Еще раз про образование и современный мир

топ 100 блогов anlazz11.10.2020 В советские времена была известна «псевдозакономерность»: что бы ни произошло, подорожает водка. Связано это было с тем, что в послевоенное время – в рамках борьбы с пьянством – цену на алкоголь, действительно, несколько раз поднимали. Причем, по известным причинам, происходило это в момент смены если не руководства, то политического и экономического курса. (Единственный раз, когда случилось обратное – при приходе к власти Андропова.) Впрочем, победить «зеленого змея» этими действиями так и не удалось: проблема алкоголизма в стране была тесно связана с процессом быстрой урбанизации и модернизации общества. Поэтому до смены поколений на полностью модернизированное – что случилось только в конце 2000 годов – пьянство так и оставалось серьезной проблемой для общества.

Однако в данном посте речь пойдет вовсе не об этом. А о том, что и для современного мира можно вывести подобную «эмпирическую закономерность». Причем, работать она будет гораздо «жестче», а влиять на жизнь людей на порядок сильнее, и охватывать почти целый мир, а не отдельно взятую страну. И состоит эта закономерность в том, что сейчас любые изменения неизбежно приводят к ухудшению образования. Да, именно так: все последние четыре десятилетия могут, фактически, рассматриваться, как «образовательная деградация». В процессе которой каждое последующее поколение может считаться знающим и умеющим гораздо меньше, нежели предыдущее. Несмотря на все внешние признаки, которые, вроде бы, должны свидетельствовать об обратном: ведь порой кажется, что «новые поколения», вроде бы, более приспособлены к современной жизни. Но это именно кажется.

* * *

Но о последнем будет сказано уже отдельно. Пока же хочется привести последний – и наиболее яркий – пример подобного ухудшения. А именно: ныненшюю «эпидемию удаленки», которая была вызвана пресловутым коронавирусом. Почему «пресловутым»? А потому, что – при всей своей опасности – COVID-19 обладает одним очень важным свойством. А именно: его деструктивное воздействие на детей школьного возраста минимально – меньше даже, нежели у гриппа или у «обычных» ОРВИ. (Которые приводят к введению карантинных мер практически ежегодно. Просто потому, что наполняемость классов в период массовой вспышки заболеваний часто снижается до 50% и ниже.) Так вот: нынешняя эпидемия этого не вызывает, и можно было бы предположить, что уж на образовательную сферу она никаких особенных воздействий на произведет…

Однако в действительности все происходит ровно противоположным образом. В том смысле, что именно образование становится главной мишенью вводимых «псевдокарантинов». Скажем, во время «весеннего обострения» (не только коронавируса) школьники, вышедшие на каникулы уже в двадцатых числах марта, до конца года в школу так и не вернулись. Поскольку вначале им было продлено «время отдыха» на две недели, а затем введен т.н. «режим дистанционного образования». Который, фактически, стал не только временем непрерывного стресса для педагогического состава школ – в связи с необходимостью «мнгновенного» освоения новых инструментов – но и периодом необычайной «расслабленности» для учащихся. Во время которых последние могли заниматься чем угодно – но только не изучением потребных предметов.

Кстати, вопреки всем скептикам, как раз учителя с поставленным перед ними вызовом справились. А ведь сколько было высказываний на тему: «да марьванна неспособна к освоению новых технологий» - особенно от пресловутых айтишников. (В действительности же серьезные проблемы если и возникли, так исключительно из-за сырости и непродуманности технических средств «дистанционки».) Так что все разговоры о том, что нынешнее «сматрфонно-компьютерное поколение» может заткнуть за пояс своих родителей (и бабушек) за пояс «в информационном пространстве», в очередной раз оказались ошибочными. А вот преодолеть проблему мотивации к учебе – а точнее, ее отсутствия – а равно, и невозможности это делать «через компьютер», у детей так и не удалось. Несмотря на все усилия со стороны той же школы и родителей. (Все мои знакомые, имеющие детей школьного возраста, буквально «взвыли» от того, сколько сил стало необходимым прикладывать для обучения. Ну, а про учителей уже было сказано выше.) Кстати, надо понимать, что не все родители адекватно восприняли данную необходимость – значительное их число просто устранилось. Что однозначно привело к тому, что реальный уровень усвояемости материала на «дистанционке» приблизился к нулю…

* * *

Впрочем, подробно разбирать указанный момент в данном посте нет смысла. И единственное, что еще можно написать на данную тему – так это то, что он еще раз показал невозможность «самостоятельной учебы» для представителей школьных возрастов, и важность непосредственного контакта их с учителями. Сиречь – ошибочность популярной идеи о том, что «школа должна давать информацию, поскольку только в этом состоит ее сущность». Вместе с вытекающими отсюда «субидеями» о том, что «надо давать самую новую информацию» или «надо давать ту информацию, которая нужна будет в будущей жизни». Но указанный момент надо разбирать уже отдельно.

Тут же следует сказать о другом. О том, что – как уже говорилось выше – указанное ухудшение образования в период «коронадури», не явилось чем-то уникальным. А наоборот: выступило всего лишь хорошей иллюстрацией указанной глобальной закономерности. Состоящей том, что любые действия современной элиты приводят к одному: к тому, что образование становится хуже. Причем, безо всякого вируса. Поскольку причиной ухудшения может быть все. Точнее сказать – «все» из того диапазона, который характеризует настоящее время. Например, можно вспомнить массовый переход на «национальные языки», который произошел во всех «национальных республиках» бывшего СССР. Самым близким – и самым известным – примером этого выступает текущее внедрение «мовы» на Украине. Но, разумеется, только ей дело не исчерпывался: еще раз – не было ни одного постсоветского государства, где указанное действо не было бы совершено. (Ну, может быть, за исключением Белоруссии.)

