Глобализация - как фактор Х. Часть вторая

топ 100 блогов anlazz25.10.2022 Итак, как было сказано в прошлом посте , именно явление, именуемое "глобализацией", стало причиной кризиса коммунистического, социалистического, и вообще, левого движения. (Начиная с социал-демократии и заканчивая коммунистами.) О причинах этого, в общем-то, писалось уже неоднократно, поэтому рассмотрю их кратко. И, прежде всего, отмечу, что - вопреки привычным представлениям - они связаны с тем, что указанная "глобализация" порождает очень сильно разделенное общество.

Да, именно так: на самом деле современный "глобальный мир" - это мир не объединенный (как кажется на первый взгляд), а разделенный. Причем, это самое разделение проходит внутри тех общностей, которые еще недавно были довольно едиными. Например, они резко отделяют крупные города -  мегаполисы - от всего остального государства. Подобный момент очень хорошо заметен в России на примере Москвы (и несколько менее, Санкт-Петербурга). Однако на самом деле нечто подобное наблюдается по всему миру. И не только в странах "Третьего мира" - где "жизнь столицы", с ее практически "европейским" modus vivendi выглядит чем-то инопланетным по сравнению с жизнью окружающих ее деревень. Более того: сама столица, как правило, "раскалывается" на отдельные районы - от откровенных трущоб до элитных (часто закрытых) поселений.

То есть, за право ничтожной части "образованного класса" чувствовать себя "по всему миру, как дома", приходится платить всем остальным. Коим приходится выстраиваться в сложную иерархическую систему по отношению к местным "небожителям". (Живущим за колючей проволокой с автоматчиками.) Самое же интересное: нечто подобное наблюдается и в самих развитых странах. Конечно, там "градиент разделенности" несколько ниже, нежели в "Третьем мире". Но общий смысл тот же самый: общество, существующее в одних районах одного города - не говоря уж о самих городах - оказывается отделенным от общества в других районах города.

В результате чего целые до этого государства оказываются "изрезанными" невидимыми - но вполне ощутимыми - границами. Благодаря которым ни о какой "массовой солидарности" не может быть и речи, поскольку, фактически, исчезает сама "масса". В том смысле, что люди, занимающие подчиненное по отношению к элитам место, разделяются на множество социальных слоев и микрогрупп, находящихся по отношению друг к другу в антагонистических отношениях. (То есть, улучшение жизни одной микрогруппы ведет к ухудшению жизни других. Классический пример - "положительная дискриминация" по отношению к ЛГБТ.)

Самое же неприятное тут состоит в том, что так "разрезаются" не только "гражданские общности" (вроде городов), но и производства. Точнее сказать, производства "разрезаются" по другой причине - по причине стремления к "специализации производства" (в кавычках, потому, что на самом деле это не так) - но суть от этого не меняется. В том смысле, что вместе "единых" больших заводов сейчас по всему миру возникают отдельные "небольшие" предприятия, реализующие только одну из "производственных функций". Например - сборку автомобилей из готовых узлов. Или - производство мебели из готовых щитов и фурнитуры. Или - выпуск сосисок из купленного фарша и оболочки.

В результате чего размер "заводов" выглядит просто смешным на фоне даже недавнего прошлого. Ну да: вон, на ГАЗе сейчас работает порядка 8 тысяч человек! Еще раз: 8000 человек! (Данные на 2018 год, сейчас еще меньше.) На ГАЗе, предприятии, которое занимает десятки гектар земли, для существования которого в свое время был построен целый Автозаводский район Нижнего Новгорода размером с немалый город. Кажется, четверть миллиона жителей там было. А работало тогда на заводе порядка 120 тысяч человек. (Со смежниками в области получалось под 200 тысяч.)

