Евангелие от Фомы - 1
wampus-999 — 20.03.2024 Евангелие от ФомыПопытка истолкования смыслов речений пророка Иисуса
Человек слаб и обуреваем страстями. Мало того, что он не может знать отдаленных последствий своих и чужих поступков – ни "хороших", ни "плохих", ему почти никогда не удается примирить все эти антагонистические уровни своей природы – плоть, эмоции, чувства, интеллект, подсознание, интуицию, дух, вот и бросает его из крайности в крайность, как утлый челн волнами. Он бы и рад обладать мудростью и разумом, только ведь разум и мудрость – это прежде всего умение гармонично уравновешивать и примирять все эти воюющие стороны, но кто его научит и успокоит его мятущуюся душу? Не исключено, что обращающийся к нам со страниц этого древнего документа еврейский пророк Иисус получил духовное откровение, понял, что нужно сделать для подобного примирения и попытался передать это людям, но не преуспел, а его учение впоследствии было искажено "наследниками" и истолковано совершенно иначе в различных религиозных течениях и сектах.
* * *
Документ под названием "Евангелие от Фомы" дошел до нас в собрании гностических текстов, обнаруженном в декабре 1945 года египетскими крестьянами на обрывистом восточном берегу верхнего Нила близ селения Наг-Хаммади (древнее название Хенобоскион). Эта коптская рукопись является переводом с греческого оригинала и датируется примерно 340 г. н. э. (несколько его отрывков ранее были найдены ранее в Оксиринхе и датированы археологами 130-250 годами). Время же написания самих речений датируется разными исследователями 50-140 годами. Предполагают, что рукописи были захоронены монахами близлежащего монастыря после того, как александрийский митрополит Афанасий Великий в 367 году разослал письмо, предписывающее всем христианам держаться строгого канона христианского Писания и уничтожить все остальные "еретические", то есть не одобренные церковью манускрипты.
Это "евангелие" по сути своей вовсе не является в полном смысле евангелием (так у греков именовались повествования о жизни великих людей), так как содержит не жизнеописание пророка и учителя Иисуса, а только его изречения (по-гречески – логии). И это понятно, ведь ученикам и последователям в первую очередь важны были именно его слова, неискаженное учение – так же впоследствии поступили и мусульмане с Кораном пророка Мухаммеда, записав его слова, кто что помнил. По многим признакам видно, что логии представляют собой разрозненные высказывания, произносившиеся как в беседах с учениками, так и среди народа, иногда они повторяются с небольшими изменениями, как если бы были записаны разными людьми или произнесены в другое время и в другом контексте. Так что весьма вероятно, именно этот сборник, судя по датировке, содержит наибольшее количество сохранившихся, и главное, не исправленных самозваными апологетами и богословами речений Иисуса.
Канонические евангелия тем и отличаются от сборников логий, что это фактически "литература", специально обработанные жизнеописания, включающие в себя как, возможно, реальные факты жизни и высказывания главного действующего лица, так и вымышленные обстоятельства, диалоги и монологи, которые не мог слышать и видеть ни писавший, ни вообще хоть кто-нибудь посторонний (например, разговор с самарянкой, "моление о чаше", диалог Иисуса и Пилата). Впрочем, сборники речений тоже могли содержать немалое количество добавок и искажений, так как по большей части собирались уже после смерти того, кто их произносил, да и записавшие не могли запомнить дословно его слова и передавали обрывочно, что запомнили и как поняли.
Жанр логий был широко распространен на Востоке в виде "литературы мудрости" – в Библии к ней относятся: книга Иова, Псалмы, Притчи, Экклезиаст, Премудрости Соломона и книга Сираха. Скорее всего, логии Иисуса имели достаточно широкое хождение по всему Востоку и неизбежно дополнялись излишне ревностными сторонниками различных, не только христианских, течений.
Между прочим, самые первые "евангелия" (например, Евангелие от Матфея на еврейском языке) представляли собой именно такие сборники речений, о чем проговаривались ранние апологеты христианства и частенько цитировали их, вспомним свидетельство Папия, который в первой половине II века был епископом Гиерапольским во Фригии и ревностно собирал изустные сказания церковных старейшин об апостолах: "Матфей записал по-еврейски изречения Господа, а прочие толковали их, кто как умел". Похоже, "прочие" – это и есть в том числе создатели евангелий в стиле жизнеописаний. Некоторые из этих изречений встречаются также и в других ранних неканонических евангелиях, например, в Евангелии от евреев и в Евангелии от египтян.
Поэтому данный документ имеет исключительную важность для понимания той вести, которую принес еврейский пророк, которого мы сегодня, благодаря христианской церкви, знаем как Иисуса Христа, Сына Божия и Бога. А так же для понимания того, что думал и что хотел сказать людям реальный Иисус, и как его поняли его ученики и последователи. Но при анализе изречений следует всегда помнить, что это не точные его слова, а воспроизведенные другими людьми, которые их запомнили, поняли и записали как могли. Замечательно эта коллизия передана у М.Булгакова:
"Эти добрые люди ... ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной ... ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал" ("Мастер и Маргарита").
Кстати, весьма любопытной и правдоподобной выглядит попытка представить, какой могла быть реальная жизнь и проповедь Иисуса, предпринятая русским писателем в эмиграции Иваном Наживиным в его книге "Евангелие от Фомы", пусть даже он и довольно рабски следует за всеми извивами греческой фантазии, тесно переплетшейся с речениями Иисуса. Правда, несмотря на название, о самом Евангелии от Фомы там нет ни слова, только сказано, что Фома сжег свои записи по просьбе одного из друзей Иисуса, потому что понял, что неприкрашенная правда о нем никому не нужна.
|
</> |