Результат же данного процесса у этих «всех» оказывается одним и тем же: уровень образования падает практически до нуля. Кстати, несмотря на очевидные последствия, некоторые «бывшие республики» на одной «мовизации» не останавливаются – они, например, решают перейти на литиницу. (Как тот же Казахстан.)Понятно, что пользы от этого в условиях повсеместного господства 32 битных шрифтов найти невозможно, однако в «деструктивном плане» это действие проявляется сполна. На указанном фоне даже тот факт, что реальное преподавание той же истории в указанных условиях превращается в изучение некоего «национального фэнтази», выглядит уже незначительным.

Ну, не будут знать выпускники базовые моменты исторического процесса – которые вместо этого заменяются «патриотическими болванками» о «мировой роли» собственного народа – ну и что! Поскольку, во-первых, уровень «вбивания» этих самых «болванок» так же падает до нуля – в результате чего значение западной масс-культуры однозначно «забивает» данную дурь. (Так, 99% украинском молодежи уверена, что лучшая в мире жизнь – не на Украине, а в Европе или США.) Ну, а во-вторых, потому, что на фоне общей деградации знаний о мире это самое незнание истории оказывается не особенно и страшным. (По крайней мере, по сравнению с тем же катастрофическим незнанием базовых основ мироздания, которое накрыло современный мир.)

* * *

Впрочем, даже не это является самым интересным в указанном процессе. Поскольку даже указанная «национализация» еще как-то объяснима – в том смысле, что для капиталистического руководства лояльность населения всегда и везде была на порядки важнее, нежели его реальный уровень знаний. Однако образование разрушается даже тогда, когда совершаются действия, прямо направленные на его улучшение. Скажем, это очень хорошо видно по примеру бесконечной «школьной реформы», осуществляемой у нас, однако то же самое происходит практически во всех странах. (Даже в тех, где в приоритете оказывается указанная выше «национализация» - а точнее, там это действует прежде всего. )

Поскольку указанному моменту практически всегда сопутствует стремление к «смене устаревшей совковой модели» образования на передовую европейскую. (И это при том, что в самой Европе наблюдаются те же самые проблемы!) В результате чего публикуется огромное количество всевозможных работ, проводится бесчисленное количество разного рода «педагогических исследований» и выделяется бессчетное количество пресловутых «грантов». Однако результат этой титанической – и довольно дорогостоящей – деятельности оказывается всегда одинаков, не важно, идет ли речь о России, Украине или, скажем, Германии. В том смысле, что в образовательной системе с каждым нововведение прибавляется количетсво бюрократических ограничений и указаний, висящих над учителем. А равно – и количество «административных работников», должных эти указания и ограничения обрабатывать. Реальные же возможности для образования детей от этого закономерно падают. (Единственная разница тут состоит в «формальном обосновании» данных ограничений и указаний: скажем, в Европе тут «напирают» на толерантность и гендерные проблемы, а в «нацреспубликах» и РФ – на «модернизацию» и «национальные особенности».)

В общем, с каждым годом образовательная система демонстрирует все более, и более худшие результаты. А «прошедшие через нее» граждане с каждым годом начинают принимать все менее и менее адекватные реальности решения. (С учетом того, что определенная часть этих граждан идет в ту же образовательную систему нетрудно заметить, что процесс этот «самоусиливающийся».) Причем, сейчас эта неадекватность может наблюдаться уже «невооруженным глазом» - в том смысле, что большая часть «управленческих решений» оказывается трудно объяснимой даже с т.з. личных интересов «управленцев». (Еще раз: та же «коронаэпидемия» - а точнее, те действия, что предпринимались и предпринимаются «лучшими людьми» в плане борьбы с ней – имеют очень малое отношение к рациональному. А порой и просто к разумному – как, например, пресловутая кампания по запугиванию населения.)

Ну, а о том, что это значит, и что будет дальше, будет сказано уже в отдельном посте…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
То, что три украинца - это партизанский отряд с предателем, давно известно. Ну менталитет такой, салом вскормленный. Но торговать «правами уйгуров» - это что-то новенькое. Кстати, вы знаете, чем уйгуры отличаются от Навального? УЙГУРЫ И НАВАЛЬНЫЙ Вся разница между ними в том, что ...
Как пишет Рейтер, ЕС намерен сделать финансовую и военную поддержку УГИЛ статьёй бюджета Евросоюза. Министры финансов соответствующих стран согласились включить расходы на финансирование Кыива в главный финансовый документ ЕС на 2023 год. Всего-то отказаться от душа в пользу ...
Читать на сайте Иногда труднее всего бывает увидеть то, что лежит под самым носом. Примерно так получилось у меня с фильмом «Один дома». Много лет я видел в нем все, что ...
И самое интересное - стоит сказать про "документацию" правду, которую в глубине души и так все знают, - и это обычно провоцирует бурление говн, и поток самых невероятных высказываний. Давайте посмотрим, почему же люди пишут документы тогда, когда ...
Вообще зная любовь сильных мира сего к символизмам (и это правильно, нужно пользоваться), я уже прикидываю, что случайно совпало, а что было задумано. Присоединение 4-х областей в прошлом году получилось на Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью. Начало СВО сразу после 23 февраля, дня ...