Евангелие от Фомы - Л14
wampus-999 — 06.04.2024 14. 1 Сказал им Иисус: Если вы поститесь, вы приобретёте себе [вариант перевода: "зародите в себе"] грех;2 и если вы молитесь, вы будете осуждены;
3 и если вы даёте милостыню, вы сделаете [вариант перевода: "причините"] зло своему духу. [ср. Фм.6 и Мф.6:1-18]
4 И если вы войдёте в какую-нибудь страну и будете ходить по землям, если они примут вас, то, что они поставят перед вами, ешьте. {Больных среди них исцелите.} [Мф.10:8; Лк.10:7-9]
5 Ибо входящее в ваши уста не осквернит вас, но выходящее из ваших уст – оно осквернит вас. [Мф.15:11,18; Мк.7:15-23]
Иисус второй раз говорит о бессмысленности и даже вреде внешнего благочестия и даже молитв к Богу, и без наших просьб знающему, что нам полезно, а что нет. Фактически, это ответы на вопросы, заданные в 6 логии (характерно, что составители не объединили их, то есть это отдельный вынужденный ответ на просьбу о его разъяснении).
В Нагорной проповеди Иисус дает наставления о милостыне, молитве и посте [Мф.6:1-18], но это формы внешнего благочестия, а в Евангелии от Фомы он проповедует чисто духовное Учение: человек должен заботиться о внутреннем, чистоте своей души (сердца), остальное все приложится. Все прочее вроде исполнения внешних обрядов, законов, предписаний, постов, милостыни напоказ и т.п. в конечном итоге ведет лишь ко греху, перекладыванию ответственности и оскудению души. Человек, который постится, – не истинно постится; молящийся – не искренен и заблуждается; дающий милостыню или отказывающийся от предложенной пищи – превозносится. Просьбы человека, не знающего, что ему по-настоящему полезно или вредно, к Богу, без его напоминаний знающему его истинные нужды, будут им же и осуждены.
То есть это фактическая отмена прежде всего церкви и ее догматов, обрядов и установлений. Нравственные идеалы должны не навязываться извне, но рождаться в сердце человека как внутренний свет, освещающий жизнь и путь человека. То, что в сердце зарождается – то и исходит через уста. Уже отсюда видно, что подобное Учение было неисполнимо не только для евреев, но и для большинства людей, поэтому его нужно было полностью переделать, чем церковь впоследствии и занялась.
Фраза "Больных среди них исцелите" смотрится инородно и разрывает повествование. Скорее всего это более поздняя вставка из Луки 10:9. В этом собрании логий Иисус говорит не о внешнем делании и исцелении других, а об исцелении собственной души.
< Евангелие от Фомы - Л13 = = = Евангелие от Фомы - Л15 >
|
</> |