Евангелие от Фомы - Л2

Это – завещание человечеству о необходимости поиска духовных истин и следования им, которому те, кто понимал, старались следовать, как могли, почти две тысячи лет, но фактически забросили сегодня. Этим постоянным поиском должны заниматься не специально назначенные и обученные люди, но каждый, кто не хочет умереть духовной смертью, но желает стать и оставаться в дальнейшем "живым". То есть Иисус призывает людей мыслить самостоятельно, а не быть ведомой неразмышляющей "паствой" с вбитыми в подкорку и беспрерывно умножающимися "заповедями".
Хотя в этом логии имеется нечитаемое место, но с большой долей уверенности можно сказать, что здесь впервые упоминается "царство" или "царство Отца" – состояние полной гармонии между плотской и духовной ипостасями человека, которое и является главной целью самосовершенствования.
У Матфея же и Луки предлагается совсем не заботиться о насущном (что невозможно), а искать "Царства Божия и правды Его", остальное Бог подаст, причем, что это за "царство" и "правда" не объясняется, похоже, ученики этих слов так и не поняли, решили, что царство это на небесах после смерти.
2 И когда найдёт, он возмутится [вариант перевода: "будет потрясен"].
Всякое великое открытие потрясает нашедшего. Он поймет, что он был обманут и обманывался, ведь религии, призывающие к подражанию Богу и "обожению" ("будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48)) – по большей части обман и самообман, попытка вообразить и достичь того, что человеку не дано знать и уметь, фактически это соблазн райского змея – "будете как Бог, знающий добро и зло" (Быт.3:5).
И он будет потрясен тем, что то, что он искал вне себя, на небесах и на земле, на деле сокрыто в нем самом. Скорее всего, говоря так, Иисус выразил свои собственные ощущения, которые охватили его, как огонь деревянную постройку, когда эти великие мысли пришли (или были вложены) ему в голову и овладели им.
3 И когда возмутится [вариант перевода: "будет потрясен"], он удивится и воцарится над всем.
То есть человек благодаря этим поискам войдет в то "царство", которое "внутри вас" (Фм.3:3), и которому, собственно, и посвящена вся проповедь пророка. И тогда дух человека сможет властвовать над всеми его страстями и желаниями, которые в Апокалипсисе изображены в виде двух Зверей.
В папирусе Oxy. 654 эта строка несколько иная: "И изумившись он достигнет царства, и достигнув царства он обретет покой". Не исключено, что Иисус в разных проповедях мог по-разному излагать свои мысли, недаром в Евангелии от Фомы некоторые изречения дублируются слегка отличаясь, как если бы были записаны в разное время и разными людьми. Тем не менее, этот вариант представляется более аутентичным, ведь речь идет именно об обретении "царства", духовной мудрости, дающей покой возмущенной душе. Христианство же предлагает обретать покой в вере в Христа (Мф.11:29).
Это "цепное высказывание" встречается в других вариантах у гностиков, по своему понявших эти идеи и переделавших их на свой лад в мистическом и эзотерическом духе.
По свидетельству христианских апологетов это высказывание имелось и в Евангелии от евреев: "Написано в Евангелии евреев): Тот, кто удивляется, будет царствовать, и тот, кто царствует, обретет покой" (Климент Александрийский. Strom. II.IX.25). Это написано в конце II века, что подтверждает древность высказываний, содержащихся в Евангелии от Фомы и независимость от позднейших "изысканий" гностиков.
< Евангелие от Фомы - Л1 = = = Евангелие от Фомы - Л3 >
|
</> |