"Если Бога нет , то все дозволено." Преступление и наказание. " В ожидании

Скоро выходит или даже уже вышел новый сериал по самому знаменитому произведению Достоевского . И поэтому решила уже заранее перечитать роман и посмотреть старый фильм , который поставлен без всяческой новомодной отсебятины и пошлых конъюнктурных накруток . Не представляю , как сейчас преподают «Преступление и наказание » в школе, ведь чтобы осмыслить роман в полной мере, в идеале надо быть таким же эрудитом , как сам Федор Михайлович. Когда ставила посты по Чехову , только упомянула , что его пьесы полностью понятны лишь особому элитарному читателю , как отхватила в ответ по полной программе . )) А я ведь лишь констатировала упрямый факт : чтобы воспринимать произведения писателей -интеллектуалов , надо иметь особый читательский тезаурус .) И если вы собираетесь заново осмыслить «Преступление и наказание», то сначала хорошо бы прочитать «Страдания молодого Вертера »Гете , «Красное и черное» Стендаля , «Пиковую даму» Пушкина и романы Тургенева «Отцы и дети» и Чернышевского «Что делать?» Потому что у Раскольникова много литературных предшественников , таких же лузеров, мечтающих о признании в обществе , как и он . И «Преступление» , это , собственно , ответ на роман «Что делать» , где в художественной форме излагается теория разумного эгоизма, которая вылилась в итоге в чудовищную идею Раскольникова. А также нужно хотя бы иметь понятие о Категорическом императиве Канта.
Поехали дальше. Чтобы понять мотивы поведения Раскольникова ,
сначала надо поговорить о Наполеоне . Уже писала , что не считаю
Наполеона выдающейся личностью. Это герой волею судьбы. Такое
нередко бывает, когда волна истории поднимает на недосягаемую
высоту совершенно заурядного мужчинку. Неслучайно его успех был
предметом зависти мужчин нескольких поколений. Как это : без особых
достоинств так высоко взлететь ! А на самом деле это просто
баловень судьбы и результат множества сложившихся в его пользу
факторов. И закончил свои дни в полном забвении, когда опять же
слепая неведомая сила, играючи, точно так же, как и вознесла,
вышвырнула его на обочину истории. )
Можно попробовать понять, что происходило в душе Раскольникова ,
мучительно завидующего славе французского императора и
вынашивающего страшный замысел -провести эксперимент над
собственной душой и проверить себя, сможет ли он, подобно Наполеону
, переступить через чужую кровь? Неслучайно его теория вызревала в
голове на фоне ужасающей нищеты . Вот он выходит из своей тесной
каморки , похожей на шкаф, вот старается незаметно проскользнуть
мимо хозяйки . он, возомнивший себя человеком особой, высшей породы
, вынужден прятаться и испытывать мучительное унижение от
безденежья и крайней нищеты . вот входит во двор, похожий на
колодец , где витают отвратительные запахи помойки , а
жизненное пространство издевательски смеётся над ним. В душе он
видит себя великим, а в реальности ведёт жизнь униженного
маленького человечка. Раскольников решил проверить , сможет ли он
стать такой сильной личностью , как Наполеон , который ради своей
прихоти по мановению руки мог послать на смерть тысячи людей .
наполеон в те времена ещё оставался кумиром . Каждый крайне
честолюбивый и амбициозный человек мечтал о своём Тулоне. Идея
власти сильной личности над миром просто витала в воздухе . Ницше в
книге " так говорил Заратустра" представил модель сверхчеловека и
высказал мысль, что психология переходных эпох содействует
нарождению сильных характеров, приближающихся к типу
"сверхчеловека". И ведь Раскольников не опереточный злодей ,
следуя движению души , он помогает Мармеладову . но как получается,
что из безобидного молодого человека так легко превращается в
убийцу , лишившего жизни сразу несколько человек? Он ведь убил
старуху и её сестру , которая предположительно вполне могла быть
беременной .
И Раскольников на самом деле не раскаялся , он ужасно переживал, что не оказался право имеющим, но не сам факт убийства. Евангелие читал под влиянием Сони и видел аллегорический сон о моровой язве, но его раскаяние Достоевским словно за уши притянуто. У меня имеется сильное подозрение , что Раскольников , как человек с напрочь отключенной опцией совести, тупо использовал Сонечку , которая добровольно пошла за ним на каторгу , спасая его душу . Они изначально на разных позициях , и им никогда не понять друг друга. Мне кажется, к этому герою у автора нет ни капли симпатии. Это человек с больными амбициями . На момент знакомства с ним читателя не работает и живет за счет скудных средств матери . Полное ничтожество, возомнившее себя Наполеоном . И пытаясь это себе доказать , самоутверждается не за счет какого -нибудь умного , сильного и и опасного Свидригайлова , а за счет немощной старухи.
Когда смотрела фильм, особенно интересна была история Свидригайлова. Он вторая ипостась Раскольникова. И любопытно , что негодяй Свидригайлов написан Достоевским так, что, хоть он и чудовище , к нему помимо воли все равно появляется какая -то симпатия, несмотря на то что тот душегуб , растлитель малолеток , убийца своей жены. Но такова воля автора -несмотря на дьявольскую сущность Свидригайлова вызвать к нему сочувствие , и читатель этой воле подчиняется . Он безумно влюблен и ведет себя в общем- то довольно по мужски, смело и настойчиво, а такие настойчивые мужчины обычно нравятся женщинам. И там был намек, что Дуня от него когда-то млела. Если предположить, что этот негодяй ей когда -то на самом деле немного нравился , то великолепная сцена объяснения уже немного по- другому выглядит , и его дальнейшее самоубийство говорит о наличии совести.
А Раскольников по сути разрешил себе переступить через моральные законы общества , через Кантовский внутренний закон, дал себе право на убийство и сам приговорил старушку без суда и следствия . Если Бога нет в душе и каждый возомнит себя Богом и начнет приговаривать окружающих , основываясь на том , нравятся они лично ему или нет , то, как в аллегорическом сне Раскольникова , люди начнут тупо мочить друг друга . В этом смысле и Дуня, считаю, не имела права стрелять в Свидригайлова. Она тоже переступает внутренний нравственный закон , это тоже определённая ипостась души Раскольникова . )) Достоевский показывает Раскольникова в окружении двойников. Шикарный литературный прием! Чем вам Достоевский не постмодернист? )) И Лужин двойник главного героя . Кстати , эти стрелы полетели в адрес Чернышевского , с его теорией разумного эгоизма.
Собираетесь ли вы смотреть сериал и перечитывать роман?