Европа не вписывается в новый мир

Именно отмежевание от европейской политической традиции составляло триста лет назад идеологические предпосылки, а затем основу формирования американского государства. Тот факт, что американские представители (не только Вэнс, но и особенно Маск) беспардонно вмешиваются во внутренние дела европейских стран, удивлять не должен – сами либеральные идеологи всегда отстаивали право это делать во имя свободы и демократии. Спор, что такое настоящая демократия, из внутриамериканского теперь превратился в трансатлантический. И он многое определит. Возможно, идеологическое направление Запада на следующий исторический период." Фёдор Лукьянов.

"И есть третий компонент – наиболее важный, потому что не связан с личностями и текущей конъюнктурой. Мир изменился. Описать это изменение в полной мере пока довольно сложно – просто рано. Но мало кто спорит, что предыдущие подходы перестали работать, прежде всего по причине общего смещения международного баланса. Демографическое распределение, экономическая динамика, относительная роль Запада и других частей мира, сферы противостояния (включая технологии) – всё это кардинально смещает картину. И основной вопрос для атлантического сообщества (хотя это звучит странновато 35 лет спустя): прекращать холодную войну в параметрах ХХ века или продолжать её? Ответ Европы – второе (раз уж не получилось плавно поглотить бывших противников), ответ США – во всё большей степени первое. И в американском случае это продукт не Трампа, а трансформации международной ситуации и Америки в XXI столетии в целом. Отход от приоритетности Европы начался сразу – при Джордже Буше – младшем, с меняющейся интенсивностью его продолжили все президенты после него. Трамп просто предельно откровенно сказал то, что избегали произносить его предшественники.
Что будет делать Европа? На данный момент выглядит так, что удержание идейной и геополитической композиции холодной войны – единственный для неё способ сохранить собственную центральность.
А вместе с ней – и собственную цельность, которая уже шатается. Европейская интеграция – целиком и полностью продукт либерального мирового устройства. Оно нуждается во враге, и враге привычном."
|
</> |