Газотурбинный дебютант


Ровно 85 лет назад, 27 августа 1939 года, в тот самый день, когда на Халхин-Голе оборвалась боевая биография Виктора Рахова и Хиромити Синохары, а также — за четыре дня до начала Второй мировой войны, с аэродрома немецкого города Росток впервые поднялся в воздух первый в мире турбореактивный самолет "Хейнкель" Не-178.
В деле создания реактивной авиации немцы более чем на полтора года опередили своих главных конкурентов — англичан, а все остальные страны отстали от них еще сильнее. У нас первый самолет с ТРД впервые взлетел только после войны, причем движок на нем стоял немецкий.
Однако руководство третьего рейха в течение долгого времени не придавало должного значения этой перспективной тематике. Поэтому первый серийный турбореактивный боевой самолет поступил на вооружение Люфтваффе только через пять лет, летом 1944 года, когда разгром Германии был уже неминуем.

Не-178 на испытаниях. Несмотря на относительно маломощный двигатель HeS 3b с тягой всего 460 кг, он развивал очень высокую, по тем временам, скорость — 700 км/ч, почти на 150 км/ч больше, чем у лучших тогдашних истребителей. Из него мог бы получиться неплохой перехватчик, но в Германии это почему-то никого не заинтересовало.

Не-178 имел смешанную деревянно-дюралевую конструкцию. Деревянные участки обшивки, окрашенные светло-зеленой или светло-коричневой краской, на снимке выглядят темнее металлических.


Чертеж Не-178. Пунктиром показан нереализованный вариант с увеличенным крылом.

Частично "вскрытый" для показа внутреннего устройства турбореактивный двигатель HeS 3b с центробежным компрессором конструкции инженера Пабста фон Охайна, на котором летал Не-178.

Авиаконструктор Эрнст Хейнкель (в центре), Пабст фон Охайн (слева) и летчик-испытатель Эрих Варзиц на очень скромном банкете в честь первого полета турбореактивного первенца.
|
</> |