Евангелие от Фомы - 3

топ 100 блогов wampus-99922.03.2024 А теперь, забегая несколько вперед, отметим самый важный момент. Если вспомнить, что для христианской вести, исходящей из тех же слов Иисуса, что и в Евангелии от Фомы, характерен прежде всего мистический дуализм добра, воплощенного в Боге и Христе, и зла, исходящего от Дьявола, а следовательно и неизбежность выбора для человека между двумя этими крайностями, стремления к одному полюсу и нескончаемой войне с другим, то со страниц Евангелия от Фомы перед нами встает совсем другой Иисус, говорящий вроде бы те же слова, но в контексте изложения смысл их радикально отличается.

Если исходить только из того, что мы видим в логиях, не поддаваясь соблазну истолковать смысл речений в мистическом и эзотерическом плане, как это делают исследователи гностицизма, реальный, а не выдуманный греческими и сирийскими язычниками еврейский пророк и учитель Иисус имел своей целью сделать попытку восстановить единство трагически разделенного человеческого естества, примирить две антагонистические природы человека – плотскую и духовную, полем битвы которых является человеческая душа (сердце, по словам Достоевского).

При внутреннем разделении человека неизбежно доминирующая материалистическая рационально-логическая сторона нашего мышления совместно с доставшейся нам еще от животных глубинной плотской природой постепенно изолируют, вытесняют на периферию и заглушают все "сомнительное", идеалистическое и "нерентабельное" – глубокие чувства, привязанности, любовь, наивность, искренность, совесть, нравственность, оставляя лишь "полезное" и "выгодное". Но по мысли Иисуса именно духовная природа и духовная жизнь и есть, собственно, то, что делает человека "живым" в глазах Творца. В противном случае дух, который вдохнул в него Создатель, в нем мертв, а значит духовно мертв и сам человек. Именно эти две непримиримые ипостаси – плоть и дух – не дают человеку почувствовать себя единым целым, мучают его и вынуждают метаться из крайности в крайность, не находя покоя и утешения, пока не будет повержено либо одно, либо другое. Иисус считал, что эти две природы нужно и вполне возможно примирить и соединить в единой гармонии – только так можно достичь того внутреннего духовного мира, мудрости и спокойствия, которые он называл "царством [Отца]" и которых, как ему представлялось, он сумел достичь в собственной душе.

Тот Иисус, которого мы видим в Евангелии от Фомы, все силы полагает на то, чтобы обратить внимание человека от внешнего к его внутреннему, духовному миру, к самопознанию и самосовершенствованию, ибо только так можно достичь в том числе и нравственного совершенства, ставящего на полагающееся ей место нашу полуживотную плотскую сущность и материалистический рациональный ум, обычно стремящийся познать и овладеть внешним, изменить и исправить других, а не себя. Тем не менее, судя по результатам проповеди Иисуса, это оказалось непосильной задачей даже для него.

Кто знает, возможно, Творец, испытав свой избранный народ и не добившись от него ничего кроме всё разрастающегося и разрастающегося количества норм и правил жизни, которые заменили им нравственность и совесть, и которые они сразу же научились обходить, решил поставить уже большему количеству народов самую высокую и недостижимую цель самопознания и нравственного совершенствования в надежде, что невыполнимая задача подвигнет их на преодоление собственной природы. И он вдохновил на этот путь безвестного еврейского пророка, который должен был собрать ядро из представителей избранного народа, способных понять и принять новое учение, которое впоследствии могло бы послужить "закваской" и направить на путь духовного и нравственного совершенствования остальные народы.

Иисус вышел на проповедь для того, чтобы люди смогли обрести главное, что может восстановить мир в душе – смирение, терпение и знание своей природы, дающие покой их мятущимся душам, которые напрасно мятутся, ибо человек не может и никогда не сможет ничего по-настоящему изменить вне себя (собственной души) к лучшему. Потому что даже если он сможет победить одних врагов, их место займут новые, более сильные; если победит одни болезни – на их место придут злейшие, а естественные защитные силы будут подорваны; если изобретет сильные и умные машины, которые облегчат его жизнь, эти машины будут убивать его самого, сделают ненужным и тоже ослабят его физические и умственные силы; если устроит себе защищенное, комфортное существование, все равно не избегнет бесчисленных булавочных уколов, которые будут мучить его еще больше, чем реальные бедствия мучили его предков, и так же ослабнет душой и телом.

