"Гобеленизация"

"Современники находили, что картина похожа на гобелен; в то время это вовсе не означало, как в наше, что-либо лестное".
Одной короткой фразой Бенуа описал очень важный процесс, происходивший во второй половине 19 века в живописи. Поверхность картины начинает цениться всё больше сама по себе и картина превращается в подобие гобелена, или витража, или эмали (последнее нашло отражение в самом названии клуазонизма). Отсюда всё возрастающая роль мазков и цветовых пятен и не так уж важно, что эти мазки, или пятна изображают.
Но в главной картине Иванова "гобеленистость" была заметна разве что действительно его современникам. Куда более яркий пример такого рода - созданная примерно в те же годы, но за несравненно короткий срок "Офелия" Милле.

Дж. Э. Милле
Далее тем же путём и почти независимо друг от друга идут и символисты и импрессионисты (и все, кто из них вырастает) и даже многие кондовые реалисты.

Г. Моро

К. Моне

П. Гоген

М. Фортуни

И.И. Шишкин

М.А. Врубель
А на рубеже 19-20 столетий, в эпоху ар-нуво "гобеленизация-витражизация" достигает пика
|
</> |