Глухово (Ногинск). Репортаж в жанре "треш"
moscow_i_ya — 12.03.2020Уверена, что эти места можно показать совсем по-другому. Мне даже неловко перед Ногинском - который объективно далеко не самый
плохой подмосковный город: я постараюсь сделать вторую половину своего репортажа про Ногинск более оптимистичной. Но когда я посмотрела, что наснимала в Глухове - промышленном районе Ногинска - то поняла, что "нормального" рассказа не получится.
Мы ехали в Ногинск смотреть промышленную архитектуру рубежа веков - очень неожиданную и интересную, судя по тому, что мы уже видели в Егорьевске и Твери. Ногинск показался менее интересным: то ли так и есть, то ли мы не все нашли, а может быть, просто с погодой не повезло.
Ногинск, как и Тверь и Орехово-Зуево, связан с кланом текстильных фабрикантов Морозовых. Основатель клана, Савва Васильевич Морозов (1770-1860), родился крепостным, а умер крупнейшим текстильным фабрикантом, По легенде, его огромное состояние началось с пяти рублей, подаренных барином по случаю свадьбы. Его четыре сына стали основателями четырех кланов Морозовых. Из Орехово-Зуевских Морозовых вышел наверное самый известный член клана - Савва Тимофеевич Морозов, внук Саввы Васильевича. Но наш рассказ сегодня не о нем.
Богородская (Глуховская) мануфактура досталась клану Захаровичей (по имени сына Саввы, Захара) и наибольшего расцвета достигла при Арсении Ивановиче Морозове, фабрику и усадьбу которого мы сегодня посмотрим. Но на всякий случай: его не нужно путать с Арсением Абрамовичем Морозовым, сыном Варвары Морозовой-Хлудовой, владелицы Тверской мануфактуры, благодяря которому в Москве появился необычной красоты особняк на Воздвиженке. Понимаю, что я вас запутала, но... такой разветвленный клан.
Так вот, возвращаясь к Арсению Ивановичу Морозову (1850-1932). Был успешным фабрикантом, очень религиозным человеком, старообрядцем. Образование получил в Англии, в управление мануфактурой вступил в 1890 году. При нем в Глухове были построены корпуса фабрики, общежития для рабочих, особняки для иностранных специалистов и инженеров, школы и церкви, а также дом самого Арсения Ивановича.
После революции фабрика и дом Морозова были национализированы, а Арсений Иванович продолжал жить поблизости. После того, как мануфактуру отобрали у Морозова, производство резко пошло на спад. По легенде, бывший владелец фабрики в эти годы любил остановить шедшего навстречу рабочего, бил палкой о землю и с ехидством спрашивал: «Что, дождался своей власти, чорт-дурак, а фабрика – встала?».
Так или иначе он умер своей смертью (что для бывшего фабриканта следует считать большой удачей), а фабрика просуществовала до 2000 года, когда обанкротилась окончательно.
Ну а мы, когда ехали в Глухово из центра Ногинска, сошли с автобуса в самом начале промзоны и увидели нечто, что, по-видимому, к Морозовым отношения не имеет.
2.
3.Потом показалась церковь, очевидно новодельная, но за ней уже была видна старая труба.
4.Переходим по мосту реку Клязьму; у реки - памятник-самолет СУ-27
5.Желтый дом - литейно-механический завод (1934), а за ним - бывшая Глуховская электростанция (1915), ныне торговый дом "Морозовский" с рестораном "Савва"
6.Он же, вид с Черноголовского пруда
7.А пруд хорош...
8.Основное здание Глуховской мануфактуры: 1906-1908, архитектор Александр Кузнецов
9.
10.Рядом, на берегу пруда расположен особняк Арсения Морозова (1907-1908, архитектор Кузнецов). Недавно он отреставрирован и в нем открылся музей. Судя по фото, внутри прекрасные интерьеры.
Я предполагала, что музей работает лишь для организованных групп, но не ожидала, что глухой забор скроет из виду большую часть дома. Увы...
11.
12.
13.
14.А этот чудесный дом мы обнаружили в поселке неподалеку.
15.
16.По другую сторону от моста через Клязьму, с которого анчинается Глухово, находятся корпуса бывшей отбельно-красильной фабрики, появившейся еще при сыне Саввы Морозова и кончавшейся в 2000 году.
17.
18.Здесь мы обнаружили бывший казармы для рабочих (сейчас из назвали бы общежитиями)
19.На фабрике работал человек, который дал свое имя городу
20.Мы зашли на территорию бывшей фабрики
21.Здесь находятся городские коммунальные службы и соответствующий памятник
22.
23.
24.
25.
26.
27.Последний кадр я делаю с железнодорожной платформы, с которой мы укезжаем в Москву.
Вот такое странное место - Глухово