Евангелие от Фомы - Л3

топ 100 блогов wampus-99927.03.2024 3. 1 Сказал Иисус: Если скажут вам ведущие вас: «вот, царство в небе», – птицы небесные опередят вас.
2 Если они скажут, что оно в море, рыбы опередят вас,
3 но царство внутри вас и вне вас. [Лк.17:20-21]

Заметьте, здесь говорится не о матфеевском мистическом Царстве Небесном, и не о Царстве Божием остальных евангелистов, и не о царстве внешнего мира (воцарении Христа), а о царстве духовном внутри людей, о котором говорится в предыдущем логии. В большинстве логий оно зовется просто "царством", либо "царством Отца" (ведь именно он, Творец, "вдунул" свой дух в первого человека). Похоже, что в учении реального Иисуса не было ничего эсхатологического, сверхъестественного и эзотерического, оно касалось исключительно духовно-нравственных вопросов бытия человеческого.

В христианских текстах утверждается, что Бог обещает свое небесное царство тем, кто в него верует. Но Иисус считал, что это "царство" можно обрести лишь путем познания самого себя, природы человека, телесной, душевной, интеллектуальной и духовной. Эта природа может существовать только в самом человеке, пока он еще живет на земле и не умер (физически или духовно). "Царство" не на небесах, в раю или где-то на земле, но только в сердце, в душе человека. Люди стараются искать его во внешнем: религиях, верованиях, обрядах, исполнении заповедей, религиозных общинах, писаниях, надеждах на будущую жизнь, – и не находят. Не там ищут.

Евангелист Лука использовал этот логий: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21), но в другом контексте, как предсказание второго пришествия Христа, так что речение осталось непонятным, и христиане до сих пор ждут, когда это царство "придет". Соответственно, и слов "вне вас" мы не видим в этом евангелии, хотя они очень важны, потому что познать себя, свою собственную физическую и духовную природу, цель и смысл своей жизни невозможно, вглядываясь только в себя и не познавая тех, кто вокруг тебя. Познавая их, ты как в зеркале увидишь самого себя (см. далее логий 5).

Взгляните на аналогичное выражение из манихейской книги псалмов 160,20-21: "Царство Небесное, взгляни, оно внутри нас, взгляни, оно вне нас. Если мы будем верить в это, мы будем жить в этом вечно". (М.Мейер "Евангелие от Фомы: Скрытые высказывания Иисуса", стр. 69). Здесь мы можем видеть пример дальнейшего "развития" в других религиозных течениях идей, содержащихся в исходных логиях Иисуса: тут уже и "Царство Небесное", и "вера", и "вечная жизнь"...

4 Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, (33) и поймёте, что вы дети Отца Живого. [в круглых скобках указаны номера страниц в манускрипте]

Не исключено, что слова "тогда вы будете познаны" могут означать, что познавая самих себя мы способствуем познанию Творцом его творения, именно так он может понять, что нужно изменить в нашей природе для нашего совершенствования.

Однако в найденном ранее греческом папирусе Oxy.654 фраза звучит иначе (вероятно, изречение записано другим человеком): "и кто познает себя, тот найдет его. (Итак, стремитесь?) познать самих себя, и познаете, что вы — сыны... Отца; (и?) вы познаете самих себя… и вы…".

То есть познание человеком самого себя нужно человеку чтобы понять, что он творение Создателя жизни и получает свою духовную сущность и жизнь от него. Не только Иисус – сын Отца Живого (духовный), но и все люди. Каждый может "родиться в духе" и идти по пути жизни и познания самого себя, было бы желание. Но не каждый доберется до цели.

5 Если же не познаете себя, то вы пребываете в нищете, и вы – нищета [вариант перевода: "бедность"].

Иисус противопоставляет понимание Бога как Отца, позднеиудейским представлениям (а вслед за ними и во многом христианским) о людях как рабах Божьих, то есть невольниках и, соответственно, неимущих. Основная задача людей – познавать себя, через это Творец познает их и помогает им познать самих себя и свое предназначение, приобрести духовное богатство. А иначе "ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр.3:17).

Вот как об этом же говорится в Книге Фомы Атлета, также входящей в собрание рукописей из библиотеки Наг-Хаммади – это буквально комментарий к рассматриваемому логию:

"И назовут тебя познавшим себя самого, ибо тот, кто себя не познал, не познал ничего. Но тот, кто познал себя самого, уже получил знание о глубине всего. Вот потому ты, брат мой Фома, увидел сокрытое от людей, о что претыкаются они, ибо не знают этого".

Бедность есть недостаток самого необходимого. Человек не только вынужден терпеть этот недостаток, но и сам недостаточен – неполон и неполноценен, в нем почти отсутствует главная составляющая того, что пророк называет "жизнью". Наш Создатель может восполнить этот недостаток, но только с помощью самого человека.

Кстати, сегодня условием реального познания человеком окружающего мира в самой его сути философы считают прежде всего обретение понимания собственной природы, природы мышления и природы познания. Не менее важным представляется и обретение реального знания о происхождении жизни на Земле и самого человека.

* * *

< Евангелие от Фомы - Л2 = = = Евангелие от Фомы - Л4 >

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давно меня такие товары не привлекали, но в Португалии разморило меня, проявила слабость. Ведь корицу я обожаю. Вкусная зараза. Только дома почитала состав. edulcorantes (sorbitol, isomalte, manitol, xarope de maltitol, sucralose, acessulfame K), goma base, aromas, espessante (E414), ...
Здравое мнение. Еще один человек не стесняющийся высказывать то, что многие думают. С 2006 года консультант, затем Советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. Классный чин: Государственный советник Российской ...
...
Лариса Николаевна Васильева (23 ноября 1935, Харьков — 27 февраля 2018, Лобня) — советская и российская поэтесса, прозаик и драматург, филолог. Автор более двадцати поэтических сборников ...
30 камов по 5 жж комментарий можно оставлять в любом из пяти постов... на ваш выбор( желательно не в одном):) разный IP Я коротенечко Зелень поднимает настроение! Всё новое это всего-лишь забытое старое... Сделка с дьяволом Купи слона, ну купи ...