек, находясь в огне, умоляет, чтобы капля воды упала на его язык с перста Лазаря. Из этого обстоятельства становится понятно, что от того, в чем человек наиболее грешил, он будет тем яростнее страдать. Поэтому правильно сказано: «…И дыханием уст его он будет забран», потому что он получит наказание в той мере, в какой он не сдерживал дыхание уст в страхе Божием.




[1] Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его.

[2] за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими;

[3] Не уйдет от тьмы…

[4] …отрасли его иссушит пламя

[5] …и дуновением уст своих увлечет его.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В последнее время его называют не иначе как майор Черкасов – по имени главного героя детективных сериалов «Мосгаз», «Паук» и др. Несколько дней назад состоялась премьера нового сезона «Мосгаз. Дело №8». Хотя к тому моменту, когда он впервые появился на экранах в этом образе, Смоляков ...
...
...
Тут есть кое-что занимательное. Если это смертный медальон , которым помечали погибшего, то примечательно слово на боковой части: ΗΛΤΑ [ILTA] Это слово до сих пор используют в повседневной речи финны, ILTA — вечер ( ~ ночь, смерть ).* ...
Ташкент. 1925 г. Комиссия Средазкомстариса по свидетельствовании «Корана Османа» в первом узбекском музее. Слева направо; Зав. секцией охраны старины И. И. Умняков, Зав. музейной секцией профессор А. М. Миронов, директор первого узбекского музея Измайлов, сотрудник первого Узбекского ...