Летай, Латам!
vikond65 — 26.08.2024Ровно 115 лет назад, 26 августа 1909 года, французский летчик Юбер Латам установил мировой рекорд дальности полета на аэроплане, пролетев без посадки 156 километров за 2,5 часа. Тем самым он продемонстрировал, что летательные аппараты тяжелее воздуха способны покрывать большие расстояния, а значит, они могут применяться в качестве скоростного и не зависящего от дорог транспортного средства.
Рекорд был установлен на моноплане "Антуанетт", сконструированном французским инженером и предпринимателем Леоном Левавассье, который спроектировал и двигатель для этой машины — легкий восьмицилиндровый бензиновый мотор с тем же названием мощностью 50 л.с.
"Антуанетт" был знаменит не только рекордом дальности. В том же году Латам установил на нем же еще и рекорд скорости — 69 км/ч, а также — рекорд высоты для аэропланов — 155 м. А уже в начале следующего года ему удалось подняться на фантастическую, по тем временам, высоту 1100 метров. Чуть позже он еще раз превзошел собственное достижение, взлетев на 1384 метра.
В общем, аппарат был выдающийся, однако, у нас он известен лишь тем, что Латам в июле 1909-го совершил на нем неудачную попытку перелететь Ла-Манш, но был вынужден сесть на воду из-за поломки мотора. В результате, мировая слава достались другому французскому летчику Луи Блерио, чей перелет, состоявшийся всего через неделю, завершился более успешно.
Впрочем, Латаму и без того хватало известности. К сожалению, в 1911 году этот без преувеличения великий авиатор нелепо погиб в возрасте всего 29 лет, причем — не в воздухе, а из-за несчастного случая на охоте.
Юбер Латам в кабине "Антуанетта". Правой рукой он поворачивает ключ зажигания. Перед ним - штурвальчик, регулирующий подачу топлива.
Французская фотооткрытка с изображением Латама (в центре), Левавассье (справа) и авиамеханика на фоне "Антуанетта".
Полноразмерная копия двухместной модификации "Антуанетта" в парижском музее авиации.
Одноместный "Антуанетт" с бортовым номером "29" на котором Латам участвовал в авиационных соревнованиях.
|
</> |