![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomanlazz62128340176400176400_original.jpg)
Еще раз про "эффективность" современного мира
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Так вот - можно сравнить данную сумму с той, в которую, якобы, должно обойтись восстановление после пожара Собора Парижской Богоматери. Напомню, что тут даже миллиарда евро оказывается недостаточным. Впрочем, еще более интересно то, что "тот самый" ремонт кровли, который и вызвал данный пожар, стоил французской казне... 100 млн. евро. То есть - заменить некоторые деревянные конструкции в 2019 году оказалось сравнимым с восстановлением из руин собора в конце 1990 годов. И это при том, что инфляция евро за это время не сказать, чтобы "космическая" - порядка 50%. Поэтому списать на нее данное увеличение не получится.
* * *
Ну, и самое главное: примерно похожий рост цен произошел практически во всех областях, выходящих за рамки "рутинной" деятельности. Т.е., требующих привнесения хоть чего-то нового. На этом фоне постепенное "подбирание" цен на "крупное строительство" к пресловутому "миллиарду евро" уже не удивляет - скорее наоборот. При том, что еще в 1990 годы "миллиард единиц" что европейской, что американской валют казался астрономической суммой.
Скажем, первоначальная (на начало 2000 годов) стоимость международного термоядерного реактора ITER оценивалась в 5 млрд. евро. Эта цифра была настолько велика, что, собственно, и привела к международному статусу проекта - поскольку считалось, что ни одна "национальная экономика" не потянула бы подобное. Как говориться: не смешите мои тапочки! Поскольку уже к 2015 году стоимость постройки реактора стала ... 20 млрд. евро. И это, конечно же, еще не окончательное число: не удивлюсь, если к моменту запуска ITER будет стоить 100 млрд. евро. Если, конечно, его вообще когда-нибудь построят в связи с постоянным ростом затрат. (И если к этому моменту евро, как валюта, вообще сохраниться.)
Впрочем, что там термоядерный реактор - тут банальный аэропорт в Берлине никак не могут построить. По той же самой причине: цена на строительство все время возрастает. Поскольку если в 2006 году данное сооружение должно было обойтись в 2 млрд. евро, то в 2018 эта сумма выросла до практически 7 миллиардов. И это еще не предел - поскольку аэропорт еще не построен. (Изначально его должны были открыть, кстати, в 2011 году.)
* * *
То есть, любая крупная стройка в настоящее время требует для себя затрат, превосходящих планировавшиеся в разы. При одновременном так же в разы увеличении сроков. Причем, никакой инфляцией это не объяснить: как уже говорилось, с момента ввода того же евро в 1996 году он официально "просел" всего на 50%. А ведь следует учитывать еще и гипотетическое совершенствование технологий, в принципе, должных снижать стоимость. Что прекрасно показывает, что в реальности "дутым" является не только экономический рост - но еще и технологическое развитие. (Кстати, не может ни "радовать" тот факт, что одной из наиболее "взлетевших" в цене областей сейчас является ... создание технических проектов. Т.е., как раз та самая отрасль, которая - гипотетически - должна вообще упасть "до нуля" в связи с современном уровнем компьютеризации.)
Ну, и как "вишенка на торте": в это же самое время КНР осуществляет сложнейшие инфраструктурные проекты практически "за копейки". Скажем, Цинхай-Тибетскую железную дорогу, являющуюся, наверное, самым сложным транспортным путем в мире (проходящую по высокогорным районам с огромным числом мостов и эстакад) протяженностью более 2 тыс. км. (если считать с участком Лхаса — Шигадзе) Которая обошлась Китаю всего в 4 млрд. долларов. (Не евро.) Еще раз: построить более 2 тыс. км ж/д путей через горы, ущелья и вечную мерзлоту оказалось всего в 4 раза дороже, нежели отремонтировать сгоревший собор в городе Париже!
P.S. Наверное, тут не надо говорить, что в "богоспасаемой" ситуация сходна с "общеевропейской". В том смысле, что затраты на любые, более-менее сложные, проекты тут так же растут, как на дрожжах. Однако "тут" принято считать, что это связано исключительно с "коррупцией" и "совковой неэффективностью" - в то время, как указанное выше показывает как раз обратное: то, что данный процесс как раз является "общеевропейским", а точнее, "общезападным". И, ИМХО, связан не столько с пресловутыми "попилами и откатами" - сколько с более "системными" вещами.