Евангелие от Фомы - Л3
wampus-999 — 27.03.2024 3. 1 Сказал Иисус: Если скажут вам ведущие вас: «вот, царство в небе», – птицы небесные опередят вас.2 Если они скажут, что оно в море, рыбы опередят вас,
3 но царство внутри вас и вне вас. [Лк.17:20-21]
Заметьте, здесь говорится не о матфеевском мистическом Царстве Небесном, и не о Царстве Божием остальных евангелистов, и не о царстве внешнего мира (воцарении Христа), а о царстве духовном внутри людей, о котором говорится в предыдущем логии. В большинстве логий оно зовется просто "царством", либо "царством Отца" (ведь именно он, Творец, "вдунул" свой дух в первого человека). Похоже, что в учении реального Иисуса не было ничего эсхатологического, сверхъестественного и эзотерического, оно касалось исключительно духовно-нравственных вопросов бытия человеческого.
В христианских текстах утверждается, что Бог обещает свое небесное царство тем, кто в него верует. Но Иисус считал, что это "царство" можно обрести лишь путем познания самого себя, природы человека, телесной, душевной, интеллектуальной и духовной. Эта природа может существовать только в самом человеке, пока он еще живет на земле и не умер (физически или духовно). "Царство" не на небесах, в раю или где-то на земле, но только в сердце, в душе человека. Люди стараются искать его во внешнем: религиях, верованиях, обрядах, исполнении заповедей, религиозных общинах, писаниях, надеждах на будущую жизнь, – и не находят. Не там ищут.
Евангелист Лука использовал этот логий: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21), но в другом контексте, как предсказание второго пришествия Христа, так что речение осталось непонятным, и христиане до сих пор ждут, когда это царство "придет". Соответственно, и слов "вне вас" мы не видим в этом евангелии, хотя они очень важны, потому что познать себя, свою собственную физическую и духовную природу, цель и смысл своей жизни невозможно, вглядываясь только в себя и не познавая тех, кто вокруг тебя. Познавая их, ты как в зеркале увидишь самого себя (см. далее логий 5).
Взгляните на аналогичное выражение из манихейской книги псалмов 160,20-21: "Царство Небесное, взгляни, оно внутри нас, взгляни, оно вне нас. Если мы будем верить в это, мы будем жить в этом вечно". (М.Мейер "Евангелие от Фомы: Скрытые высказывания Иисуса", стр. 69). Здесь мы можем видеть пример дальнейшего "развития" в других религиозных течениях идей, содержащихся в исходных логиях Иисуса: тут уже и "Царство Небесное", и "вера", и "вечная жизнь"...
4 Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, (33) и поймёте, что вы дети Отца Живого. [в круглых скобках указаны номера страниц в манускрипте]
Не исключено, что слова "тогда вы будете познаны" могут означать, что познавая самих себя мы способствуем познанию Творцом его творения, именно так он может понять, что нужно изменить в нашей природе для нашего совершенствования.
Однако в найденном ранее греческом папирусе Oxy.654 фраза звучит иначе (вероятно, изречение записано другим человеком): "и кто познает себя, тот найдет его. (Итак, стремитесь?) познать самих себя, и познаете, что вы — сыны... Отца; (и?) вы познаете самих себя… и вы…".
То есть познание человеком самого себя нужно человеку чтобы понять, что он творение Создателя жизни и получает свою духовную сущность и жизнь от него. Не только Иисус – сын Отца Живого (духовный), но и все люди. Каждый может "родиться в духе" и идти по пути жизни и познания самого себя, было бы желание. Но не каждый доберется до цели.
5 Если же не познаете себя, то вы пребываете в нищете, и вы – нищета [вариант перевода: "бедность"].
Иисус противопоставляет понимание Бога как Отца, позднеиудейским представлениям (а вслед за ними и во многом христианским) о людях как рабах Божьих, то есть невольниках и, соответственно, неимущих. Основная задача людей – познавать себя, через это Творец познает их и помогает им познать самих себя и свое предназначение, приобрести духовное богатство. А иначе "ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр.3:17).
Вот как об этом же говорится в Книге Фомы Атлета, также входящей в собрание рукописей из библиотеки Наг-Хаммади – это буквально комментарий к рассматриваемому логию:
"И назовут тебя познавшим себя самого, ибо тот, кто себя не познал, не познал ничего. Но тот, кто познал себя самого, уже получил знание о глубине всего. Вот потому ты, брат мой Фома, увидел сокрытое от людей, о что претыкаются они, ибо не знают этого".
Бедность есть недостаток самого необходимого. Человек не только вынужден терпеть этот недостаток, но и сам недостаточен – неполон и неполноценен, в нем почти отсутствует главная составляющая того, что пророк называет "жизнью". Наш Создатель может восполнить этот недостаток, но только с помощью самого человека.
Кстати, сегодня условием реального познания человеком окружающего мира в самой его сути философы считают прежде всего обретение понимания собственной природы, природы мышления и природы познания. Не менее важным представляется и обретение реального знания о происхождении жизни на Земле и самого человека.
< Евангелие от Фомы - Л2 = = = Евангелие от Фомы - Л4 >
|
</> |