Эзопическое

Сама по себе мысль о том, что препятствия изощряют средства, которыми мы пользуемся, сама по себе верна. Тем не менее, я вполне могу представить себе положение дел, при котором наиболее требовательным оказывается полное отсутствие запретов, абсолютная свобода высказывания.
Полагаю, что мнение, которое я описал вначале, могло возникнуть только в особенных условиях, а именно когда количество высказывающихся сильно ограничено требуемыми способностями и подготовкой, высказывания ведутся на общие темы, о которых так или иначе может судить каждый, при этом существуют и действуют прямые запреты. Такие условия в совокупности не возникают в профессиональных средах, и в них цензура воспринимается как безусловное зло. При наличии общих тем и минимальном количестве ораторов количество критиков и качество их работы минимальны. Критики почти нет; скорее, имеет место вольное соревнование ораторов. В некотором смысле это ситуация полной творческой свободы. Ограничить еë и тем самым поставить условие роста изощрëнности может лишь цензура. Соответственно, при таких обстоятельствах запреты можно воспринимать как некоторое благо.
Существенно отличается положение дел, при котором количество участников обсуждения общих тем приближается к числу лиц, заинтересованных в таком обсуждении - как это имеет место сейчас, и при этом каждый участник разговора не ограничен запретами. В этом случае любое высказывание может быть оспорено, как компетентным, так и некомпетентным читателем. Такое оспаривание может стать основным содержанием дискуссии по поводу первоначальной реплики. Необходимость отсеивания некомпетентных читателей при недопущении превращения информационного потока в шифровку для посвящëнных вынуждает тщательнее планировать беседу, а перспектива быть подвергнутым критике советует не допускать излишней, необоснованной смелости и продумывать линии защиты заранее. Из всего этого следует, что полная и массовая свобода способствуют развитию искусства высказывания в степени большей, чем ограничения.
|
</> |