По ВАЗу то же самое. В том смысле, что с советских 240 тысяч человек (!), работающих на автозаводах города Тольятти (без смежников) в 1990 году численность работников сейчас снизилась до 34 тысяч. То есть, конечно, поменьше, нежели на ГАЗе, где речь идет о почти 15-кратном снижении (на ВАЗе получается "всего" в 7 раз), но так же очень и очень сильно. За счет чего произошло такое снижение? За счет роста производительности труда? Разумеется, нет - последняя если и выросла, то не более чем в 1,5-2 раза. (На самом деле меньше: автопроизводство было очень хорошо механизировано и автоматизировано в позднесоветское время.)

Конечно, снизились масштабы производства - и очень серьезно: скажем, в 2020 ВАЗ произвел 343 тыс. машин против 745 в 1990. Но, все равно, это снижение много меньше, нежели снижение числа работников. Может показаться, что тут парадокс - или, на самом деле, все давно уже делают роботы. Однако на самом деле все просто: дело в том, что сейчас завод большую часть комплектующих получает "извне". (Даже для "почти наших" Грант их число составляет не менее 20%, а для пресловутых X-Ray или Ларгуса приближается к 60% - если считать честно, конечно.) А уж про производство оснастки и оборудования и говорить смешно - все это покупается извне.

В результате чего даже наиболее "законченное производство" оказывается в реальности разнесено по всему миру. А уж про пресловутые "автосборки" и говорить нечего: там 600 человек могут с легкостью выпускать до 100 тыс. машин в год! Потому, что в реальности на это производство работают те же сотни тысяч человек, что и раньше - но только разнесенные по всему миру.

Конечно, можно говорить: насколько это выгодно с т.з. покупателя - хотя на самом деле особой выгоды тут нет. (Еще раз: производственная база изменилась не сильно, а если и изменилась, то ничего не мешает ее "совместить" на одном предприятии.) Но вот с т.з. непосредственного производителя - то есть, рабочего - это очень и очень невыгодно. Потому, что практически уничтожает ту самую "пролетарскую солидарность", которая в свое время стала одной из базовых основ мирового социалистического и коммунистического движения.

На самом деле все просто: во-первых, рабочие одного производственного цикла просто физически не могут контактировать друг с другом. Потому, что предприятия разнесены на сотни и тысячи километров. (А "нефизически", через Интернет - как многие предлагают - общаться просто опасно. Потому, что все интернет-контакты с самого начала контролируются правительствами - а точнее, правительством США через АНБ. Даже если формально они "защищенные" - и да, тот же Телеграмм в АНБ читают с легкостью, потому, что иначе его давно бы прикрыли. Впрочем, Телеграмм (с Ватсапом и иже с ними) и в ФСБ читают, и в МИ-6, и еще много где - и только посмеиваются над попытками пользователей "сохранять анонимность" и "пользоваться шифрованием".)

Ну, а во-вторых, что еще важнее - рабочие теперь почти не имеют возможности нанести серьезный вред своими действиями (забастовками) владельцам производства. Потому, что в данном случае "перекрывается" лишь небольшой производственный "участок". Кроме того, наиболее важные "участки" можно с легкостью подкупать, давая им огромные преференции. (Все равно о них мало кто узнает, потому, что - см. выше.) На этом фоне основа рабочей солидарности - уверенность в своей важности для "противной стороны", для владельцев заводов - исчезает.

Кроме того, не стоит забывать про то, что в мире, где капитал, ресурсы и люди "переправляются" через границы с необычайной легкостью, любые "кризисы" приводят к банальному сворачиванию производства без особых потерь для владельцев. (Ну да: здания теперь некапитальные - и не стоят почти ничего. Оборудование же легко демонтируется и перевозится.) Критичные же области могут "обороняться" достаточно долго, потому, что на них можно бросить все ресурсы. (Поэтому, например, все "построенные в РФ производства" в реальности оказались оставлены очень легко. А вот за Тайвань - судя по всему - будет реальная драка. Так как там стоит критичное для современных США производство чипов.)

