Самая старая трамвайная остановка и другие радости Тимирязевской
moscow_i_ya — 20.02.2020Трамвайная остановка "Красностуденческий проезд" отреставрирована в 2018 году и смотрится действительно красиво. Она считается старейшей трамвайной остановкой Москвы, правда возраст ее оценивают по-разному: то ли конец XIX века, то ли 20-е (30-е?) годы века ХХ-го.
Дело в том, что трамвайная линия существует здесь с 90-х годов XIX века: трамвай шел до Петровской земледельческой академии (ныне сельхозакадемия имени Тимирязева), и в конце XIX века был построен остановочный павильон.
В 1936 году установлен новый павильон (но есть версии, что отреставрирован старый) по типовому проекту Евгения Шервинского. Есть мнение, что это - мини-копия вокзала в Павловске. Имя архитектора я узнала впервые, но он заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. Тем более, что на нашей небольшой прогулке мы встретились с его работами дважды. Но давайте сначала закончу с историей остановки.
Остановка пережила пожар, естественное старение и постепенно разваливалась. Но все же от нее осталось существенно больше, чем от ее сверстников, и в 2013 году она получила статус объекта культурного наследия. А дальше ее выставили на аукцион для реставрации и последующей льготной аренды. Выиграла аукцион индивидуальный предприниматель Анна Паничкина.
2.
История реставрации остановки - почти рождественская, что там правда, что домысел - не мне судить, но факт, что отреставрированная остановка стоит и украшает город.
Анна родом из Ярославля, но Москву считает своим домом. По работе она отслеживает тендеры и однажды увидела документы на остановку.
«Я приехала взглянуть и влюбилась, — вспоминает она. — Не успела осмотреться, как стали подходить люди, расспрашивать. Я говорю: «Хотела бы ее отреставрировать». А они: «Давно пора, мы будем так рады!»
«Она была в ужасном состоянии, — говорит Анна. — Она бы просто погибла. И хотя мне все обошлось дороже, чем я ожидала, я ни секундочки не пожалела, что взялась».
На аукцион и реставрационные работы потрачено около 10 млн рублей. Окупятся она нескоро, но Анна не жалеет. "Это мой первый самостоятельный проект, и когда я сюда приезжаю, чувствую гордость. Особняков в Москве много, а вот такая остановка — одна-единственная". Остановка предусматривала два закрытых помещения для пассажиров. Сейчас в одном из них открыт магазинчик, торгующий овощами, напитками, сладостями. Другой пока пустует.
3.
Вот такая не вполне обычная история.
А другая история, которую расскажу "пунктиром" - архитектора Евгения Шервинского.
Судьба при советской власти деятелей культуры, сформировавшихся еще до революции - это чаще драма, реже - история успеха, еще реже - история успеха, для которого не нужно было изменять себе и поступаться принципами. Мне кажется, Шервинский - как раз из таких счастливых случаев.
Он родился в 1878 году, среди его родни - декабристы. Как архитектор, работал помощником у Шехтеля и Франца Когновицкого - автора первого типового проекта, по которому был построен павильон остановки на Красностуденческом. С 1916-го по 1931 годы работал в реставрационных мастерских. Фактически он стал пионером советской архитектурной реставрации. Среди его проектов как реставратора - Петровский путевой дворец, дом Пашкова, Шереметьевская и 1-я Градская больницы. Одновременно как архитектор он создавал типовые проекты общежитий, трамвайных павильонов, столовых, жилых домов, аптек, детских садов. В основном они выполнены в жестком и малобюджетном стиле конструктивизма.
А еще он занимался садово-парковой архитектурой, к которой, похоже больше лежала душа: беседки, фонтаны, санатории, композиция парков, проекты озеленения улиц. Статья о нем в Википедии (увы, дальше я не искала) написана очевидно с душой, и я ее процитирую:
Справиться с подобными проектами мог только архитектор, не «впадавший в мелочность», умеющий чувствовать масштаб и перспективу, в которых не терялись бы строения, тактично бы строилась эмоциональная линия поведения человека
Мне кажется, в типовом проекте трамвайной остановке для него сошлась возможность вырваться из жестких линий конструктивизма, отдать дань памяти наставнику и предшественнику и сделать изящный образец, близкий к любимому садово-парковому искусству.
Хорошо, что он дошел до нас!
4.Недалеко от остановки на Красностуденческом есть еще одна работа Шервинского - четыре корпуса общежитий Тимирязевской академии на Лиственичной аллее (1927-1931). Недавно они признаны памятником архитектуры
5.А между остановкой и общежитием располагается Мичуринский сад все той же Тимирязевской академии. Благодаря недосмотру охраны и открытым воротам, мы прошли его почти целиком (думали, что есть сквозной проход, потом пришлось возвращаться)
6.Последние зимние виды
7.И первая трава сезона 2020, выросшая на теплотрассе
Продолжение прогулки следует.
|
</> |