Гордый не избежит тьмы, так как не ищет света правды

Гордый не избежит тьмы, так как не ищет света правды
«Он не должен быть населен, не уцелеет богатство его, и не прорастет его корень в земле» (Иов. 15:29)[1].
Здесь сказано: «Он не должен быть населен», но в некоторых других переводах я находил в таком виде «он не должен быть обогащен»; но смысл двух разных выражений не противоречив, хотя фразеология и отличается. Ибо является «обогащенным» добродетельными достижениями тот, чей ум «населен» Всемогущим Богом. Но мысли гордого человека не могут быть «населены» милостью своего Творца, и потому, безусловно, он не «обогащается» добродетелями. А по поводу того, что он пуст внутри, надо сказать: «Он не должен быть населен…». Но, по отношению к тому, что он распухает от обладания вещами, которые имеют временный характер, справедливо добавлено: «…не уцелеет богатство его…». Как если бы это было сказано простыми словами: «Ему казалось, что он имеет то, что внешне временно необходимо, а то, что вечно, он не имел». И, следовательно, справедливо приобщается: «…не прорастет его корень в земле». Дерево, которое не имеет корня в земле, падает на землю от малейшего дуновения ветра. И каждый гордый человек, когда он «укрепился против Всемогущего Господа», тогда как он «…бежит на Него, возведя шею…», и когда он «…вооружен крепкой шеей» (Иов. 15:25-26)[2] против Создателя, видно, что он находится в положении дерева, не имеющего корня, потому что гибнет от легкого дыхания, т.к. в тайном приговоре его жизнь не имеет корня. Но, если в этом отрывке мы понимаем слово «земля» как Вечную Страну, о которой говорит пророк: «…часть моя на земле живых» (Пс. 141:5), то злой человек не «прорастет своим корнем в земле», потому что он никогда не сеет мысли своего сердца в желании вечной жизни. Ибо то, что есть корень для дерева, то же самое есть и мысль для каждого человека в его собственном сердце; ибо то, что видно внешне, есть следствием того, что снаружи не видно. И пророком сказано: «…пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» (Ис. 37:31). Ибо, когда мы сочувствуем ближнему, направляя нашу мысль к милосердию, мы как будто укореняемся, чтобы, возможно, получить плод вознаграждения свыше.
Далее следует: «Он не уйдет от тьмы…» (Иов. 15:30)[3].
Если гордый человек был бы надоумлен отвернуться от греха к праведности, он мог бы «уйти от тьмы». Но, так как он не ищет свет правды, он не уйдет от тьмы. Также и те, кто, следуя его примеру, прикрепили себя к нему, дыша жаждой земных достижений, возгораются в сердцах факелами скупости и сгорают на кострах плотских желаний. И добавляется: «…иссушит пламя его ветви…» (Иов. 15:30)[4]. Ибо, если бы он объединил в себе тех, кто ищет Вечную Страну, он вмещал бы зеленые «ветви» в себя. Но те, кто соединен с гордым человеком, тоже распаляются земными страстями, и пламя этих страстей сжигает сердца его последователей, поэтому «…иссушит пламя его ветви…», ибо они те, кто задыхаются во зле. И хорошо продолжено: «…И дыханием уст его он будет забран» (Иов. 15:30)[5].
Гордый человек, чем он более успешен в этой жизни, тем более бесстыдную свободу позволяет своему языку, так, что, произнося всякого рода плохие слова, не воспринимает ни одного другого человека с его словами, ранит их оскорблениями, призывает на них проклятия. Но, иногда, он уносится в богохульстве и против своего Творца, как сказано псалмопевцем: «поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле» (Пс. 72:9). Потому и богатый, например, человек, находясь в огне, умоляет, чтобы капля воды упала на его язык с перста Лазаря. Из этого обстоятельства становится понятно, что от того, в чем человек наиболее грешил, он будет тем яростнее страдать. Поэтому правильно сказано: «…И дыханием уст его он будет забран», потому что он получит наказание в той мере, в какой он не сдерживал дыхание уст в страхе Божием.
[1] Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его.
[2] за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими;
[3] Не уйдет от тьмы…
[4] …отрасли его иссушит пламя…
[5] …и дуновением уст своих увлечет его.