Есть ли жизнь без компьютера?

Вот и в то утро, придя на работу и обнаружив отсутствие компьютера, первое, что я сделала – запечалилась.

К счастью, повода для тревоги не было, так как причина исчезновения мне была известна: компьютер забрали сотрудники технического отдела для того, чтобы заменить его более современным.
Рассудив, что техника техникой, а работу никто не отменял, я приступила к делу, однако тут же обнаружилась острая нехватка информации, добыть которую из компьютера можно проще простого, а без него – практически никак.
Дело в том, что у нас давно вся медицинская документация (амбулаторные карты, истории болезни) ведется в электронном виде. И весь внутренний и внешний документооборот – тоже. Что бы мне ни понадобилось – приказ, протокол, решение врачебной комиссии, график работы, деловые письма, алгоритмы оказания помощи, обсуждение проектов – все находится в компьютере.
И без него никак…
Если со входящими письмами я могу ознакомиться в айфоне, то все, что содержит персональные данные и может так или иначе относиться к врачебной тайне, хранится исключительно в медицинской информационной системе, не совместимой с личными гаджетами.
Справившись о времени, которое требуется на перенос содержимого со старого компьютера на новый, я отправилась на внеплановый обход. В конце концов, подумала я, мы же работали в доцифровую эпоху: лечили больных, вели истории, делали рукописные записи. Почему бы не вспомнить славное прошлое?

Воля, сжатая в кулак, довела меня до одного из психоневрологических отделений, где как раз наступило время завтрака, и персонал развозил еду по палатам. Было радостно увидеть, что все идет по плану: пациенты с аппетитом кушают, сотрудники аккуратно выполняют свои обязанности, пытаясь скрыть удивление по поводу моего внезапного появления.

Весь мир мне казался полным гармонии и совершенства – весь, кроме моего осиротевшего кабинета.
Убедившись в том, что в стационарной службе все спокойно, я заглянула в амбулаторию, решила там все насущные вопросы и вернулась в кабинет, полагая, что какую-то часть работы с документацией я все-таки могу выполнить и без компьютера.
Ведь я застала те времена, когда истории болезни велись исключительно в рукописном виде. Да, в них почти ничего невозможно было разобрать, но мы старались. Благодаря той практике, я до сих пор виртуозно разбираю всякие каракули, и если сейчас какой-нибудь гражданин напишет заявление почерком советского врача, его непременно несут мне на «почерковедческий» анализ. К счастью, со временем мой навык востребован все меньше и меньше.
Конечно, моя профессиональная деятельность преимущественно связана с живым общением с пациентами, их родственниками и многочисленными сотрудниками, но любая административная должность подразумевает большой объем документации, которая, к слову, не является лишней. Я должна быть в курсе всех изменений законодательства, легко ориентироваться в новых алгоритмах и протоколах ведения пациентов, отвечать на обращения граждан, взаимодействовать с другими структурами и т.д. Как ни странно, но все это отнюдь не «бумаготворчество» и не «бумажная волокита», справедливо высмеиваемая сатириками.
Все это – действительно нужная документация, которая непрерывным и неиссякаемым потоком поступает на мой рабочий стол.
И как же с ним поступить, будучи разлученной с компьютером?
Во-первых, я могу прочитать методические рекомендации, которые выпустил Минздрав, и любезно распечатала мне секретарь.
Во-вторых, выпить кофе.

В-третьих, можно всегда повторить во-вторых.

Читать с экрана я приучала себя несколько лет. Мне, конечно, сподручнее традиционное чтение текста на бумаге, но из экологических соображений я убеждаю себя в том, что электронный формат не менее удобен.
И вот у меня появилась необходимость (она же – возможность) временно вернуться к былым привычкам и сравнить два варианта.
Признаюсь: читать с листа намного приятнее и менее утомительно. Зато у электронной версии есть преимущества, если надо делать правки.
Через полчаса бумаги полностью захватили то место, где стоял монитор и лежала клавиатура, и для бумаг оно вовсе не было лишним. Если бы ситуация с заменой компьютера растянулась до конца дня, я бы уже и не знала, куда его ставить - так быстро привыкла к столу без оргтехники.

К столу-то я привыкла, а вот к отсутствию доступа в информационную систему – нет. Мне постоянно требовалась какая-то информация, на поиски которой у меня обычно уходит менее минуты, и ее недостаток то и дело создавал проблему.
Увы, но мы стали очень зависимы от электронных ресурсов.
Избаловались легкой доступностью информации.
Привыкли предъявлять высочайшие требования к скорости своей работы.
Все это неизбежные следствия технического прогресса, который удобен, но по-своему разрушителен.
А потом я решила усилить необычность дня и устроила перекус, усевшись за журнальный столик.
Обычно я ем за рабочим столом, то есть совмещаю прием пищи с продолжающейся работой за компьютером. Некоторое время мне удавалось разделить эти два занятия, но незаметно дурная привычка отказывать себе в полноценном перерыве вернулась на свое место.
И вот я решила ее резко преодолеть, воспользовавшись отсутствием своего электронного компаньона.
Поразительно, но я ни разу не сидела за этим столиком на протяжении пяти лет. Новый опыт оказался весьма приятным.

Через пять часов мне принесли новый компьютер, а спустя еще час я упоенно работала за ним так, будто и не было этой необычной половины дня.

Конечно, мне еще придется привыкнуть к новой клавиатуре, поскольку за несколько лет пальцы крепко сдружились со старыми клавишами, но все это мелочи в сравнении с поразившим меня выводом о том, как сильно наша деятельность связана с электронными ресурсами.

Да, есть профессии, которые практически не претерпели серьезных изменений за последние десятилетия, но здравоохранение явно не из их числа. С медиков требуется все, что требовалось раньше, но при этом каждый должен уметь ловко обращаться с медицинскими информационными системами, безошибочно вести документацию в электронной и бумажной формах (да, бумажную историю болезни никто не отменял), оперативно решать разнообразные вопросы, уповая на надежную технику и свои крепкие нервы.
|
</> |