Голубой — для мальчиков, розовый — для девочек
luvida — 16.07.2020Вряд ли для меня новорождённой родители выбирали одеяльце и
пелёнки по цвету.
Ой, да и я своих пацанят строго в голубой не наряжала.
Правда, и без розового обошлось, потому что я сама розовый
недолюбливаю...
А вот с 80-х примерно эта мода и у нас началась: голубой —
для мальчиков, а для девочек — розовый.
Интересно — почему?
Откуда это?
Белое платье – детская одежда-унисекс из XVIII века
Исследователи считают, что долгое время главным в детской одежде была практичность. На выбор влияли три фактора: дети очень быстро растут, часто пачкаются, и их в семье много.
Родители шили и покупали вещи, которые за первым ребенком будет
донашивать второй, четвертый и седьмой, независимо от пола.
Идеальным вариантом детского гардероба долгое время оставалось
платье: в нём можно быстро сажать малыша на горшок, переодевать
его, подмывать, а неокрашенную или белую вещь намного проще стирать
и чистить от пятен домашними средствами.
Вот почему на старых картинах и фотографиях трудно отличить маленьких мальчиков от девочек. И те и другие одеты в белые платья, да еще и с длинными волосами.
Одна из легенд гласит, будто разделение цветов началось с легкой
руки императора Российского Павла I.
По его указу все великие княжны при рождении награждались орденом
святой Екатерины (красная орденская лента), а великие князья –
орденом Андрея Первозванного (синяя орденская лента).
Вот и стала высшая аристократия наряжать девочек в розовое, а
мальчиков в синее.
Однако это лишь легенда, и разделение детских вещей по цветам
для мальчиков и девочек произошло намного позже.
Маркетинговый ход?
Судя по всему, это разделение впервые появилось в конце XIX века
в США — как маркетинговый ход.
Если внушить покупателю, что вещи старшего сына не подходят младшей
дочке просто потому, что она девочка, и ей нужно все то же самое,
но другого цвета, можно продать немало пеленок, игрушек, колясок и
так далее.
Какой цвет для кого? Единодушия не было.
Сохранились каталоги крупных магазинов, задававших моду всей
стране. Часть рекомендовали голубой для девочки, потому что это
нежный цвет, наводящий на мысли о хрупкости и невинности.
Мальчикам советовали покупать вещи розового цвета, ведь он более
сильный и активный, родственный красному.
Однако в каталогах других магазинов можно найти и
противоположные рекомендации: розовый для девочек, голубой для
мальчиков.
Встречались и советы другого характера: голубой подходит для
светлокожих и голубоглазых детей, розовый – для кареглазых,
брюнетов и брюнеток.
Разноголосица продолжалась до середины XX века, когда сложилась знакомая нам довольно жесткая норма.
Несколько версий, почему так, а не иначе
Версия 1
В 1921 году американский миллионер Генри Хантингтон приобрел две
картины: «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо и «Сара Баррет
Маултон: Пинки» Томаса Лоуренса. Пресса много писала об этой
покупке и полотнах. Есть версия, что образованные родители того
времени, подражая известным картинам, постепенно начали одевать
сыновей в синее, а дочек в розовое, считая, что это многовековой
обычай.
Версия 2
Одна исследовательница предположила, что роль сыграло увлечение
американцев всем французским.
Она считает, что розовый для девочек, голубой для мальчиков –
традиционное для Франции деление (в католических частях Германии и
в Бельгии – наоборот). Видевшие во французских обычаях образец
хорошего вкуса, американцы переняли и эту манеру одевать детей.
Версия 3
Предполагается, что новое отношение к цвету связано с событиями
времен Второй Мировой войны. Когда больше шести миллионов женщин
заняли место мужчин на производстве, им пришлось переодеться.
Женщины на фотографиях и плакатах того времени одеты в синее.
Так синий цвет оказался связан с мужским трудом и мужской ролью в
обществе.
Когда война закончилась, а женщины вернулись к мирной жизни,
реклама сыграла на этом: синий – для мальчиков, значит, розовый –
для девочек.
Следующее поколение – молодежь 1960-х годов, хиппи – отвергло жёсткие представления своих родителей о том, что «нормально» и «положено» делать. Вместо шаблона о розовом и голубом молодые родители 1960-х приняли идею «нейтральной» одежды, внешнего вида и предметов для детей.
Но когда выросли эти дети с «нейтральным» детством и в 1980-е годы завели свои семьи, они вернулись к розовому и голубому, как их бабушки и дедушки.
В те годы быстро набирали популярность исследования УЗИ, позволившие родителям узнавать пол еще не родившегося ребенка, а маркетологам – играть на восторге и других сильных эмоциях будущих мам и пап.
Исследователи считают, что именно в 1980-х годах закрепилось деление на «девчачий розовый» и «мальчиковый голубой» – с тех пор оно держится трудами маркетологов и всесильной рекламы.
|
</> |