Фанерные крылья Советов
vikond65 — 30.01.2020Ровно 90 дет назад, 30 января 1930 года впервые взлетел прототип советского многоцелевого боевого самолета АНТ-10 (Р-7), разработанный конструкторским коллективом под руководством А.Н. Туполева. Первый этап испытаний выявил ряд недостатков, что, в общем-то, обычное дело для едва ли не любой новой машины. Самолет отправили на доработку, которая завершилась к лету. После этого АНТ-10 успешно прошел государственные испытания. Однако на вооружение его не приняли и в серию он не пошел, а прототип отправили в Среднюю Азию и использовали для почтовых перевозок.
Все дело в том, что летом 1930 года уже выпускался другой самолет аналогичного назначения - поликарповский разведчик Р-5. И хотя сам Поликарпов в это время сидел в "шарашке" по обвинению в шпионаже, вредительстве и подрывной деятельности, его машину предпочли самолету Туполева, казалось бы, находившегося в фаворе у большевиков (его очередь "на посадку" подойдет еще нескоро). Причина - проста: туполевская машина была цельнометаллической, а поликарповская - цельнодеревянной.
Разница в цене и доступности между деревом и дюралюминием стала решающим фактором, несмотря на то, что металлические машины - гораздо более выносливы и долговечны, чем аэропланы с каркасом из сосновых реек и обшивкой из фанеры и ситцевого полотна. Тем более, что древесину в те времена не пластифицировали и не пропитывали антисептиками, из-за чего она быстро отсыревала, коробилась и подвергалась гниению.
Еще одним преимуществом туполевской машины было размещение боевой нагрузки внутри фюзеляжа, в закрытом бомбоотсеке, гораздо более выгодном с точки зрения аэродинамики, чем наружные бомбовые подвески Р-5, которые увеличивали лобовое сопротивление иашины, соответственно, снижая скорость. Кроме того, Р-7 имел разборную модульную конструкцию, облечавшую транспортировку и ремонт в полевых условиях. Любой поврежденный модуль легко и быстро заменялся.
Но большевицкое руководство хотело иметь много самолетов в сжатые сроки и за минимальную цену, а вопрос долговечности и ремонтопригодности его особо не волновал. Ведь страна в 1920-30 годы постоянно жила в ожидании войны, как ранние христиане из года в год и со дня на день ожидали второго пришествия мессии. В результате, Р-5 выпускался крупными партиями в течение семи лет, пока не устарел окончательно и безнадежно. В середине 30-х годов он стал самым массовым советским самолетом, рстиражированным более чем в пяти тысячах штук, а Р-7 так и остался в единственном экземпляре.
Вверху - окраска Р-7 во время второго этапа испытаний. Внизу - фотоснимки прототипов Р-7 и Р-5.
Р-5 китайских ВВС.
|
</> |