
Рои Хен "Шум" (2024)


Есть у меня предубеждение перед современной литературой, однако я не оставляю попыток отсеять «зёрна от плевел». И иногда (редко) получается найти действительно что-то стоящее.
Книга написана израильским писателем и драматургом, мужчиной. Но «Шум» — книга абсолютно женская, и вряд ли мужчины найдут в ней что-то примечательное. По крайней мере в узком кругу книжного клуба предпочтения разделились почти пополам. Мужчин книга не впечатлила, а женщинам, напротив, очень понравилась.
Книга рассказывает о трёх ипостасях женщины: внучка Габриэла, её мама Ноа и бабушка Ципора. Три возраста женщины, и в каждом узнаваемые проблемы именно этого периода, данные не как констатация факта, а словно погружение в ощущение того тягостного тянучего времени, в котором ты застрял, будучи подростком. Или ощущения разворота назад в поисках утраченного времени, которое пронеслось как один миг для средней героини, или ощущение, что где-то ты свернул не туда, если оказался в том пункте назначения, куда тебя привела твоя история, как это случилось с Ципорой.
В общем, сожаления, одиночество, непонимание со стороны семьи и друзей. Тяжёлый вроде набор совокупных проблем, однако читать роман легко, потому что героини (Ноа и Ципора) полны самоиронии, непредсказуемы и энергичны.
Начало с Габриэллой-подростком может показаться затянутым, нудным, беспросветным и бессмысленным, но если вас это окунёт в ваши похожие юношеские годы, поверьте, вы испытаете некоторое, сродни мазохисткому, наслаждение и от этой части).
Роман написан довольно схематично. У автора есть каркас истории с опорой на мифологический библейский сюжет, на который он навешивает гирлядну ярких зарисовок из жизни героинь. Можно представить себе трёх этих женщин в образе Великой Троицы (Бога-Отца, Бога-сына и Святого духа) или вернуться к Книге рождения Иисуса Христа с тем самым: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его. Или принять напрямую выведенную автором параллель с историей пророка Ионы, который отказался нести слово Божье в языческий город и за грех свой очутился в чреве большого кита. В чреве Кита тихо, нет никакого Шума и темно.
С одной стороны, книга в третьей
части опрокидывает читателя в мистику или магический реализм (хоть убейте, разницы я не понимаю), а с другой стороны, история абсолютно обыденная в части отношений «дочерей-матерей». Про каждую из нас.
Финал книги многих разочаровал, потому что вмешиваются именно сверхестественные силы. Но при обсуждении клуба решили, что автор в данном случае сам на себя берёт роль Бога в образе «Deus ex machina» и разрубает Гордиев узел всех хитросплетений человеческих чувств и взаимоотношений. Автора при этом все простили. Это не Лев Толстой, чтобы всех неугодных на рельсы. Рои Хен любит всех своих героев.
|
</> |