Отсюда становится понятным: почему это в современном мире вся "протестная активность" целиком и полностью свелась к действиям пресловутых "активистов". То есть - чисто коммерческих, находящихся на "довольствии" бойцов "протестного фронта". (Понятное дело, довольствие им платит Запад.) Потому, что другие виды "народной борьбы" - те, что были значимы еще относительно недавно - в условиях глобализированного мира просто не работают. Как уже описанное выше "рабочее движение", которое сейчас сохранилось только там, где "фрагментировать производство" невозможно по физическим показателям - скажем, на транспорте или в коммунальном хозяйстве. (Поэтому если и встречаются сообщения о забастовках, то относятся они или к транспортникам, или к коммунальщикам.)

Более того: даже "обычное" гражданское сопротивление сейчас почти невозможно. Потому, что за исключением "информационного класса" - который, как уже было сказано, подобно плесени покрыл весь мир, от Лондона до Дели, и откуда, собственно, и вербуются "активисты" - практически все социальные слои и страты оказываются разделенными на пресловутые "микрогруппы". (Впрочем, "инфокласс" так же разделен, и его "единство" поддерживается искусственно. А так - см. "трагедию хороших русских", которые с радостью "пожираются" своими недавними друзьями.)

То есть, в действительности вместо создания некоего "единого пространство" создание "свободы передвижения" всего и вся уничтожает даже имеющееся до этого единство. (Единство рабочих, или, скажем, единство горожан, не говоря уж о единстве граждан.) Ну, а вывести из указанного уничтожения единства уничтожение социализма в "классическом" понимании, и замена его на пресловутый "социализм информационного класса" - по причине того, что именно "инфокласс" имеет хотя и искусственное, но хоть какое-то "единение". То есть, на неолиберализм, как таковой.

Именно поэтому в современном мире существует так много разнообразных "борцов за меньшинства" - но при этом нет реально социалистических идей. (А так же связанных с ними идей, вроде идеи "борьбы за мир". За реальный мир, разумеется, а не за право представителей неких "меньшинств" - пресловутых "угнетенных народов" - безнаказанно убивать всех остальных.)

К счастью, эта самая "современность" не вечна, и сейчас уже мы видим ее очевидный распад. Который, в свою очередь, должен привести к распаду и указанное положение "разделения на микрогруппы", и на "микропроизводства". В результате чего тот же представитель "информационного класса" уже не сможет с легкостью кататься из - например - Хельсинки в Петербург и обратно. Но зато рабочие смогут объединяться на одном - ставшем классическим вместо разделенного - заводе.

Надо ли говорить о том, что это кардинально изменит все свойства левого движения. Но об этом - понятное дело - надо будет говорить уже отдельно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот и год к концу клониться, а значит пришло время окинуть его придирчивым взглядом, намечая предварительные итоги года. Но что бы они были полными, надо хотя бы постараться посмотреть все достойное. Вот мои списки, что бы ничего не упустить, ...
В 293-м выпуске  Деревенского телевидения «СудромаФильм», очередной калейдоскоп событий, на любой вкус. Ну, как на любой? Почти! Всё равно, найдутся те, кто потребует прекратить снимать «ерунду» и показывать то, чего им хочется. Непременно будут и те, что слышат только то, о чём ...
Пытаясь разобраться в причинах успеха в борьбе с COVID-19 в Японии пришло понимание что секрета нет в особом медикаментозном лечении и прививках, как ране думал здесь НЕТ. Есть жёсткие ограничения на въезд в страну иностранных граждан. ...
Депутатов и тем более сенаторов часто упрекают в бездействии. «Что они вообще делают?» – справедливо вопрошают граждане. «Работают языком», – насмехаются им в ответ. Досужие измышления опроверг своей активностью видный сенатор, зампред ...
Я все-таки решила сюда наконец вернуться Еще немного про "ТТ" Вещь пошла расходиться кругами. И уже многое из того, чего у Олеши близко не лежало, а было лично мной придумано, чтобы увязать в спектакле концы с концами, оказывается "было в тайных дневниках Олеши", "наверное, остались ...