Евангелие от Фомы - 3

Если исходить только из того, что мы видим в логиях, не поддаваясь соблазну истолковать смысл речений в мистическом и эзотерическом плане, как это делают исследователи гностицизма, реальный, а не выдуманный греческими и сирийскими язычниками еврейский пророк и учитель Иисус имел своей целью сделать попытку восстановить единство трагически разделенного человеческого естества, примирить две антагонистические природы человека – плотскую и духовную, полем битвы которых является человеческая душа (сердце, по словам Достоевского).
При внутреннем разделении человека неизбежно доминирующая материалистическая рационально-логическая сторона нашего мышления совместно с доставшейся нам еще от животных глубинной плотской природой постепенно изолируют, вытесняют на периферию и заглушают все "сомнительное", идеалистическое и "нерентабельное" – глубокие чувства, привязанности, любовь, наивность, искренность, совесть, нравственность, оставляя лишь "полезное" и "выгодное". Но по мысли Иисуса именно духовная природа и духовная жизнь и есть, собственно, то, что делает человека "живым" в глазах Творца. В противном случае дух, который вдохнул в него Создатель, в нем мертв, а значит духовно мертв и сам человек. Именно эти две непримиримые ипостаси – плоть и дух – не дают человеку почувствовать себя единым целым, мучают его и вынуждают метаться из крайности в крайность, не находя покоя и утешения, пока не будет повержено либо одно, либо другое. Иисус считал, что эти две природы нужно и вполне возможно примирить и соединить в единой гармонии – только так можно достичь того внутреннего духовного мира, мудрости и спокойствия, которые он называл "царством [Отца]" и которых, как ему представлялось, он сумел достичь в собственной душе.
Тот Иисус, которого мы видим в Евангелии от Фомы, все силы полагает на то, чтобы обратить внимание человека от внешнего к его внутреннему, духовному миру, к самопознанию и самосовершенствованию, ибо только так можно достичь в том числе и нравственного совершенства, ставящего на полагающееся ей место нашу полуживотную плотскую сущность и материалистический рациональный ум, обычно стремящийся познать и овладеть внешним, изменить и исправить других, а не себя. Тем не менее, судя по результатам проповеди Иисуса, это оказалось непосильной задачей даже для него.
Кто знает, возможно, Творец, испытав свой избранный народ и не добившись от него ничего кроме всё разрастающегося и разрастающегося количества норм и правил жизни, которые заменили им нравственность и совесть, и которые они сразу же научились обходить, решил поставить уже большему количеству народов самую высокую и недостижимую цель самопознания и нравственного совершенствования в надежде, что невыполнимая задача подвигнет их на преодоление собственной природы. И он вдохновил на этот путь безвестного еврейского пророка, который должен был собрать ядро из представителей избранного народа, способных понять и принять новое учение, которое впоследствии могло бы послужить "закваской" и направить на путь духовного и нравственного совершенствования остальные народы.
Иисус вышел на проповедь для того, чтобы люди смогли обрести главное, что может восстановить мир в душе – смирение, терпение и знание своей природы, дающие покой их мятущимся душам, которые напрасно мятутся, ибо человек не может и никогда не сможет ничего по-настоящему изменить вне себя (собственной души) к лучшему. Потому что даже если он сможет победить одних врагов, их место займут новые, более сильные; если победит одни болезни – на их место придут злейшие, а естественные защитные силы будут подорваны; если изобретет сильные и умные машины, которые облегчат его жизнь, эти машины будут убивать его самого, сделают ненужным и тоже ослабят его физические и умственные силы; если устроит себе защищенное, комфортное существование, все равно не избегнет бесчисленных булавочных уколов, которые будут мучить его еще больше, чем реальные бедствия мучили его предков, и так же ослабнет душой и телом.
Если ничего не менять в собственной душе, то пройдет время, и все перевернется: семья превратится в вынужденное временное сожительство, дети станут ненужной обузой, религия потеряет авторитет, а наука превратится в новую религию. Но доживать все равно придется, ибо живым в гроб не ляжешь, хоть многие и будут чувствовать себя как среди покойников. В этом случае ничего нельзя изменить, можно только ждать исхода, и все-таки даже в этом ожидании побеждает тот, кто способен понять самого себя, понять суть и смысл происходящего, спокойно и смиренно принимать доброе и злое, кто не считает, что ради лично своего понимания добра и зла ему следует вывернуть мир наизнанку и уничтожить как можно больше врагов.
"Вот в чем видел я благо, что хорошо [для человека]: есть и пить и видеть добро во всяком труде своем, над чем будет трудиться под солнцем в считанные дни жизни своей, что дал ему Бог, ибо это доля его" (Еккл.5:17).
Но люди не послушались, они даже не поняли того, о чем говорил пророк. Плотской человек в том виде, в котором он создан (унаследовав отчасти животную природу), никогда не может и не сможет смириться и победить свои страсти, а следовательно, обрести внутренний покой (даже в отдаленных монастырях и скитах, в душах людей, ушедших навсегда от мира, все равно бушевали нешуточные страсти), это понимал и сам Иисус, выходя на проповедь: "Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые" [Мф.9:16-17; Мк.2:21-22; Лк.5:36-39; Фм.47], но бежать от своей миссии, как Иона, он не стал. Вероятно, он надеялся, что избранные из великого еврейского народа, как ему представлялось, любимого творения Господа, все-таки послужат той закваской, которая сумеет поднять и наполнить духом (духовной жизнью) тяжелое тесто и своего, и всех остальных народов. Но потерпел неудачу, ибо если судить по результатам, никто из взявших на вооружение его проповедь с этой сложнейшей задачей не справился.
Характерно, что Иисус в своих высказываниях (прежде всего тех, которые можно с уверенностью атрибутировать как оригинальные) называет Бога только Отцом и никак иначе. То есть для него Бог является прежде всего Творцом человека, ни в какие другие умствования о нем он не вдается, призывая человека думать о самом себе, о том совершенстве и самосовершенствовании, которое ему доступно, а вовсе не о свойствах и атрибутах Бога и собственном "обожении". Во многом это совпадает с призывами к самосовершенствованию во второй главе Апокалипсиса. А вот собирается ли Творец менять саму физическую природу человека, чтобы он был способен понести эту неподъемную тяжесть – это только одному ему ведомо.
|
</> |