Если ничего не менять в собственной душе, то пройдет время, и все перевернется: семья превратится в вынужденное временное сожительство, дети станут ненужной обузой, религия потеряет авторитет, а наука превратится в новую религию. Но доживать все равно придется, ибо живым в гроб не ляжешь, хоть многие и будут чувствовать себя как среди покойников. В этом случае ничего нельзя изменить, можно только ждать исхода, и все-таки даже в этом ожидании побеждает тот, кто способен понять самого себя, понять суть и смысл происходящего, спокойно и смиренно принимать доброе и злое, кто не считает, что ради лично своего понимания добра и зла ему следует вывернуть мир наизнанку и уничтожить как можно больше врагов.

"Вот в чем видел я благо, что хорошо [для человека]: есть и пить и видеть добро во всяком труде своем, над чем будет трудиться под солнцем в считанные дни жизни своей, что дал ему Бог, ибо это доля его" (Еккл.5:17).

Но люди не послушались, они даже не поняли того, о чем говорил пророк. Плотской человек в том виде, в котором он создан (унаследовав отчасти животную природу), никогда не может и не сможет смириться и победить свои страсти, а следовательно, обрести внутренний покой (даже в отдаленных монастырях и скитах, в душах людей, ушедших навсегда от мира, все равно бушевали нешуточные страсти), это понимал и сам Иисус, выходя на проповедь: "Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые" [Мф.9:16-17; Мк.2:21-22; Лк.5:36-39; Фм.47], но бежать от своей миссии, как Иона, он не стал. Вероятно, он надеялся, что избранные из великого еврейского народа, как ему представлялось, любимого творения Господа, все-таки послужат той закваской, которая сумеет поднять и наполнить духом (духовной жизнью) тяжелое тесто и своего, и всех остальных народов. Но потерпел неудачу, ибо если судить по результатам, никто из взявших на вооружение его проповедь с этой сложнейшей задачей не справился.

Характерно, что Иисус в своих высказываниях (прежде всего тех, которые можно с уверенностью атрибутировать как оригинальные) называет Бога только Отцом и никак иначе. То есть для него Бог является прежде всего Творцом человека, ни в какие другие умствования о нем он не вдается, призывая человека думать о самом себе, о том совершенстве и самосовершенствовании, которое ему доступно, а вовсе не о свойствах и атрибутах Бога и собственном "обожении". Во многом это совпадает с призывами к самосовершенствованию во второй главе Апокалипсиса. А вот собирается ли Творец менять саму физическую природу человека, чтобы он был способен понести эту неподъемную тяжесть – это только одному ему ведомо.

* * *

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Гражданцы, а вот скажите мне: Если у девочки бритый лобок, ноги и подмышки, это считается норм. Так?! А вот если у девачки на руках длинные, густые черные волосы по 2-3 см., это чо?! Или на руках это кошерным считается?!:) А то тут вчера обедал, а за ...
Очень резонансное мнение, выбивающееся из нынешнего потока материалов о ювеналке. Сразу оговорюсь, что сам я против ювенальной юстиции как механизма по изъятию детей, но не считаю, что находящиеся на чтении в Госдуме законы направлены на отъём ...
Смело, сограждане, в ногу! Практически всё, что вы знаете о древнегреческой фаланге , вы не знаете на самом деле, или знаете неправильно. Боевое построение шеренгами — даже не хау-ноу эллинов, существует масса наскальной живописи из древней Шумерляндии и ЕгипЕДа с буквально ...
Интересно, что случилось с кармой? Говорят, что мы заслуживаем тех, кто нас окружает. Или может надо перестать следить за всем, что окружает, мне перестает нравиться именно этот вариант пространства. Где тут выход? Машина, мне опять нужна машина. ...
В семилетнюю годовщину подписания Минска 2 Госдума признала ДНР и ЛНР. Это может начать войну в Донбассе. А может, напротив, уйти от войны, если РФ открыто введёт войска и будет массированными ударами уничтожать артсистемы противника. Как нам часто говорят, война всегда заканчивается ...